#
Биография и личная жизньНаука → Гиппократ - биография, история жизни. Клятва Гиппократа: врач милостью божьей

Гиппократ - биография, история жизни. Клятва Гиппократа: врач милостью божьей


Гиппократ
Имя: Гиппократ (Hippocrates)

Дата рождения: 460 года до н. э

Дата смерти: 377 - 356 года до н. э.

Возраст: 83 - 104 года

Место рождения: остров Кос

Место смерти: Ларисса в Фессалии

Деятельность: знаменитый древнегреческий целитель и врач

Семейное положение: был женат




Гиппократ - биография

До сих пор врачи в начале своего трудового пути произносят клятву Гиппократа. Считается, что этот великий доктор, живший 2400 лет назад, создал принципы, по которым живет медицина и сегодня. Но так ли это?

Еще недавно врачи читали Гиппократову клятву на древнегреческом или латыни. Сегодня -на родном языке. И называется она везде по-разному. В нашей стране врачи принимали «Присягу врача Советского Союза», а с недавних пор дают «Клятву врача России». Из современных «клятв Гиппократа» исчезло многое, что содержалось в прежней, - и не только обещание не делать абортов и хорошо обращаться с рабами. Исчезло и начальное торжественное обращение к богам и богиням: Аполлону, Асклепию, Гигиейе, Панацее...

Мало кто знает, что Гиппократ, сочиняя свою клятву, обращался не просто к богам, но к своим предкам. Его считали восемнадцатым по счету потомком Асклепия - легендарного целителя, сына Аполлона и нимфы Корониды. Когда нимфа влюбилась в простого пастуха Исхия, Аполлон в гневе убил ее, но младенца спас и отдал на воспитание мудрому кентавру Хирону. Тот научил мальчика основам врачевания, а прочее Асклепий постиг сам.

Однажды, к примеру, он убил змею и увидел, как вторая змея воскресила умершую с помощью какой-то травы. Найдя эту траву, сын бога начал с ее помощью лечить все болезни - с тех пор символом медицины стал посох, обвитый змеей. У Асклепия родились сыновья Подалирий и Махаон - врачи греческого войска, осаждавшего Трою, - и дочери Гигиейя («здоровье»). Панацея («всецелительница») и Иасо («лекарство»). Его искусство было так велико, что люди перестали умирать, и Зевс, испугавшись, что они сравняются с богами, испепелил дерзкого своими молниями. Но тут же воскресил и сделал богом врачевания - вдруг на Олимп тоже проникнет какая-нибудь хворь?

По легенде, Асклепий жил на острове Кос - благодатном клочке земли у берегов современной Турции. На ионийском диалекте название острова означает «краб», и действительно. его далеко вытянутые в море мысы напоминают крабьи клешни. Сегодня его посещают толпы туристов, благоговейно глядящие на развесистый «платан Гиппократа» (на самом деле посаженный в первых веках нашей эры) и развалины древнего города Астипалеи, где около 460 года до нашей эры родился великий врач, чье имя означает «укротитель коней».

В то время Кос населяли 2-3 тысячи человек, многие из которых были врачами. Косские доктора-так сказать, врачи милостью божьей - славились по всему Средиземноморью, жили при дворах персидских царей и греческих правителей. В отличие от лекарей Востока при лечении они не призывали богов, не читали заклинаний, не курили благовония. Конечно, на помощь богов они тоже рассчитывали, но больше надеялись на свой опыт и заветы Асклепия, передаваемые от отца к сыну.

Делиться искусством врачевания с чужими было запрещено, поэтому рецепты не записывали, а выучивали наизусть. Сам Гиппократ в одном из сочинений обронил фразу «Жизнь коротка, искусство долго». Она значит совсем не то, что обычно думают: искусству врача нужно учиться всю жизнь, и дается оно лишь избранным.

Врачом был и отец Гиппократа Гераклид, а мать его Фанарета происходила не от Асклепия. а от другого греческого героя - Геракла. В свое время он - опять же по легенде, - навестил Кос, где местные жители попытались принести его в жертву. Обозлившись, силач разорил остров дотла; должно быть, с тех пор на Косе остались его потомки. От Геракла будущему «отцу медицины» достались непоседливость и жажда подвигов. Можно предположить, что он учился семейному искусству у отца или у других родственников, но потом, к их удивлению, покинул родину и уехал доучиваться в Италию, где давно уже процветали греческие колонии.

