Елена Образцова и Альгис Жюрайтис познакомились на сцене и не расставались 20 лет. Об их любви в Большом театре ходили легенды. Неизмеримый талант и страсть - вот то, чем наградила их судьба.
Ни о какой любви Елена даже не мечтала. Разве что о любви к музыке. Худенькая девушка, дитя войны, на тонких длинных ногах, в которых самым толстым местом были колени, уверенной походкой, вопреки воле отца пришла поступать в консерваторию. Ее взяли без экзаменов: редкий случай - приемная комиссия мгновенно разглядела в ней будущую оперную звезду.
Ноты, пюпитры, репетиции до поздней ночи - певица не бегала на танцы, как ее сверстницы, учила и учила. «Ленка, останешься в старых девах!» - подначивали однокурсницы. Между собой ее даже прозвали монашкой.
Елене исполнилось двадцать шесть, и слова подруг могли стать пророческими в личной жизни певицы, не встреть она в гостях у друзей импозантного и серьезного мужчину, физика Славу Макарова. «Вот мой будущий муж», - пронеслось в голове будущей оперной певицы. Так и случилось. Вячеслав -Петрович был старше, умнее, лучше разбирался в жизни.
В их отношениях он сразу взял на себя роль наставника. Лене нравилось, что он одержим служением науке так же, как она - музыке. Они поженились и прожили счастливо семнадцать лет. Пока не грянул гром...
В их доме бывали коллеги Образцовой по Большому театру, в том числе Жюрайтис, известный литовский дирижер. Певица старалась каждый раз приготовить особенный ужин - Альгис был очень худым и не ел мяса. Но это была не единственная его странность. В Большом театре над дирижером часто подтрунивали - вегетарианец, йог, аскет. Он был необыкновенным человеком, гениальным дирижером.
Никогда не использовал дирижерскую палочку, управлял оркестром с помощью рук. Когда в Японии поклонники спросили, почему он не пользуется палочкой, хормейстер со свойственным ему остроумием ответил: «Палочками я ем, а не дирижирую». Он сочетал в себе несочетаемое: литовское хладнокровие уживалось со взрывным итальянским темпераментом, тяга к романтизму соседствовала с крайней необщительностью, а интеллект и огромный багаж знаний об искусстве и мире - с детской непосредственностью в выражении эмоций.
Будучи всю жизнь близок к буддистским идеям, уже в зрелом возрасте хормейстер крестился в православие с именем Александр. Всю свою необычайную энергию этот человек выплескивал на сцене, у него были сотни тысяч поклонниц во всем мире. А вот с личным - не везло. Альгис трижды был женат, у него были дочь и сын, которым он признался однажды, что не создан для семейного счастья. «Для этого тоже нужен талант, а я больше талантлив в музыке», - сокрушался он.
Нельзя сказать, что мужчина не обращал внимания на приму Большого, красавицу певицу. Ведь она тоже была незаурядной личностью. Вот она выходит исполнять свою коронную арию в «Кармен». Публика ахнула: неслыханное дело - оперная дива стоит на сцене босиком! Нигде, ни в одном оперном театре мира такого еще не было.
«Ну, скажите мне, откуда у бедной безработной цыганки деньги купить бархатные туфли с серебряными пряжками?!» - объясняла Лена свой смелый поступок. Она вообще всегда была смелой, почти хулиганкой. Кто еще в зрелом возрасте рискнет попробовать себя в драматическом искусстве и сыграет в спектакле Виктюка, похудев для этого на 28 кг за два месяца?
А в 74 году на «Новой волне» в Юрмале прима решила похулиганить и спеть вместе с рэпером Тимати, чем потрясла публику до глубины души... Нет, если Альгис и говорил, что не замечал эту Необыкновенную женщину, то конечно, лукавил.
Однажды в темных коридорах Большого театра он подошел к Елене и предложил спеть оперетту. Она была занята - собиралась на гастроли в Италию, поэтому отмахнулась: «Замечательно, я вернусь, и мы споем». А когда вернулась, дирижер вдруг объявил: концерт оперетты даем через три дня. Как через три дня?! Она же не репетировала ни минуты! А там тексты на немецком, которого она не знала. Елена накинулась было на Альгиса, но встретила его растерянный взгляд - беспомощный, как у ребенка. Он не подумал...
