Биография, история жизни знаменитых людей - артистов, актеров, писателей, композиторов, и других известных деятелей

Любовь Орлова - биография, фото, личная жизнь актрисы: Одиночество звезды

Любовь Орлова
Имя: Любовь Орлова (Lyubov Orlova)

Дата рождения: 29 января 1902 года

Дата смерти: 26 января 1975 года

Возраст: 72 года

Место рождения: Звенигород

Место смерти: Москва

Деятельность: актриса театра и кино, пианистка, певица, танцовщица

Семейное положение: была замужем за Григорием Александровым




Любовь Орлова - биография

Ее обожала вся страна - от всемогущего вождя до простого колхозника. Голливудская внешность и сияющая улыбка первой советской кинозвезды заставляли миллионы мужчин мечтать о любви и счастье. Хотя биографию самой Любови Орловой трудно назвать счастливой.

Весной 1934 года режиссер Григорий Александров искал актеров для музыкальной комедии «Веселые ребята» по сценарию Эрдмана и Масса. Главный герой-мужчина был найден сразу - это был Леонид Утесов. С героиней пришлось помучиться. Друзья посоветовали Александрову сходить в Музыкальный театр на оперетту «Перикола» с молодой и «очень целеустремленной» артисткой Любовью Орловой. Когда занавес поднялся, на сцену выпорхнула сама Красота - идеально сложенная, белокурая, голубоглазая девушка лет двадцати. Она прекрасно пела и двигалась с грацией прирожденной балерины.

Любовь Орлова в детстве

После спектакля очарованный Александров бросился за кулисы и пригласил артистку не только играть в будущем фильме, но и немедленно посетить с ним юбилей Собинова в Большом театре. После банкета они до самого утра бродили по московским улицам, не в силах расстаться. В разговоре Орлова между делом упомянула, что ей уже за тридцать, чему Александров отказался верить. Он уже был влюблен в нее.

Тем не менее карьера будущей кинозвезды едва не оборвалась в самом начале. Режиссеру быстро сообщили, что его новая знакомая происходит из дворянской семьи. Более того - ее отец, Петр Федорович, был потомком Рюрика, а мать, Евгения Николаевна Сухотина, приходилась родственницей графу Толстому. В их доме бывал Шаляпин, который однажды поднял маленькую Любу на руки и предсказал: «Вот увидите, эта кроха будет великой актрисой!» Жизнь девочки беззаботно текла между домом отца у Патриарших прудов и материнской усадьбой в Звенигороде, пока не грянула революция.

Отец с трудом устроился на работу в одно из советских учреждений, где ему дали пайку «лишенца» -по двести граммов хлеба на домочадца. Как многие, Орловы уехали в провинцию, где с провизией было легче. В подмосковном Воскресенске жила сестра матери, у которой были огород и корова Зорька. Ее молоко выручило семью в самый голодный год - 16-летняя Люба возила его в Москву и меняла на хлеб. От того, что она таскала тяжелые бидоны на морозе, ее руки навсегда остались красными и обветренными, чего она очень стеснялась и старалась спрятать их от объектива кинокамеры.

В 1919 году Орлова поступила в консерваторию по классу фортепиано, а после ее окончания еще три года отучилась в балетной школе. Однако девушку больше привлекала профессия актрисы - театр в ту пору был гораздо популярнее «буржуазной» классической музыки. В 1926 году начинающая актриса была принята в Музыкальную студию МХАТа и познакомилась с видным партийцем, заместителем наркома земледелия Андреем Берзиным. Уже через неделю после знакомства Березин побывал в гостях у родителей Любы, которые посоветовали дочери не тянуть со свадьбой.

Юная Любовь Орлова за фортепиано

Она послушалась, и молодожены благополучно зажили в шикарной квартире замнаркомзема, конфискованной у какого-то буржуя. Но семейное счастье было недолгим - Андрей Гаспарович был арестован как участник партийной оппозиции по «делу Чаянова». Сразу после ареста мужа Люба развелась с ним, что в глазах многих поставило под сомнение искренность ее чувств. Она, впрочем, никогда и не скрывала, что не собиралась быть «просто женой».

