Дата рождения:
11 декабря 1843 года
Национальность:
Немец
Возраст:
66 лет
Место рождения:
Клаусталь-Целлерфельд, Германия
Дата смерти:
27 мая 1910 года
Образование:
Гёттингенский медицинский университет
Карьера:
Немецкий биолог, исследователь туберкулёза
Знак зодиака:
Стрелец
Личная жизнь:
Был женат
Дети:
Гертруда
Роберт Кох — биография
Та самая палочка Коха - заслуга Роберта Коха, немецкого биолога, исследователя туберкулёза, ученого, который выявил возбудителя туберкулеза. Сто лет назад спасения от этой болезни не было.
Детство и юность, семья
Роберт Кох родился 11 декабря 1843 года в небольшом городке Клаусталь, у подножия горы Броккен. Именно здесь, согласно германским поверьям, в Вальпургиеву ночь собираются темные силы. В том числе и покровители страшных болезней. Совпадение это или нет, но немцы считают, что без вмешательства свыше у Коха ничего бы не получилось.
Роберт появился на свет в многодетной семье, состоящей из 13 детей, Робби был третьим. Отец мальчика - Герман Кох работал горным инженером, мать - Юлиана Матильда Генриетта Кох (в девичестве - Бивенд).
В конце XIX века профессия врача в Пруссии и Австрии была доходным ремеслом, но только если врач имел опыт и репутацию. Молодым докторам приходилось куда сложнее. Не был исключением и 23-летний выпускник Геттингенского университета Роберт Кох.
Коху позарез требовались деньги. С большим трудом ему удалось добиться места в больнице в Гамбурге, а потом подвернулась должность ассистента в клинике для душевнобольных. Возможно, Кох и состоялся бы как психиатр, но в 1870 году его вялотекущую карьеру «перезагрузила» франко-прусская война.
Медицина, исследования
Роберт ушел на фронт врачом. Учитывая, что уровень гигиены в госпиталях был невысок, сотни солдат после ранения заболевали брюшным тифом или дизентерией. Руководство госпиталя поставило Коха лечить именно таких пациентов, и молодой врач, поначалу со скепсисом взявшийся за эту работу, получил бесценную практику.
Вернувшись с фронта, Кох уже был опытным медиком. Отчасти потому он сумел занять пост окружного врача в провинции Познань, где, наконец, было достойное жалование. На 28-й день рождения жена сделала Роберту необычный подарок. Узнав, что еще на войне он возился с пробирками и микробами-возбудителями тифа, Эмми преподнесла ему дорогой и качественный микроскоп Carl Zeiss. Забегая вперед, можно сказать, что это был подарок не только мужу, но и всему человечеству.
Впрочем, через пару месяцев Эмми стали одолевать сомнения - надо ли было так делать. Роберт забросил частную практику и все свободное время проводил за окулярами. Во дворе их дома появились вольеры, где муж держал животных для опытов: мышей, кроликов, морских свинок и даже двух обезьян. Кох приобрел дорогой фотоаппарат, состыковал его с микроскопом и начал фиксировать «микробную» жизнь.
Поначалу ничего не получалось: микробы были неуловимы. Но Роберт нашел способ «вывести их на чистую воду». Почти что в прямом смысле.
Пока Кох еще только делал первые шаги в микробиологии, его маститый коллега Луи Пастер вплотную занимался изучением другой напасти - сибирской язвы. В основном ею страдали коровы, но от них заражались и люди, нередко с летальным исходом. На тот момент уже был открыт возбудитель язвы, однако процесс развития болезни оставался неизвестным.
Получив образцы тканей зараженных коров, Кох стал экспериментировать с бактериями и придумал технику висячих капель. При ней возбудитель «созревал» в капле жидкости из коровьих глаз. Новаторский подход позволил Роберту выделить возбудителя в чистую культуру. Ученый описал, как бактерии язвы образуют споры, которые, словно семена, могут храниться довольно долго, а при благоприятных условиях «дать всходы».
До этого считалось, что сибирская язва зарождается в организме спонтанно, но Кох доказал, что это не так. Именно потому неглубоко закопанные трупы коров через годы давали инфицирование здоровых животных, пасущихся на этом месте.