В одной из них, Кротоне, возникла новая школа медицины, которую основал Алкмеон, ученик великого математика Пифагора. Он написал первое в античном мире медицинское сочинение, открыл нервную систему, создал учение о связи человеческой психики с мозгом. Еще он предположил, что человеческое тело создается взаимодействием четырех стихий -земли, воздуха, огня и воды. Нарушение их равновесия и порождает болезнь.

Мы не знаем, учился ли Гиппократ у Алкмеона, но его идеи удивительно напоминают те, что высказывал забытый кротонский мудрец. Книга Алкмеона до нас не дошла, зато от Гиппократа осталось почти 70 сочинений. Правда, подлинными считают лишь от 8 до 18 из них - остальные принадлежат перу его детей или учеников. Главные из них. помимо знаменитой «Клятвы», - первая и третья книги «Эпидемий» (прочие написаны не им), «Прогностика», «О воздухе, водах и местности», хирургические трактаты «О суставах» и «О переломах». Известен сборник афоризмов, извлеченных из разных сочинений Гиппократа. Он оставил также труд «О диете при острых болезнях», впервые создав понятие диеты и придумав само это слово, означающее по-гречески «образ жизни».

Гиппократ, как и кротонцы. признавал, что болезни вызываются нарушением равновесия четырех жидкостей, или «гуморов», организма - крови (она соответствовала воздуху), флегмы (вода), желтой желчи (огонь) и черной желчи (земля) Как и они, он думал, что медицина невозможна без теории. Но ученики Пифагора считали свою теорию одинаковой для всех, поэтому она так и осталась бесплодным умствованием. Гиппократ же понимал, что «гуморы» в каждой местности, в каждое время года и у каждого возраста людей ведут себя по-разному, поэтому лечение должно быть строго индивидуальным.

Первым делом он предписывал пациентам покой и умеренное питание - для каждой болезни свое. Например, больных лихорадкой кормил ячменной кашей с ладаном, тмином и медом, а ревматиков - свеклой и вареной рыбой. Вообще, лечил «от противного»: если в организме разгулялась желтая желчь, больного следовало поместить в прохладное место, а если флегма (мокрота) - напротив, вынести на солнце. Но главным правилом врача Гиппократ считал осторожность - отсюда его знаменитый принцип «не навреди!».

Гиппократ призывал не злоупотреблять лекарствами -природа сама справится с лечением, если ей не мешать. Однако знал и применял почти 300 лекарственных средств, многие из которых применяются и сегодня: мед, ячменный отвар, сок молочая, чемерица. Для анестезии использовал маковый отвар. Ставил пиявки, делал лечебный массаж, купал больных в ваннах с отваром из целебных трав. Врачевал вывихи и переломы на изобретенной им «скамье Гиппократа» -прообразе современного ортопедического стола.

Умел пломбировать зубы и написал об их лечении особый труд, увы, не сохранившийся. Гиппократ требовал от своих учеников обращать внимание не только на состояние больного в данный момент, но и на его прежние болезни, образ жизни и климат места его обитания. Тщательно изучая все симптомы болезни -пот, кашель, затрудненное дыхание, икоту, отрыжку - он не меньшее внимание уделял словам и мыслям больного, даже его «умолчаниям». Гиппократ считал, что тело человека можно лечить только вместе с душой и только при помощи самого пациента. При этом никогда не выдавал больным своих сомнений или незнания, говоря: «Некоторые больные выздоравливают только потому, что уверены в мастерстве врача».

Внимательно наблюдая за ходом разных болезней. Гиппократ пришел к выводу. что каждая из них проходит момент кризиса, определяющий конечный исход. Его сочинения полны примеров вроде следующего: «Филиск жил рядом с городской стеной в Фасосе. Он слег в кровать, и на первый день у него был сильный жар, пот, он плохо спал. Второй день: общее ухудшение... спокойная ночь. Третий день: поутру и до полудня жара не было: вечером сильный жар, пот. жажда, черная моча: плохо спал... Умер в середине шестого дня». Указаний на лечение тут нет: похоже. врач не очень-то вмешивался в ход болезни злополучного Филиска, с любопытством наблюдая за ней. В этом его обвиняли и коллеги-злопыхатели; один из них писал, что Гиппократ всегда знает причины смерти людей, но понятия не имеет, как их вылечить.