И тогда оперная дива совершила для него этот подвиг: поставила ноты и читала с листа, но концерт спела. Когда занавес опустился, Альгис пришел в гримерку к певице. Ему не нужно было ничего говорить - она все поняла. Между ними как будто искра пробежала. Случилась любовь, которая разрушила всю предыдущую, налаженную личную жизнь.
Этому не предшествовало никаких ухаживаний, цветов, свиданий. Но они оба поняли, что должны быть вместе. «Все, что я делаю на сцене, - это о любви и ради любви. Когда человек перестает любить, он уже не может быть артистом. Певец обязан жить страстями, а не лежать в вате, боясь простудиться. Любовь - Божий дар, от которого нельзя отказываться», - говорила в интервью Образцова.
В театре ничего не скроешь, об их романе быстро узнали, у людей был шок. Все привыкли, что она очень скрытная и строгая и на легкомысленные поступки не способна. Ей говорили: «Ты с ума сошла! Зачем тебе этот дирижер?»
Они катались вдвоем на машине, по вечерам бродили по улицам, взявшись за руки, словно подростки. А ведь Елене было 43, а Альгису - 54. Скрывать вспыхнувшие чувства было нелегко, особенно ей. Но она переживала за реакцию дочери, которая в это время заканчивала школу. Решили дождаться, когда Леночка сдаст экзамены и поступит в университет. Но однажды Лена сказала матери: «По-моему, он тебя любит». Мать попыталась обернуть все в шутку, но дочь уже все поняла. И рассказала отцу...
«Слава, ну что ты молчишь?! Разве ты не хочешь меня удержать? Сделай что-нибудь!» - в отчаянии заламывала руки Елена. На что муж лаконично ответил: «Это любовь. Что тут сделаешь?» Она знала, что он прав. Ей было больно уходить из семьи, но без него жить, есть, дышать она уже не могла. Тогда состоялся концерт - самый ужасный в ее жизни. В зале сидели оба: Альгис и Вячеслав. Они ждали, когда она сделает свой выбор. А выбора у нее уже не было...
Уход к любимому обошелся солистке очень дорого: дочь Леночка осталась с папой и два года общалась с матерью только по телефону, называя ее Еленой Васильевной. Материнское сердце разрывалось на части. Такого удара она не ждала. Но она решила бороться за своего ребенка.
И пусть пришлось выслушивать много гадостей, страдать, но потом с Леночкой они стали лучшими подругами, жить друг без друга не могли. Елена знала, что рано или поздно дочь ее поймет. Так и случилось - когда та выросла, вышла замуж, а потом развелась с третьим своим мужем, родила сына...
Елена и Альгис прожили вместе двадцать лет, как один день. Не было ссор, размолвок, упреков. Их объединяла общее дело - музыка, они оба принадлежали искусству. Много ездили вместе и по заграницам, и по России, вместе ставили спектакли. Оперная певица впервые почувствовала себя абсолютно счастливой: рядом с ней был не только любимый мужчина, но и единомышленник. Ей больше не нужно было выбирать между семьей и работой.
Не нужно доказывать свое право на служение искусству. Не нужно ничего объяснять - Жюрайтис понимал все по ее глазам. Цена, которую Образцова заплатила за свою любовь, себя оправдала. Он очень любил ее руки, не было дня, чтобы он не сделал супруге массаж и не перецеловал их. Когда они ссорились, Елена сердилась: «Не трогай меня!» А он говорил: «Но они же не виноваты!» - и показывал на ее руки. И она все прощала.
Елена вспоминала: «Он был все время разный. Засыпая вечером, я никогда не знала, с каким человеком проснусь утром. Разговорить его было непросто - очень замкнутый был человек, но когда он начинал говорить, я просто заслушивалась. Вообще-то он молчун был и любил одиночество. Сначала я никак не могла этого понять: в нашем женском представлении, если любишь человека, хочется быть с ним как можно больше. Он очень меня любил, но ему хотелось одиночества: уходил на лыжах в лес или уезжал куда-то далеко на велосипеде... Потом я поняла его, и жизнь у нас наладилась».