Как ни странно, родство с «врагом народа» на карьере Орловой никак не отразилось. Напротив, ей вскоре дали первую большую роль - в той же «Периколе». Потом роли посыпались одна за другой, чему помог ее роман с руководителем театра Михаилом Немировичем-Данченко, сыном основателя МХАТа. Впрочем, этот роман был недолгим. Добившись статуса примадонны, актриса бросила возлюбленного ради обеспеченного австрийского инженера, работавшего в СССР по контракту. Коллеги не скрывали зависти - они покидали театр на трамвае, а Орлова ехала в ресторан на «мерседесе» австрийца. Он обещал вывезти ее на Запад и сделать звездой синематографа.

Орловой нравился этот новый вид искусства, она даже пыталась сняться в кино, но у ворот киностудии попала в длинную очередь кандидаток. Когда пришел ее черед, режиссер ткнул пальцем в едва заметную родинку у нее на щеке: «Не годится! Может, в театре эта родинка вам не мешает, а в кино мешает все».

Орлова после этого случая заметно охладела к кинематографу, но встреча с Александровым все изменила. Он был на год младше ее, красив и атлетически сложен. Родом Григорий Александров был из Екатеринбурга, из семьи кабатчика по фамилии Мормоненко и крещеной татарки. Приехав в Москву, он стал другом и ассистентом режиссера Сергея Эйзенштейна. Оба были так неразлучны, что прошел даже слух об их нестандартной ориентации.

Однако вскоре Александров женился на юной балерине Ольге Ивановой, которая родила ему сына, названного Дугласом. В честь американского актера Дугласа Фэрбенкса. Григорий Васильевич был без ума от голливудского кино и мечтал делать нечто подобное в Союзе. Кино ему делать позволили, однако намекнули, что сына лучше назвать менее экзотично - так Дуглас стал Васей.

Фильм «Веселые ребята» снимался летом 1934 года в Гаграх. Любовь Петровна и Григорий Васильевич отчаянно флиртовали на съемочной площадке, хотя в городе Александрова поджидала жена Ольга, а Орлову - ее австрийский муж. В конце концов ситуация разрешилась. Австриец с разбитым сердцем уехал из Гагр, а потом и из России. Уехала и Иванова, чтобы в Москве подать на развод. Орлова осталась полноправной хозяйкой сердца режиссера и съемочной площадки - по ее настоянию Александров вдвое увеличил в фильме число сцен с ее участием.

Одна чуть не стала роковой: по сценарию Орловой пришлось вскочить на спину громадного быка, чтобы «укротить» его (Утесов категорически отказался это сделать). Бык сбросил актрису, и она целый месяц пролежала в больнице. По возвращении в Москву они с Александровым поженились.

При сдаче фильма Александров ожидал самого худшего - ведь в главной роли снималась дворянка, бывшая жена репрессированного и подруга иностранца. Опасения не были напрасны - поначалу картину объявили «хулиганской и контрреволюционной». Спас ее Сталин, которого игра Орловой привела в восторг. По его приказу начинающей актрисе присвоили почетное звание заслуженного деятеля искусств. Вскоре Орлову пригласили на кремлевский прием.

«Какая вы маленькая,худенькая! -удивился Сталин. - Так не годится. Передайте мужу: если он не станет вас лучше кормить, мы его повесим». «За что?» - ужаснулась актриса. «За шею», -мрачно пояснил вождь. И тут же улыбнулся: «Шучу. Может, у вас есть какая-нибудь просьба? Обещаю выполнить любую». Неожиданно Орлова спросила о судьбе Берзина, о котором уже лет восемь ничего не знала. Сталин обещал помочь, и скоро актрису вызвали на Лубянку: «Ваш бывший муж жив, и вы можете поехать к нему, если хотите». Орлова не захотела. Много лет спустя Берзин вышел на свободу, но вскоре, так и не повидавшись с бывшей женой, умер от рака.

В конце 30-х вышли подряд три фильма, вознесших Орлову на вершину актерской славы. Все эти фильмы, естественно, снял Александров. В «Цирке» его жена сыграла американскую циркачку, нашедшую в СССР вторую родину. В «Волге-Волге» -задорную письмоносицу Стрелку, грозу бюрократов. В «Светлом пути» - сельскую девушку Таню, ставшую знатной ткачихой, а потом депутатом. И везде она плясала и пела песни, которые тут же разносились по стране. Она стала настоящей звездой -первым секс-символом страны, где о сексе говорили только шепотом. Кто-то вывел формулу ее успеха: «Орлова - это Марлен Дитрих плюс советская власть».