Конечно, это не так. Когда «отцу медицины» пошел пятый десяток, его имя было настолько широко известно по всей Греции, что Платон в своих диалогах ставил его наравне с великими скульпторами Фидием и Поликлетом. Гиппократа считали не просто врачом, но врачом-философом, идеи которого много дают для объяснения природы человека. До нас дошла его переписка-правда, признанная поддельной. - с другим выдающимся мыслителем -Демокритом.

Жители города Абдеры, где жил Демокрит, сочли его сумасшедшим - он не любил общества, а на людях часто хохотал, видя глупость сограждан, за что был прозван «смеющимся философом». Гиппократа, как признанного авторитета, призвали подтвердить случай безумия (похоже, он занимался и психиатрией), но медик во всеуслышание заявил, что Демокрит - самый здоровый из абдеритов. Так зародилась дружба двух великих умов.

В Абдерах. на крайнем севере Греции, Гиппократ оказался не по своей воле. В его первой биографии, написанной Сораном Эфесским в I веке н.э., говорится, что врача изгнали с Коса за якобы совершенный им поджог храма. Сочинение Сорана полно вымыслов, но если здесь он не соврал, то речь явно идет о мести конкурентов. Вряд ли косские врачи были довольны как популярностью Гиппократа, так и тем. что он предал огласке вековые секреты их ремесла и принимал в свою школу всех желающих.

Наставничество было важной частью жизни «отца медицины»; недаром его «Клятва» начинается обязательством «считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями и делиться с ним своими достатками». По одной версии, ученики Гиппократа собирались в его доме, по другой - на холме в центре острова, где позже был воздвигнут величественный храм Асклепия. Их имен мы не знаем: когда врач покинул Кос, школа распалась.

Гиппократ отправился в горную Фессалию, которой правили его дальние родственники - цари из рода Гераклидов, Греции, охваченной Пелопоннесской войной, было не до врачевания, и Гиппократу никто не мешал лечить местных жителеи и писать новые сочинения. Временами непоседливый дух заставлял его надолго уезжать в другие места - например, на остров Фасос, - занимая там должность городского врача. Но каждый раз он возвращался в фессалийскую столицу Лариссу. Из благодарности к новой родине он дал одному из сыновей имя Фессал: как и его брат Дракон, он стал врачом.

Врачом был и Гиппократов зять Полиб все они помогали знаменитому родственнику в работе, а после смерти дописывали его книги. «Отец медицины» умер в Лариссе около 356 года до н.э. В отличие от многих его слава с годами не померкла. Его трактаты переписывали и снабжали комментариями, самые известные из которых оставил во II веке н.э. знаменитый Клавдий Шлен, прозванный «вторым Гиппократом». К этому времени все многочисленные школы античной медицины слились в одну-гиппократову, и жители острова Кос, забыв о былой неприязни, воздвигли знаменитому земляку памятник.

С концом античности врачевание, как и другие области науки, пришло в глубокий упадок. Но Гиппократу повезло - его труды, хранившиеся в знаменитой Александрийской библиотеке, не сгорели там со всем «языческим суесловием», а были заблаговременно вывезены в Константинополь по приказу византийских императоров - им ведь тоже требовалось лечение. Позже они были переведены на многие языки и творчески «улучшены», став в итоге почти неузнаваемыми.

В новое время весь этот «Гиппократов сборник» был раскритикован - за наивность, примитивность и, конечно, антинаучное учение о четырех «гуморах». Но стоит вспомнить, что Гиппократ не только «открыл» такие болезни, как пневмония, дизентерия, нефрит, офтальмия, эпилепсия, но и первым указал методы их лечения. И самое главное - он нашел верный путь между смелыми теориями и испытанной временем практикой, по которому и направил медицину как истинный наследник бога Асклепия.

Клятва Гиппократа долгое время оставалась вне критики. Даже такие забавные ее строки, как «в какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами» у современных медиков споров не вызывают, хотя нередко и нарушаются. А вот другие пункты - например, о запрете давать больным яд даже по их просьбе - многие критикуют за несоответствие веяниям времени.

Отчасти поэтому в 2006 году в США клятва была заменена «профессиональным кодексом врача», где нет уже ссылок на Аполлона, не говоря уже о Гигиейе и Панацее. Остается надеяться, что будущих целителей удержит в рамках дозволенного хотя бы авторитет самого Гиппократа, сумевшего при всех своих заблуждениях и ошибках толкователей донести до потомков принцип, которым должен руководствоваться любой врач. - «не навреди!».

Автор биографии: Иван Измайлов
Напишите свой отзыв