Имя: Фридрих Ницше (Friedrich Nietzsche)
Дата рождения: 15 октября 1844 года
Дата смерти: 25 августа 1900 года
Возраст: 55 лет
Место рождения: Рёккен, Германия
Место смерти: Веймар, Германия
Деятельность: мыслитель, филолог, композитор, поэт
Семейное положение: не был женат
Фридрих Ницше - биография
Ницше считал: человек создан, чтобы занять место Бога. Но сделать это сможет лишь Сверхчеловек, рожденный в будущем из расы господ, в которых сильна воля к власти. Между тем сам философ был далек от своего идеала и влачил жалкое существование.
Детство, семья философа
Рождение мальчика в семье Ницше совпало с днем рождения прусского короля Фридриха Вильгельма IV. В честь монарха родители назвали первенца Фридрихом. Отец хотел, чтобы малыш продолжил династию священников. Но сын вырос атеистом, а его труды оскорбили христианство. Впрочем, и сам Фридрих стал жертвой потомков, исказивших его идеи о Сверхчеловеке.
Фридриху не было и пяти, когда его отец покинул этот мир. Мать, оставшаяся с тремя детьми на руках, была вынуждена уехать к родне в Наумбург. Там следующей весной Фридрих и пошел в школу. Хотя мальчик был младше одноклассников, учеба давалась ему легко. Из всех дисциплин юный Ницше выделял музыку. Людей, которые отмахивались от гармоничных мелодий, он считал «бездуховными тварями, подобными животному».
Когда Фридриху исполнилось 14, мать получила приглашение от престижного интерната-гимназии «Пфорта». В «Лфорте» Фридрих «заболел» античностью и, подобно эллинским мыслителям, начал сочинять философские труды. Другим возмутителем его спокойствия стала музыка Вагнера. «Зигфрид», «Лоэн-грин», «Гибель богов» - эти оперные произведения вкупе с идеями древних греков о торжестве человеческого духа впервые натолкнули Ницше на мысль о Сверхчеловеке.
По окончании интерната Фридрих продолжил обучение в Боннском университете. После казарменных порядков «Пфорты» жизнь в Бонне казалась ему праздником. Студенческие пирушки и поединки на рапирах были здесь в порядке вещей. Именно тогда Фридрих познал плотскую любовь, заразившись сифилисом от проститутки. В те времена заболевание практически не поддавалось лечению. Его последствия в виде припадков, тошноты и слепоты Ницше ощущал всю жизнь.
Фридрих быстро устал от разгульной жизни, и, когда его наставник профессор филологии Фридрих Ричль перевелся в Лейпцигский университет, отправился следом. В Лейпциге ему попалась книга Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Автор убеждал читателя, что человек, выполняющий свой долг - работой или службой добывающий «хлеб насущный», ничем не отличается от животного, тоже действующего по воле обстоятельств. Но человек не животное, или не каждый человек - животное. Прочтя ее, студент едва не помешался и почти две недели не мог спать. Ему, казалось, открылась истина...
Студентом Ницше писал увлекательные статьи по античной филологии, философии, литературе; труды печатались в европейских журналах. В 24 года он получил приглашение от Базельского университета возглавить кафедру античного языка и литературы. Приглашение сродни выигрышу в казино - кандидат был молод и не имел ученой степени. Перед отъездом Ницше хотел защитить диссертацию о Диогене Лаэртском, но ученый совет счел, что его предыдущих работ вполне достаточно для присуждения ему степени доктора.
Незадолго до отъезда в Базель Фридрих познакомился с Рихардом Вагнером, чья музыка сводила его с ума. С композитором у них оказалось много общего: от увлечения античной философией и Шопенгауэром до желания переустройства мира и возрождения духа нации. Учитывая, что Трибшен, где жил Вагнер, был всего в паре часов езды от Базеля, Ницше с удовольствием принял приглашение посещать его.