Однажды во время гастролей Лена сидела в номере, ждала его звонка. И так рванулась к телефону, что сломала палец на ноге. В четыре часа ночи ее увезли в больницу, наложили гипс, и все концерты она пела в инвалидной коляске. Альгис в этой коляске ее возил по городу.
Он всегда дарил ей цветы. А иногда приходил домой и сообщал: «Сегодня я "Жизель" играл для тебя». И все адажио в «Лебедином» были для нее, она это знала. В антракте Альгис обязательно шел ей звонить, и это тоже был подарок. А она, когда могла, старалась заглянуть в антракте к нему в дирижерскую комнату. "Он лежал на диване в черных брюках и белоснежной рубашке, лицо у него было одухотворенное, и я его в эти минуты очень любила..." -признавалась Образцова.
Все оборвалось в одно мгновение. У Альгиса обнаружили рак, сделали операцию. Врач сказал Елене, что ему осталось три месяца. Он прожил полтора года... Все это время Образцова была рядом с мужем, поддерживала его, строила планы. Уверяла, что он поправится, а у самой кошки скребли на душе. Наступила черная полоса: Елена упала на сцене и сломала руку, потом ограбили их квартиру и в завершение мук - умер супруг.
Жить без него она не хотела. Она оставила сцену, на два года сделалась отшельницей, пока друзья не втянули ее в работу. «Я очень любила моего мужа. Я и сейчас очень его люблю...» -постоянно говорила Елена.
...Елена Васильевна ушла из жизни 15 января 2015 года, пережив мужа на шестнадцать лет. В память об этой гениальной паре остались записи концертов, интервью, телепередачи. Но главное, чему они научили нас своим примером, это то, что настоящая любовь есть, и она преодолеет все, если ее не предать.
Начало пути Елены Образцовой
Ни о какой любви Елена даже не мечтала. Разве что о любви к музыке. Худенькая девушка, дитя войны, на тонких длинных ногах, в которых самым толстым местом были колени, уверенной походкой, вопреки воле отца пришла поступать в консерваторию. Ее взяли без экзаменов: редкий случай - приемная комиссия мгновенно разглядела в ней будущую оперную звезду.
Ноты, пюпитры, репетиции до поздней ночи - певица не бегала на танцы, как ее сверстницы, учила и учила. «Ленка, останешься в старых девах!» - подначивали однокурсницы. Между собой ее даже прозвали монашкой.
Елене исполнилось двадцать шесть, и слова подруг могли стать пророческими в личной жизни певицы, не встреть она в гостях у друзей импозантного и серьезного мужчину, физика Славу Макарова. «Вот мой будущий муж», - пронеслось в голове будущей оперной певицы. Так и случилось. Вячеслав -Петрович был старше, умнее, лучше разбирался в жизни.
В их отношениях он сразу взял на себя роль наставника. Лене нравилось, что он одержим служением науке так же, как она - музыке. Они поженились и прожили счастливо семнадцать лет. Пока не грянул гром...
В их доме бывали коллеги Образцовой по Большому театру, в том числе Жюрайтис, известный литовский дирижер. Певица старалась каждый раз приготовить особенный ужин - Альгис был очень худым и не ел мяса. Но это была не единственная его странность. В Большом театре над дирижером часто подтрунивали - вегетарианец, йог, аскет. Он был необыкновенным человеком, гениальным дирижером.
Особенности Альгисас Жюрайтиса
Никогда не использовал дирижерскую палочку, управлял оркестром с помощью рук. Когда в Японии поклонники спросили, почему он не пользуется палочкой, хормейстер со свойственным ему остроумием ответил: «Палочками я ем, а не дирижирую». Он сочетал в себе несочетаемое: литовское хладнокровие уживалось со взрывным итальянским темпераментом, тяга к романтизму соседствовала с крайней необщительностью, а интеллект и огромный багаж знаний об искусстве и мире - с детской непосредственностью в выражении эмоций.
