Полное имя:
Аида Семеновна Ведищева ( Ида Соломоновна Вайс)
Дата рождения:
10 июня 1941 (Близнецы), Казань
Национальность:
Отец: еврей, мать: русская, рост 170 см
Возраст:
Образование:
Музучилище, институт ин. языков
Карьера:
Певица
Личная жизнь:
Замужем (Наим Беджим)
Дети:
Владимир Вячеславович Ведищев
Аида Ведищева — биография
Имя Аиды Ведищевой цинично вычеркнули из истории советской эстрады, хотя голос именно этой исполнительницы звучит более полувека в «Песенке про медведей» из «Кавказской пленницы» и чувственном танго «Помоги мне» из «Бриллиантовой руки».
Конец 1970-х годов, Москва. Аида Ведищева готовится к концерту в одном из центральных залов. Билеты распроданы, артистка с нетерпением ждет встречи со зрителями. И тут раздается звонок из министерства культуры и сообщают, что... концерт отменен. Без объяснения причин.
Вечером звонит взволнованная подруга: - Тебе очень плохо? Оказывается, она пришла на концерт Аиды и услышала сообщение, что та заболела. Вместо Аиды Ведищевой выступала другая исполнительница, пела ее песни... Некоторое время спустя, приехав на давно запланированные гастроли в Среднюю Азию, певица обнаружила, что ее никто не встречает. - А нам сказали, что вы не приедете, - развели руками организаторы. - Мы отменили концерты и вернули билеты.
Творческая биография Аиды Ведищевой была нелегкой. Она всегда была бойцом, приходилось преодолевать многочисленные преграды, но тут у нее опустились руки. Разве можно победить беспощадную систему?..
Детство и семья
Аида Ведищева (в девичестве Ида Вайс) родилась за две недели до начала войны 10 июня 1941 года в семье врачей. Ее родителей, прекрасных специалистов, знала вся Казань, а потом, после переезда, и Иркутск. Они хотели, чтобы дочь продолжила семейную традицию, а та с раннего детства мечтала стать артисткой. Едва научившись говорить, разыгрывала сценки, пела и танцевала, соорудив себе «концертный наряд» из маминых шалей.
Дочка росла упрямой, переубедить ее было трудно, но отец с матерью настояли: не хочешь быть врачом - получи хоть какое-то образование, а потом пой. После школы Аида окончила Институт иностранных языков в Иркутске и сразу уехала в Москву поступать в Театральное училище имени Щепкина. Наличие выразительного сильного голоса, занятия с педагогами по вокалу и сценическому мастерству не помогли - в училище девушку не приняли. Ведищева не могла понять, в чем дело, а позже узнала: педагоги решили, что девушке с такой фамилией не место в вузе.
Зато в знаменитом оркестре Олега Лундстрема Аиду приняли с распростертыми объятиями, сразу оценив необыкновенные вокальные данные. Но предложили только вторые роли. Поначалу Ведищева довольствовалась и этим, однако вскоре решила уйти из оркестра. Знакомые возмущались: ты пока никто, радуйся, что карьера началась так хорошо, и жди, что будет дальше.
Аида Ведищева ждать не хотела: сменив несколько коллективов, в том числе прославленный оркестр Леонида Утесова, стала солисткой эстрадного ансамбля «Мелотон». Она была счастлива: теперь будет, где развернуться, можно самой создавать номера, соединять пение с танцами, делать что-то, похожее на американские мюзиклы... Развернуться певице не дали. «Товарищи» из минкульта объяснили коротко и ясно: мюзиклы чужды советскому народу.
Осознав, насколько мешает ей собственное имя, Ида стала Аидой. Смена фамилии произошла естественно: она вышла замуж за артиста цирка Вячеслава Ведищева. Брак, подаривший ей единственного ребенка, сына Владимира, продлился недолго, но фамилия осталась с Аидой навсегда.
Ее голос зазвучал на всю страну, когда она спела в комедиях Гайдая. Но самой певице «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука» принесли одни разочарования. После первого фильма вся слава досталась Наталье Варлей, Аиду Ведищеву даже не указали в титрах. Конечно, ей было обидно. Она позвала на первый показ друзей и родных, с нетерпением ждала, когда ее имя появится на экране, но... Так неловко было перед близкими людьми, как будто она их обманула!
Леонид Гайдай долго не мог найти певицу, способную справиться с танго для «Бриллиантовой руки». Ему нужно было чувственное, страстное исполнение - советские звезды эстрады так не пели. С Ведищевой все получилось с первого дубля, артистка мгновенно вжилась в роль искушенной соблазнительницы... Однако чиновники обрушились на нее с критикой за исполнение «аморального» хита. Ведищева была возмущена до глубины души: как хвалить, так про нее забывают, а как ругать - ей достаются все шишки!
Подобных несправедливостей в жизни певицы было множество. У Аиды не раз забирали музыкантов после многомесячного труда по подготовке новой программы. Ее песни становились хитами, но на итоговых телевизионных концертах их пела не она, а другие исполнители. Советские газеты обвиняли ее в «манерности» и отсутствии патриотизма.
И все же пластинки Аиды Ведищевой выходили, зрители знали, кто исполняет любимые песни, и потому-то на ее концертах всегда был аншлаг до того злополучного фестиваля в Польше. Поддавшись уговорам зрителей, она отступила от утвержденной программы и исполнила песню сверх программы - «зарвалась»! «Чтобы я этой певички больше не видела!» - заявила министр культуры Екатерина Фурцева. Эти слова стали приговором. Аиду выживали с эстрады до тех пор, пока она не решилась уехать из страны.