Через 3 года композитор переехал в Байройт, и дружба стала угасать. Наблюдая это охлаждение, Ницше заподозрил друга в измене их общим идеалам. Полный разрыв произошел после выхода его книги «Человеческое, слишком человеческое», где автор без церемоний порвал с прошлым: эллинством, христианством, Шопенгауэром и... Вагнером. В ответ композитор назвал книгу «печальным свидетельством болезни» ее автора.
Действительно, нервная болезнь, подступавшая к философу еще с 18 лет, разбила его жизнь. Частая рвота, обмороки - в 33 года Ницше превратился в немощного старика. Хлорал, веронал и даже конопля почти не помогали от жутких головных болей. Но других способов избавить величайший ум от страданий медицина тогда не знала.
Чтение лекций, которые Фридрих помнил наизусть, казалось ему тяжким бременем. Он написал прошение об отставке, и вместе с ней получил от университета небольшой пансион. Теперь Ницше искал место, чтобы скрыться от всех и, прежде всего, от солнца, вызывавшего нервные припадки. Убогие апартаменты в дешевых гостиницах теперь стали его привычным пристанищем. Он и здесь сочинял свои труды. Полуслепым глазам не помогали даже двойные стекла очков. Прижавшись очками почти вплотную к листу, философ выплескивал на бумагу свои мысли.
Идея о Сверхчеловеке, давно вынашиваемая Ницше, получила воплощение в его поэме «Так говорил Заратустра». Образ, описанный в ней, отличался от простых людей настолько, насколько последние отличаются от приматов. Первую часть «Заратустры» Ницше закончил пафосно: «Мертвы все боги, теперь мы хотим, чтобы здравствовал Сверхчеловек».
Период работы над книгой совпал с его знакомством с девушкой из России - Лу Саломе. Их познакомил общий друг Пауль Рее.
Фридрих был поражен ее умом и обаянием. Лу же интересовал лишь незаурядный интеллект Ницше. На его предложение руки и сердца она ответила отказом, но их общение не прервалось. Ницше, Саломе и Рее образовали странную троицу, жившую вместе. В то время как мать и сестра философа, Элизабет, были настроены против нее. Именно скандал между Лу и Элизабет, обращавшейся с братом как с собственностью, прервал эту связь.
Позднее в книге «Моя сестра и я» Ницше раскрыл мотивы такого поведения. Когда они были подростками, Элизабет по ночам забиралась в его постель для ласк. За несколько лет у юноши закрепилась ассоциация «чудесных пальцев» Лиз с сексуальным наслаждением. «В моей жизни было всего четыре женщины, - писал Ницше. - Те двое из них, которые сделали меня хоть немного счастливее, были проститутками. Элизабет была достаточно умна, но отказалась выйти за меня замуж».
Болезнь, мучившая Ницше долгие годы, неожиданно отступила летом 1888-го. Он с жадностью накинулся на работу. Из-под его пера выходят провокационные вещи: «Сумерки идолов, или Как философствуют молотом» и «Антихрист. Проклятие христианству», где он резко критикует христианские церкви Европы. При этом у него начинают проявляться признаки мании величия и страх перед королевскими династиями, Бисмарком и церковью. Всеми, кого он методично «распял» в своих трудах. Но беда пришла откуда не ждали.
Увидев на площади избиение лошади, Ницше испытал нервный припадок, сродни апоплексическому удару. Его поместили в психиатрическую клинику, откуда год спустя его забрала мать. Однако безумие не отступило. Исследователи считают, что его причиной стало давнее заболевание нейросифилисом.
Труды Ницше, к тому моменту ставшего известными, быстро прибрала к рукам сестра. Став опекуном, Элизабет стремилась заработать на популярности брата. После смерти матери Фридрих перенес два инсульта и не мог ни двигаться, ни говорить. Элизабет купила большой дом в Веймаре, куда перевезла и архив брата, и его самого.
Впавшего в прострацию, его, словно реликвию, показывали почетным посетителям. В августе 1900 года 55-летний философ простудился и спустя неделю умер от воспаления легких.
Пройдет всего 30 лет - и Адольф Гитлер объявит его учение основой национал-социализма, а его самого - иконой коричневой чумы...
Автор биографии: Борис Стеклов