Будучи всю жизнь близок к буддистским идеям, уже в зрелом возрасте хормейстер крестился в православие с именем Александр. Всю свою необычайную энергию этот человек выплескивал на сцене, у него были сотни тысяч поклонниц во всем мире. А вот с личным - не везло. Альгис трижды был женат, у него были дочь и сын, которым он признался однажды, что не создан для семейного счастья. «Для этого тоже нужен талант, а я больше талантлив в музыке», - сокрушался он.
Нельзя сказать, что мужчина не обращал внимания на приму Большого, красавицу певицу. Ведь она тоже была незаурядной личностью. Вот она выходит исполнять свою коронную арию в «Кармен». Публика ахнула: неслыханное дело - оперная дива стоит на сцене босиком! Нигде, ни в одном оперном театре мира такого еще не было.
«Ну, скажите мне, откуда у бедной безработной цыганки деньги купить бархатные туфли с серебряными пряжками?!» - объясняла Лена свой смелый поступок. Она вообще всегда была смелой, почти хулиганкой. Кто еще в зрелом возрасте рискнет попробовать себя в драматическом искусстве и сыграет в спектакле Виктюка, похудев для этого на 28 кг за два месяца?
А в 74 году на «Новой волне» в Юрмале прима решила похулиганить и спеть вместе с рэпером Тимати, чем потрясла публику до глубины души... Нет, если Альгис и говорил, что не замечал эту Необыкновенную женщину, то конечно, лукавил.
Начало отношений Альгиса и Елены
Однажды в темных коридорах Большого театра он подошел к Елене и предложил спеть оперетту. Она была занята - собиралась на гастроли в Италию, поэтому отмахнулась: «Замечательно, я вернусь, и мы споем». А когда вернулась, дирижер вдруг объявил: концерт оперетты даем через три дня. Как через три дня?! Она же не репетировала ни минуты! А там тексты на немецком, которого она не знала. Елена накинулась было на Альгиса, но встретила его растерянный взгляд - беспомощный, как у ребенка. Он не подумал...
И тогда оперная дива совершила для него этот подвиг: поставила ноты и читала с листа, но концерт спела. Когда занавес опустился, Альгис пришел в гримерку к певице. Ему не нужно было ничего говорить - она все поняла. Между ними как будто искра пробежала. Случилась любовь, которая разрушила всю предыдущую, налаженную личную жизнь.
Этому не предшествовало никаких ухаживаний, цветов, свиданий. Но они оба поняли, что должны быть вместе. «Все, что я делаю на сцене, - это о любви и ради любви. Когда человек перестает любить, он уже не может быть артистом. Певец обязан жить страстями, а не лежать в вате, боясь простудиться. Любовь - Божий дар, от которого нельзя отказываться», - говорила в интервью Образцова.
В театре ничего не скроешь, об их романе быстро узнали, у людей был шок. Все привыкли, что она очень скрытная и строгая и на легкомысленные поступки не способна. Ей говорили: «Ты с ума сошла! Зачем тебе этот дирижер?»
Они катались вдвоем на машине, по вечерам бродили по улицам, взявшись за руки, словно подростки. А ведь Елене было 43, а Альгису - 54. Скрывать вспыхнувшие чувства было нелегко, особенно ей. Но она переживала за реакцию дочери, которая в это время заканчивала школу. Решили дождаться, когда Леночка сдаст экзамены и поступит в университет. Но однажды Лена сказала матери: «По-моему, он тебя любит». Мать попыталась обернуть все в шутку, но дочь уже все поняла. И рассказала отцу...
Уход Елены из семьи и совместная жизнь с Альгисом
«Слава, ну что ты молчишь?! Разве ты не хочешь меня удержать? Сделай что-нибудь!» - в отчаянии заламывала руки Елена. На что муж лаконично ответил: «Это любовь. Что тут сделаешь?» Она знала, что он прав. Ей было больно уходить из семьи, но без него жить, есть, дышать она уже не могла. Тогда состоялся концерт - самый ужасный в ее жизни. В зале сидели оба: Альгис и Вячеслав. Они ждали, когда она сделает свой выбор. А выбора у нее уже не было...