Две статьи с описанием техники фотографирования и раскрашивания микробов Кох опубликовал в университетском журнале. Доклад стал прорывом в микробиологии, вот только часть его выводов противоречила точке зрения авторитетного Пастера. Он остро отреагировал на это и ответил научной работой, а пикировка между двумя учеными продолжалась всю жизнь.
Тем не менее большинство коллег согласились с Кохом, он приобрел авторитет в научном мире. Его карьера пошла вверх, и в 1880 году 36-летний ученый занял пост правительственного советника. Теперь в его задачи входило создание в Берлине медицинского исследовательского центра. Получив новые возможности, уже через год Роберт выдал новую научную работу: «Методы изучения патогенных организмов».
Здесь Кох описал «рецепт» выращивания бактерий. В частности, окрашивал культуры по инновационному методу Вайгерта, использовал масляные иммерсионные линзы (иммерсия - введение между объективом микроскопа и рассматриваемым предметом жидкости для усиления яркости и расширения пределов увеличения изображения.), а питательную среду делал из мясного бульона с желатином. Она была прозрачна, что давало возможность рассмотреть микроорганизмы.
В XIX веке одним из страшных заболеваний был туберкулез, или чахотка, как тогда его называли. Он убивал медленно, но верно. Врачи понимали, что это инфекция, но лечить ее почти не умели, предлагая гигиенические процедуры, диеты и морской (горный) воздух. Иногда это помогало. Тем че менее туберкулез был причиной каждой седьмой смерти в Европе, а в США и вовсе он был главной причиной смертности. Кох решил заняться выявлением возбудителя чахотки, благо рядом с местом его работы находилась знаменитая клиника Шаритэ, где лежало много умирающих.
Каждое утро Кох приходил сюда за образцами мокроты и крови. Однако, несмотря на усилия, возбудитель никак не проявлял себя. Наконец, применив новые красители, ученый заметил в полученной массе ярко-синие палочки. В отличие от большинства микроорганизмов, они были неподвижны. Кох поместил их в кровь животных и увидел, что цикл их размножения крайне медленен - 14-18 часов.
Зато палочки выживали даже после 5-минутного кипячения. Чтобы подтвердить догадку, Кох ввел их морским свинкам. Животные заболели туберкулезом, а ученый понял: он нашел искомое. Статья с его выводами стала сенсацией, а возбудителя туберкулеза назвали палочкой Коха.
Увы, за триумфом последовал и провал. Приняв лавры укротителя чахотки, Кох в 1890 году заявил, что создал препарат против нее - туберкулин. При этом отказался публиковать состав лекарства, дабы его не украли, а предложил просто поверить ему. Для чего сделал инъекцию себе и своей подруге - 17-летней Хедвиг Фрайберг. Но позднее выяснилось: туберкулин не лечит, а вызывает токсическую реакцию. Грянул скандал, и ученый поспешил уехать в командировку в Египет.
Между тем провал Коха оказался еще одним его открытием - на основе туберкулина вскоре была создана так называемая проба Манту, позволяющая вовремя диагностировать заражение туберкулезом. Однако тогда многие сочли Коха шарлатаном.
Туберкулиновый скандал задержал и получение Кохом Нобелевской премии. Это случилось лишь в 1905 году, когда ученый уже имел заслуги в борьбе не только с туберкулезом, но и с другими опасными заболеваниями: холерой, лихорадкой, тифом, малярией.
Личная жизнь
Роберт Кох был женат дважды. Едва получив диплом об окончании медицинского университета, в 1868 году ученый объявил о свадьбе с Эмми Фрац, а через год в семье родилась дочь Гертруда, к которой он относился любя до самой смерти.
В 1893 году вернувшись в Германию, 50-летний Кох развелся с Эмми Фрац и женился на Хедвиг Фрайберг на молодой актрисе. То был странный брак, но молодая жена, в отличие от первой, всюду сопровождала знаменитого мужа. Детей у этих супругов не было.
Смерть
Насыщенная жизнь привела к тому, что Роберт Кох сам несколько раз заражался малярией. Здоровье становилось все хуже и, чтобы поправить его, в мае 1910 года он приехал в курортный Баден-Баден. Спустя четыре дня владелец клиники нашел 66-летнего пациента мертвым в кресле у балкона. Укротителя туберкулеза убил инфаркт.