В свободное от съемок время Орлова ездила по стране с концертными номерами. Они с мужем строили шикарную дачу во Внукове, и актриса требовала платить ей три тысячи рублей за концерт вместо положенных семисот. Об этом узнали, и в газете «Советское искусство» появилась разгромная статья. Шел 1938 год, люди лишались чинов и жизней за гораздо меньшие прегрешения. Но Орлову вновь спасла симпатия вождя. «Волгу-Волгу» Сталин смотрел раз двадцать и знал буквально наизусть.

Любовь Орлова в фильме "Волга-Волга"

К тому же он справедливо считал фильмы Александрова идеальным развлечением для народа и одновременно мощным средством пропаганды. Ведь там были музыка, песни, шутки, а главное - Любовь Орлова, которой - Сталин знал это точно - слава не вскружила голову: актриса по-прежнему серьезно готовилась к любой роли. Входя в образ Стрелки, она, например, несколько дней разносила почту, для «Светлого пути» научилась работать на ткацком станке. Никого не удивило, что в 1941 году Орлова получила Сталинскую премию.

Война застала Орлову и Александрова в Риге. С трудом они выбрались в Москву. Стали вдвоем делать «Боевые киносборники». Когда снимать кино в прифронтовом городе было уже невозможно, супруги уехали в Баку. Там Александров снял фильм «Одна семья». Приемная комиссия этот фильм забраковала как «слабо отражающий борьбу советского народа с оккупантами». Вождь не мог защитить любимую актрису, поскольку у него были тогда дела поважнее. Тем более что фильм действительно получился слабый.

После Победы Александров попытался восстановить утраченные позиции и снял в Чехословакии комедию «Весна». Орлова сыграла в ней сразу две роли - ученой Никитиной и актрисы Шатровой. Как и все фильмы режиссера, «Весна» рисовала историю Золушки, которой помогает не фея-крестная, а партия и народ. В1947 году картина стала первым советским фильмом, получившим приз на Венецианском фестивале. Тем не менее критики «Весну» разругали. Для Орловой это стало тревожным звонком: пришло новое время, и бесконечное повторение старых ролей стало людей раздражать. Сыграв в фильме «Встреча на Эльбе», она ушла в Театр имени Моссовета. Александров тоже надолго перестал снимать кино.

Супруги жили то в громадной, заставленной антиквариатом квартире на Большой Бронной, то на даче во Внукове. Дуглас с женой и сыном Григорием поселился отдельно на Ленинском проспекте. У Орловой детей не было - то ли по здоровью, то ли от нежелания нарушать заведенный порядок жизни, где в центре мироздания находилась она сама. Любовь к мужу, если она когда-то была, давно уже отошла на задний план.

Александров и Орлова на людях общались с отменной вежливостью, называя друг друга на «вы» и по имени-отчеству. Всем, кто их знал, они напоминали не супругов, а давних деловых партнеров. И характеры у них были очень разные: он - говорун, душа общества, она - молчаливая и замкнутая, надежно прячущая подлинные чувства за своей знаменитой улыбкой. Позднее она признавалась: «Мне хорошо только наедине с самой собой».

При этом супруги продолжали трогательно заботиться друг о друге. Любовь Петровна строго следила, чтобы мужу готовили его любимые блюда (в доме всегда была кухарка - сама Орлова готовить не любила и не умела). На съемочной площадке Григорий Васильевич старался выбирать для жены ракурсы, чтобы не было видно ее морщин. Свои морщины Орлова ненавидела.

Любовь Орлова и Григорий Александров

Стремление оставаться в глазах публики молодой и красивой превратилось у актрисы в настоящую манию. Она первой из всех советских женщин сделала пластическую операцию на лице. Из-за границы, куда она и прежде часто ездила за модными платьями, Орлова привозила новейшие специальные кремы и лосьоны с омолаживающим эффектом. Однажды пришла в театр взволнованная: когда она переходила улицу в неположенном месте, милиционер крикнул ей: «Девушка, вы куда?» Орлова сохранила стройность фигуры, но лицо безжалостно напоминало о прожитых годах. Она шутила: «Сзади пионерка, а спереди - пенсионерка».