Уход к любимому обошелся солистке очень дорого: дочь Леночка осталась с папой и два года общалась с матерью только по телефону, называя ее Еленой Васильевной. Материнское сердце разрывалось на части. Такого удара она не ждала. Но она решила бороться за своего ребенка.
И пусть пришлось выслушивать много гадостей, страдать, но потом с Леночкой они стали лучшими подругами, жить друг без друга не могли. Елена знала, что рано или поздно дочь ее поймет. Так и случилось - когда та выросла, вышла замуж, а потом развелась с третьим своим мужем, родила сына...
Совместная личная жизнь Альгиса Жюрайтиса и его жены Елены Образцовой
Елена и Альгис прожили вместе двадцать лет, как один день. Не было ссор, размолвок, упреков. Их объединяла общее дело - музыка, они оба принадлежали искусству. Много ездили вместе и по заграницам, и по России, вместе ставили спектакли. Оперная певица впервые почувствовала себя абсолютно счастливой: рядом с ней был не только любимый мужчина, но и единомышленник. Ей больше не нужно было выбирать между семьей и работой.
Не нужно доказывать свое право на служение искусству. Не нужно ничего объяснять - Жюрайтис понимал все по ее глазам. Цена, которую Образцова заплатила за свою любовь, себя оправдала. Он очень любил ее руки, не было дня, чтобы он не сделал супруге массаж и не перецеловал их. Когда они ссорились, Елена сердилась: «Не трогай меня!» А он говорил: «Но они же не виноваты!» - и показывал на ее руки. И она все прощала.
Елена вспоминала: «Он был все время разный. Засыпая вечером, я никогда не знала, с каким человеком проснусь утром. Разговорить его было непросто - очень замкнутый был человек, но когда он начинал говорить, я просто заслушивалась. Вообще-то он молчун был и любил одиночество. Сначала я никак не могла этого понять: в нашем женском представлении, если любишь человека, хочется быть с ним как можно больше. Он очень меня любил, но ему хотелось одиночества: уходил на лыжах в лес или уезжал куда-то далеко на велосипеде... Потом я поняла его, и жизнь у нас наладилась».
Однажды во время гастролей Лена сидела в номере, ждала его звонка. И так рванулась к телефону, что сломала палец на ноге. В четыре часа ночи ее увезли в больницу, наложили гипс, и все концерты она пела в инвалидной коляске. Альгис в этой коляске ее возил по городу.
Он всегда дарил ей цветы. А иногда приходил домой и сообщал: «Сегодня я "Жизель" играл для тебя». И все адажио в «Лебедином» были для нее, она это знала. В антракте Альгис обязательно шел ей звонить, и это тоже был подарок. А она, когда могла, старалась заглянуть в антракте к нему в дирижерскую комнату. "Он лежал на диване в черных брюках и белоснежной рубашке, лицо у него было одухотворенное, и я его в эти минуты очень любила..." -признавалась Образцова.
Смерть Альгиса и Елены
Все оборвалось в одно мгновение. У Альгиса обнаружили рак, сделали операцию. Врач сказал Елене, что ему осталось три месяца. Он прожил полтора года... Все это время Образцова была рядом с мужем, поддерживала его, строила планы. Уверяла, что он поправится, а у самой кошки скребли на душе. Наступила черная полоса: Елена упала на сцене и сломала руку, потом ограбили их квартиру и в завершение мук - умер супруг.
Жить без него она не хотела. Она оставила сцену, на два года сделалась отшельницей, пока друзья не втянули ее в работу. «Я очень любила моего мужа. Я и сейчас очень его люблю...» -постоянно говорила Елена.
...Елена Васильевна ушла из жизни 15 января 2015 года, пережив мужа на шестнадцать лет. В память об этой гениальной паре остались записи концертов, интервью, телепередачи. Но главное, чему они научили нас своим примером, это то, что настоящая любовь есть, и она преодолеет все, если ее не предать.