Имя писателя Владимира Набокова известно во всем мире. Имя Веры Слоним не знает никто. Между тем ее называют лучшей женой XX века. Набоков и сам признавался, что обязан Вере буквально всем.
К зданию Корнеллского университета, входящего в знаменитую элитную Лигу плюща, подкатила до блеска вычищенная машина. Студенты прильнули к окнам, хотя и наблюдали эту картину почти каждое утро. За рулем сидела седовласая женщина, справа от нее - чудаковатый и слегка надменный русский профессор Владимир Набоков.
На лекциях Набокова по всемирной литературе всегда был аншлаг. Писатель выходил из машины и терпеливо дожидался, пока «шофер» припаркует автомобиль. После этого он брал свою спутницу за локотокы и они вместе поднимались по ступеням университета.
Дама всегда садилась на одно и то же место - слева от лектора, в первом ряду. Но никогда не произносила ни слова. По кампусу ходили слухи, что таинственная незнакомка - телохранитель Набокова и в ее сумочке лежит заряженный револьвер. Может быть, поэтому студентки, увлеченные рассказами писателя и влюбленные в него, все же не рисковали подходить к нему с разговорами не по теме. Ее называли «злющая ведьма», хотя ничего плохого она никому не сделала.
Кто-то говорил, что женщина - мать профессора, родившая его в очень юном возрасте. Но самые прозорливые знали: это его супруга и секретарь, Вера Евсеевна Слоним, без которой не было бы гениальных романов Набокова.
Вера Слоним родилась в Петербурге, в уважаемой еврейской семье богатого лесопромышленника. Она с детства ни в чем не нуждалась, получила хорошее образование и могла выбрать себе любую судьбу. Девочка справлялась с интегралами с такой же легкостью, с какой писала стихи. Учителя пророчили ей карьеру писательницы или ученого-физика. Но однажды в Берлине на бале-маскараде для русских эмигрантов она повстречала Владимира Набокова. Как думается, не случайно - Вера читала его произведения и была тайно влюблена в молодого повесу. Понимая, что ее крупные черты лица не слишком красивы, чтобы привлечь внимание кавалера, она призвала на помощь свой острый ум и женскую хитрость.
Вера надела маску волчицы и заговорила с Владимиром, скучающим с бокалом пунша в руке. Она не представилась, но увлекла молодого человека в сад, где два часа подряд читала ему его собственные стихи и говорила о его блистательном творчестве. Такой нарцисс, как Набоков, был польщен. К концу вечера он был уверен, что не встречал девушки умнее и красивее.
Отец Веры не пришел в восторг от ее жениха. Помимо того, что тот слыл напыщенным индюком, в его карманах не звенели монеты. Семья Набоковых также эмигрировала в Европу после революции, но, в отличие от Слонимов, не сумела сохранить свое многомиллионное состояние. Однако Набоков не хотел отказываться от своих аристократических привычек и тем более устраиваться на работу. По этой причине три года назад ему уже отказала в помолвке семья его первой невесты.
Но сейчас Владимир не переживет отказа, он влюблен в Веру по уши и каждый день строчит письма: «Ты мне нужна, моя сказка. Ведь ты единственный человек, с которым я могу говорить - об оттенке облака, о пеньи мысли и о том, что, когда я сегодня вышел на работу и посмотрел в лицо высокому подсолнуху, он улыбнулся мне всеми своими семечками».
В 1925 году свадьба все же состоялась. Уверенная в его таланте Вера отказалась от своей карьеры и всю жизнь посвятила служению мужу. Она со своим приданым обеспечила Набокову необходимую для творчества обстановку роскоши и спокойствия. Приучила его работать за столом каждый день - из-под пера Владимира Набокова выходили романы: «Машенька», «Король, дама, валет», «Защита Лужина», «Дар» и другие. Среди литературоведов есть мнение, что именно Вера писала романы за Набокова.
Рождение сына Дмитрия в 1934 году не отвлекло внимания Веры от творчества мужа. Она не только служила ему, но и прислуживала. Когда в семье закончились деньги, стала главным добытчиком. Утром подавала мужу его любимый завтрак: вареное яйцо, сок и красное вино. Просила написать хоть три строчки и уходила на работу.
В 1937 году в разгар антисемитских настроений Веру уволили, и семья переехала в Париж. Вера разговаривала по телефону с издателями, водила машину, помогала мужу с переводами и даже ловила вместе с ним бабочек, которых он коллекционировал. А что же сам Набоков?..
Владимир Владимирович признавался, что не мог без жены ни жить, ни творить, но... тяготился ее совершенством. Может быть, поэтому влюбился в менее идеальную женщину нервную и глупую красотку Ирину Гуаданини, русскую эмигрантку, поэтессу, которая зарабатывала на жизнь стрижкой пуделей.
Узнав об измене мужа, Вера не стала его удерживать. Но уходить, он не спешил: знал, что жена отберет сына, а может, просто трусил. Несколько месяцев Набоков колебался, а потом объявил любовнице: любит он ее, но остается с женой. Для Гуаданини это было ударом, от которого она так и не смогла оправиться. А Вера на последние деньги купила билеты на пароход и увезла мужа в Америку. Но образ Ирины будет мелькать в его романах до самой смерти писателя.
Вера смогла простить мужа, а Владимир сделал вид, что ничего не было. Однажды она застала его во дворе около бочки с мусором - Набоков пытался сжечь рукопись своего романа «Лолита». Уже в третий раз. «А ну пошел вон отсюда!» - хрупкая женщина коршуном накинулась на Владимира, обжигая пальцы, пытаясь вытащить из пламени пачку листов. «Никто не хочет публиковать "эту мерзость"!» - буркнул Набоков и обиженно удалился в дом. Но Вера знала: мир признает гениальность ее супруга. Она заставит всех это сделать!
Прошли годы, «Лолита» была опубликована и стала мировым бестселлером. Роман перевели на несколько языков, и наконец-то доходы семьи стали более чем высокими, что позволило переехать в Швейцарию. Правда, «аморальный роман» лишил писателя Нобелевской премии - он четырежды был на нее номинирован, но так и не стал лауреатом. Вера помогла ему пережить и это.
...Она держала его за руку, которую он не хотел отпускать. Ведь там, в загробном мире, не будет Ее - супруги, музы, верной помощницы. Набоков умирал очень тяжело. Его легкие поразила тяжелая бронхиальная инфекция, а еще двумя годами ранее он получил серьезные травмы, упав со скалы, когда ловил редкую бабочку.
2 июля 1977 года в возрасте 78 лет Владимир Набоков покинул этот мир. Вера пережила его на 14 лет, которые потратила на работу с творческим наследием мужа, в том числе на перевод его романов на русский язык. После смерти ее прах смешали с прахом Владимира Набокова. Даже в вечности они остались неразлучны.