Со времен ареста первого мужа она страдала бессонницей и боялась яркого света - окна ее квартиры всегда закрывали плотные шторы. В разгар славы ей грозила другая болезнь - алкоголизм. Увидев, что супруга выпивает за день бутылку вина, Александров впервые в жизни устроил ей скандал: «Ты хочешь разрушить свою и мою карьеру!» Это подействовало: Любовь Петровна, в отличие от многих советских звезд, смогла справиться с пагубной привычкой. С тех пор главным способом релаксации для нее стал шопинг.

В зарубежных поездках она скупала сувениры, хрустальную посуду, даже дверные ручки. Дома сама шила чехлы для кресел, вышивала салфеточки, вешала занавески, любовно украшая каждый уголок. Она могла неделями не выходить на улицу и ни с кем не разговаривать. Квартира на Бронной была для Орловой крепостью, где она скрывалась от всех ударов судьбы.

А ударов хватало. В 1959 году она сыграла в фильме мужа «Русский сувенир», который критика вновь разругала. Возможно, потому, что на фоне «оттепели» Александров и Орлова казались многим реликтами сталинской эпохи. Только двенадцать лет спустя режиссер набрался смелости снять новый фильм - «Скворец и Лира». И решил сам сыграть в фильме вместе с Орловой. Но пожилые супруги в роли Джеймсов Бондов - лента рассказывала о любви двух советских разведчиков - смотрелись откровенно комично. В киношных кругах над картиной начали издеваться заранее, называя ее «Склероз и климакс». В результате фильм так и не вышел на экраны.

В старости Орлова совершенно замкнулась в себе и перестала даже разговаривать с мужем. Когда их пригласили на 50-летие «Мосфильма» и у Александрова внезапно поднялась температура, она со спокойной совестью бросила его одного. «Я ухожу», - только и сказала она, надевая свой парадный костюм с «иконостасом» из множества орденов и медалей. Однако он по-прежнему любил ее: это стало ясно, когда у Орловой начались проблемы со здоровьем.

Она уже давно страдала бессонницей и остеохондрозом, к которым позже прибавились страшные боли в почках. Врачи диагностировали рак поджелудочной железы, но Александров попросил не говорить жене об этом: «Пусть думает, что это просто камни в почках». Он окружил ее трогательной заботой, в Кунцевской больнице не отходил от ее постели. Она выписалась и вроде бы пошла на поправку, но 23 января 1975 года на дне рождения мужа потеряла сознание. Через три дня ее не стало. Тысячи москвичей пришли проститься с любимой актрисой в Театр Моссовета, а потом на Новодевичье кладбище. Александрова вели под руки - казалось, он совершенно потерял волю к жизни.

Скоро Григория Васильевича постиг еще один удар - в 50 лет умер от инфаркта сын Дуглас. Тем не менее у Александрова хватило сил, чтобы снять документальный фильм «Любовь Орлова». После этого он решил, что его миссия выполнена, и в декабре 1983 года отошел в лучший мир, где, как не раз говорил близким, надеялся встретиться с женой. Незадолго до этого вдова Дугласа Галина оформила с ним фиктивный брак, чтобы не потерять громадное наследство - квартиры, машины, антиквариат и архив с документами видных деятелей культуры. Все это внук режиссера Григорий распродал коллекционерам и затерялся с вырученными деньгами где-то на просторах Европы.

От великой актрисы остались лишь ее фильмы и малая планета, названная в ее честь к 70-летию. Эту дату никто не отмечал - Орлова попросила не присылать ей поздравлений, где упоминался бы ее возраст. Именно страх перед возрастом («Умереть я совершенно не боюсь», - говорила она) заставлял ее все последние годы отказываться от общения с людьми, даже самыми близкими. Только перед смертью, ненадолго придя в сознание, она позвонила из больницы Александрову: «Гриша, что же вы не приезжаете ко мне? Приезжайте, я жду».

Любовь Орлова - Фильмография, фильмы

• Весёлые ребята

• Цирк

• Волга-Волга

• Ошибка инженера Кочина

• Светлый путь

• Дело Артамоновых

• Весна

• Встреча на Эльбе

• Мусоргский

• Русский сувенир

• Скворец и Лира

Автор биографии: Вадим Эрлихман

 10250

понравилась биография? - поделитесь с друзьями!

Комментарии к биографии

Оставить комментарий