Новыя жизнь Аиды в Америке
Ночь перед отъездом Аида и ее сестра провели в слезах: они были уверены, что больше не увидятся. С Аидой уезжала ее мама, сын, второй муж Борис (худрук «Мелатона») и пять собак, с которыми она не могла расстаться. На таможне отобрали все ее роскошные концертные платья, расшитые бисером, заявив, что это «национальное достояние», но собак пропустили.
В Америке ее никто не ждал. Впрочем, Ведищева и не рассчитывала на что-то большее. В чужой стране все ее прежние заслуги не имели веса, пришлось начинать с нуля. Аида, которой в то время уже было за сорок, поступила в музыкальный колледж, а вечерами подрабатывала медсестрой. Тогда же она рассталась с мужем - ушло взаимопонимание. ..
А через несколько лет, освоившись с американской эстрадой и перекрасившись в блондинку, Ведищева представила публике свою новую программу под псевдонимом «Эмейзинг Аида» («Удивительная Аида»), Америка не пала к ее ногам, но среди эмигрантов Ида стала популярной. Ее концерты до сих собирают залы, а западные СМИ называют певицу «русской Мэрилин Монро».
Личная жизнь и дети Аиды Ведищевой
Вскоре Аида вышла замуж за настоящего американского миллионера. Тогда она думала, что это подарок судьбы в ее личной жизни, а оказалось - еще одно испытание. Супруг готов был дать ей все, но взамен требовал только одного: перестать петь. Не пристало жене влиятельного человека развлекать зрителей со сцены! Аида 5 лет задыхалась в своей «золотой клетке»: существовать без творчества она не могла. Однако Джей был неумолим, и Ведищева подала на развод.
По окончании долгого и мучительного процесса Ведищева узнала, что у нее рак третьей степени. Врачи не хотели ее оперировать, говорили: слишком поздно. Но Аида настояла на операции, после которой прошла несколько курсов химиотерапии. Она верила, что выживет, и эта вера совершила чудо.
Все же не зря говорят: что ни делается, все к лучшему. Главного мужчину своей жизни она встретила во время болезни. Наим влюбился в Аиду заочно, увидев запись выступления. Не сразу, но и она ответила ему взаимностью после того, как Наим пришел навестить ее, украл из больницы и повел... на танцплощадку. Они двигались под прекрасную музыку, и Аида Ведищева, истощенная, обессиленная, в парике на облысевшей голове, вдруг поняла, что у нее все еще впереди.
«Для меня стакан всегда наполовину полон», - говорит певица Аида Ведищева. Сейчас, в свои 74 года, ее личная жизнь удалась, она счастлива - потому что жива, потому что рядом любимый человек, и сын радует успехами в музыке и бизнесе. А еще она до сих пор занимается любимым делом: поет, пишет новые песни и радует поклонников.
Песни Аиды Ведищевой:
Журавли (музыка Э. Ханок, стихи А. Досталь);
Любовь (музыка О. Фельцман, стихи Н. Олев);
Отзовись (музыка С. Пожлаков, стихи Н. Малышев);
Я буду ждать тебя, 1968 (музыка А. Зацепина, стихи О. Гаджикасимова);
Товарищ (музыка О. Иванов, стихи А. Прокофьев);
Всё равно ты будешь мой, 1969 (музыка А. Зацепин, стихи Л. Дербенёв);
Напрасно спорил ты (музыка Б. Савельев, стихи В. Харитонов);
Прощание с Братском (дуэт с Ю. Пузырёвым, музыка А. Пахмутовой - стихи С. Гребенникова и Н. Добронравова);
Будь, что будет (музыка Я. Френкель, стихи М. Танич);
Шаги по траве (музыка М. Легран, стихи И. Резник);
Песня о Душанбе (из кинофильма «Белый рояль»);
Арифметика, 1969 (музыка В. Хвойницкий, стихи Н. Олев);
Куда же вы спешите, 1968 (музыка Б. Савельев, стихи Л. Дербенёв);
Чёт или нечёт, 1969 (музыка В. Гамалия, стихи И. Шаферан);
Не родись красивой, 1970 (музыка Р. Майоров, стихи О. Гаджикасимов);
Найди меня, 1969 (музыка В. Хвойницкий, стихи Г. Бейлин);
Дорожная, 1968 (музыка А. Зацепин, стихи О. Гаджиксимов);
Песня о весне, 1968 (музыка А. Зацепин, стихи Я. Зискинд);
Песенка вполголоса, 1969 (музыка С. Заславский, стихи М. Пляцковский);
Лесной олень, 1971 (музыка Е. Крылатов, стихи Ю. Энтин), — песня из к/ф «Ох уж эта Настя!»;
Гололёд, 1969 (музыка А. Зацепин, стихи Л. Дербенёв);
Гуси, гуси, 1967 (музыка С. Пожлаков, стихи Н. Малышев);
Человек придумал песню, 1966 (музыка И. Гранов, стихи Л. Дербенёв);
Просто возраст мой такой, 1970 (музыка Б. Савельев, стихи М. Пляцковский);
Старый сад (музыка В. Млинарский, стихи Л. Дербенёв);
Моё счастье море унесло (музыка А. Днепров, стихи А. Ведищева);
Загадай желание (музыка И. Гранов, стихи Д. Иванов);
Я люблю тебя, Москва (А. Абрамова, Л. Иванова);
Колдунья (музыка Р. Майоров, стихи О. Гаджикасимов);
Надежда, Вера, Любовь;
Песенка о медведях, 1969 (музыка А. Зацепин, стихи Л. Дербенёв);
Будь со мною прежним, 1968 (музыка В. Шаинский, стихи А. Нагорняк)