#
Биография и личная жизньНаука → Фердинанд Порше

Фердинанд Порше

Полное имя: Фердинанд Порше

Дата рождения: 3 сентября 1875 ( Дева), Вратиславице, Чехия

Дата смерти: 30 января 1951 (75 лет)

Национальность: Немецкая

Деятельность: Немецкий конструктор автомобилей

Семейное положение: Был женат на Алоизия Джоанна Каэс (1903-1951)

Дети: Луиза Пиех, Фердинанд Антон Эрнст Порше

Фердинанд Порше — биография


Фердинанд Порше (1875 — 1951) — немецкий конструктор автомобилей. Создатель компании Porsche. Стал всемирно известным как разработчик и создатель популярного автомобиля «Фольксваген-жук». На его гоночных болидах ставились мировые рекорды.

Порше создавал двигатели для «цеппелинов», а его самоходка Фердинанд оказалась серьезным противником для советских Т-34. Но прославила автомобильного инженера совсем другая машина.

Фердинанд Порше родился в 1875 году в Австро-Венгрии в немецкой семье. Его отец Антон Порше был мастером по металлу: изготовление решеток, фонарей, кровельные работы. Поначалу он и сына хотел привлечь к семейному бизнесу. Но юный Фердинанд с детства имел тягу к изобретательству.

Сразу после окончания вечерней школы 19-летний Фердинанд перебрался в Вену. Получив специальность инженера, Порше устроился на работу в автомобильное конструкторское бюро Людвига Лонера, где очень быстро стал главным конструктором.

Автоконструктор


В 1900 году автомобиль, сконструированный Порше, получил Гран-при Всемирной выставки в Париже. Тогда же молодой инженер увлекся гоночными автомобилями. И не только их созданием: он участвовал в гонках в качестве пилота! А пока карьера Фердинанда шла в гору. В 1906 году талантливого инженера пригласили на работу в австрийское отделение компании «Даймлер» - той самой, что создала «Мерседес». Работа в «Аустро-Даймлере» была так же успешна, как и в бюро Лонера.

Гоночные машины Порше неизменно оказывались в числе призеров. Сам конструктор продолжал участвовать в гонках в качестве пилота. История сохранила курьезный факт: одним из механиков, обслуживавших машины Порше на гоночном треке, был юный Иосип Броз Тито - будущий коммунистический диктатор и маршал Югославии.

Мирный ход жизни конструктора Фердинанда Порше был нарушен начавшейся в 1914 году Первой мировой войной. Австро-Венгрия воевала на стороне Германии против стран Антанты (Англия, Франция, Россия). Австрийцам стало не до гонок. «Даймлер» перешел на выпуск военной продукции. В частности, Порше разрабатывал двигатели для германских цеппелинов - гигантских дирижаблей, с которых на вражеские города сбрасывали бомбы.

Цепеллины не помогли Германии и ее союзникам, война была ими проиграна. Но талант Порше по-прежнему ценился высоко. В 1923 году руководство «Даймлер» предложило Фердинанду пост главного конструктора уже не только австрийского филиала, а всей компании Порше. Он переехал в Германию, в Штутгарт, где размещался головной офис фирмы.

Фердинанд Порше снова окунулся в свою любимую стихию гоночных автомобилей. В 1930-е у конструктора сложилась своего рода «гоночная монополия»: почти все машины-призеры мировых треков были творением его бюро. Однако в 1938 году Порше резко порвал с давним увлечением.

Произошло это после страшной трагедии: знаменитый гонщик Бернд Роземайер на автомобиле Порше развил бешеную скорость - 436 км/ч. Внезапно его болид подпрыгнул, перевернулся и с неимоверной силой ударился о землю. Машина разлетелась на куски, пилота расплющило мгновенно. Все это произошло на глазах Фердинанда.

В тот же вечер Порше заявил своему уже повзрослевшему сыну Ферри: «Я больше этим не занимаюсь». И действительно, прекратил конструировать гоночные автомобили. К тому же у него появился новый заказчик. Звали его - Адольф Гитлер.

Еще в 1931 году Порше ушел в свободное плавание - уволился из «Даймлера» и открыл собственное конструкторское бюро. В 1932 году он посетил СССР, где Иосиф Сталин предложил ему перейти на службу советскому режиму. Стране Советов, проводившей индустриализацию, нужны были грамотные специалисты. Генсек обещал иностранцу любые материальные блага. Однако Фердинанд отверг предложение. А вот другому диктатору отказать не смог.

Когда Германия оказалась под кованым сапогом гитлеровской диктатуры, Порше принял новый режим. Как и миллионы немцев, он поверил трескучей фашистской пропаганде. Увидел в Гитлере «спасителя Германии» - и не разглядел, что имеет дело с чудовищем.

Фюрер явно благоволил конструктору. Порше был при нем осыпан наградами и почестями. И когда Гитлер задумал создать «народный автомобиль» (в знак того, что он заботится о «простом народе»), то первым делом обратился к своему любимцу Порше. Задумка фюрера была такова. Нужно создать автомобиль с низким расходом топлива, вмещающий четырех человек, способный развивать скорость не менее 80 км/час и при этом стоящий не более 1000 марок.

Фердинанд Порше и Адольф Гитлер

Что такое по тем временам 1000 марок? Это годовая зарплата германского рабочего. По нынешним меркам такой автомобиль не выглядит чем-то уникальным. Но тогда, в 1930-е, автомобиль был еще роскошью. Рабочему и десятилетий упорного труда не хватило бы, чтобы заработать на машину. А тут «вождь» предлагает авто всего лишь за годовую зарплату! Пропагандистский эффект от такой меры был бы огромным. Как совместить экономичный расход топлива, скорость и низкую цену? Задача сложная - и Порше ее решил!

Так на свет появился знаменитый «Фольксваген-жук». Эта машина превзошла все творения Фердинанда Порше - как прошлые, так и будущие. Впрочем, сами немцы не смогли тогда насладиться новым авто. Специально для производства «Жука» была создана фирма «Фольксваген» (в переводе «народный автомобиль»). В 1938 году началось строительство завода. Но... С конвейера успела сойти лишь пара сотен экземпляров. В 1939-м началась Вторая мировая война. Гражданское производство было свернуто.

Второе рождение «Жука» произошло уже в послевоенной Германии. Дешевая и экономичная машина произвела настоящую революцию в автомобилестроении. Он выпускался без изменений рекордное количество лет: с 1946 по 2003-й. Всего было изготовлено 21,5 миллиона экземпляров этой замечательной модели.

В годы Второй мировой Порше опять переключился на выполнение военных заказов. Двигатели у него получались хорошо, а вот танки - не очень. Конкурсы на создание «Тигра» и «Пантеры» Порше проиграл. Единственным удачным творением бюро Порше военных лет стала самоходная артиллерийская установка «Фердинанд». Этот бронированный «толстолобик» с мощной пушкой был опасным противником для советских танков.

После краха Третьего рейха в 1945 году Порше был арестован по запросу французских властей. Почти два года он провел в тюрьме. Затем конструктора освободили, но на два года ему был запрещен выезд с французской зоны оккупации.

Личная жизнь Фердинанда Порше


Семейная жизнь изобретателя состоялась в 1904 году. Фердинанд Порше встретил любовь всей своей жизни - юную Алоизию Каес. Фердинанд никогда не изменял жене, был однолюбом. Даже преждевременная кончина супруги (ее не стало, когда Порше было 45) не побудила его жениться вторично. Вся последующая жизнь конструктора будет посвящена только его машинам и детям: дочери Луизе и сыну Фердинанду (Ферри).

Фердинанд Порше с женой, детьми и внуками

Смерть


Лишь в 1949-м Порше разрешили вернуться в Германию. Но возраст и пережитые испытания уже дали о себе знать. Фердинанд Порше практически полностью отошел от дел, передав руководство своему сыну Ферри. 30 января 1951 года изобретатель покинул этот мир. Причина смерти: инсульт.

Вас заинтересуют так же следующие новости

  • 1
  • 0
Напишите свой отзыв