Полное имя:
Лев Давидович Ландау
Дата рождения:
1 апреля 1968 г.
Национальность:
Еврей
Возраст:
60 лет
Место рождения:
Баку
Дата смерти:
1 апреля 1968 г.
Образование:
Бакинский государственный университет
Карьера:
Ученый, физик
Знак зодиака:
Водолей
Личная жизнь:
Был женат (жена: Кора Ландау-Дробанцева)
Дети:
Игорь Львович Ландау
Годы жизни:
22 января 1908 года — 1 апреля 1968 года
Лев Ландау — биография, годы жизни
Лев Ландау (1908 — 1968) — советский ученый - физик, академик. Герой Социалистического Труда, лауреат Нобелевской, Ленинской премии, а также трёх Сталинских премий.
На 50-летие коллеги преподнесли профессору Льву Ландау «скрижали» из мрамора, на которых выгравировали 10 его важнейших формул («заповедей»). Но таковые у физика имелись не только в науке, но и в жизни.
Детство, и юность, семья Ландау
Лев Ландау, по национальности - еврей, появился на свет 22 января 1908 года в Баку в еврейской семье. Отец, Давид Львович Ландау работал нефтяником, мать, Любовь Вениаминовна Гаркави-Ландау была по специальности - врач.
Неординарный ум гения часто соседствует со сложным, чудаковатым характером. Лев Ландау не был исключением. Свой нрав он стал проявлять еще в раннем детстве. Однажды мать поставила ему холодный градусник. Мальчик стал хныкать, и под давлением гостей она забрала у него термометр. Тот продолжал рыдать. «Но ведь градусник уже не стоит!» - «А я хочу, чтобы он и раньше не стоял!»
В гимназии Лев блистал на математике, физике и химии, уже в 12 лет вычисляя интегралы и дифференциалы. Зато по словесности и литературе слыл посредственностью. Сочинение Ландау по «Евгению Онегину» отличалась краткостью: «Татьяна Ларина была очень скучная особа...»
Учеба в Ленинградском университете в 1920-е годы напоминала вольницу: свободное посещение лекций, выбор семинаров, экзамены по согласованию с преподавателем. По признанию Ландау, он ходил туда два дня в неделю -увидеть друзей и узнать новости. Именно там впервые услышал и о квантовой физике.
В те времена это было новое направление в физике, и Льву приходилось осваивать сложнейшие выводы зарубежных коллег из научных журналов. С тех пор Ландау предпочитал свежую прессу: «Толстые фолианты не несут ничего нового, они -кладбище, на котором погребены мысли прошлого».
В ЛГУ к нему впервые приклеилось прозвище Дау, которым его наградил сокурсник Дмитрий Иваненко (Димус). Льву оно понравилось. Сам он в шутку объяснял, что L'ane - по-французски «осел», значит, фамилия Ландау - «осел Дау». Даже став преподавателем, заявлял студентам: «Меня зовут Дау, я ненавижу, когда меня зовут Львом Давидовичем».
Застенчивый юноша испытывал огромный дискомфорт от своей робости. И решил победить свой недостаток. Гуляя по Невскому проспекту или набережной, Лев Ландау подходил к людям и задавал странные вопросы: «Отчего вы носите бороду?» или «Зачем у вас летом шляпа?!» Пауза была мучительной, но студент стойко сносил недоуменные взгляды, а порой и гнев прохожих. Потом придумал другое «задание» - ходить по Невскому с воздушным шариком, привязанным к шляпе.
Биография личной жизни
В Харькове, куда молодой физик приехал работать после зарубежной стажировки, Лев Ландау встретил Конкордию Дробанцеву. Сам он называл ее Кора или ласково - Коруша. Позднее она вспоминала его слова: «Вот видишь, Коруша, ты боялась, что я изнасилую тебя, а оказалось, я сам ни на что не способен. Теперь я вынужден тебе признаться: ты ведь первая девушка, которую я поцеловал по-настоящему в губы. Как я боялся, что ты увидишь во мне зеленого юнца и прогонишь. Позор! Первый раз поцеловать девушку в 26 лет...»
Она была красавицей, а он... Однажды их вместе увидел какой-то работяга -статную пышнотелую Кору и сутулого лохматого Дау. «Какая баба зря пропадает!» - не смог сдержаться пролетарий... Впрочем, гений и сам был критичен к себе: «У меня не телосложение, а теловычитание». При этом дамам Ландау нравился.
«Фундаментом нашего брака будет личная свобода», - завил Ландау избраннице. Ибо брак - это «лавочка мелкой торговли». По настоянию Льва вместо официального брака они заключили «пакт о ненападении в супружеской жизни», позволявший обоим романы на стороне. Среди его положений были и такие:
«Брак - это кооператив, ничего общего не имеющий с любовью» и «Влюбленным запрещено ревновать и лгать друг другу». Если Кора все-таки проявляла ревность и недовольство, Лев ее штрафовал. Штраф изымал из тех 60% заработка, которые он ей отдавал. А остальные 40% отправлял в личный «Фонд помощи подкаблучным мужчинам, желающим поблудить». То бишь тратил на любовниц.
Кора протестовала, но безуспешно. «Корочка, - говорил ей Лев. - Ты пойми, люблю я тебя одну, но любовницы у меня обязательно будут! Ты уж, пожалуйста, мне не препятствуй...». Кора старалась терпеть его чудачества. Но до определенной границы. Однажды Лев заявил ей, что вечером к нему придет девушка и, чтобы ее не смущать, Коре надлежит спрятаться в шкафу. Скандалить Кора не стала, но когда в квартире появилась незнакомка, вышла из шкафа и расстроила свидание.
Со временем Конкордия стала рассуждать, как супруг. «Ты представляешь, какое безобразие! - жаловалась она сестре. - Девчонка назначила Дауньке свидание, а сама не пришла. Он два часа простоял на морозе, чуть воспаление легких не схватил!» И все же накануне рождения их сына, в 1946 году, Ландау официально женился на Коре.
Наука
Как бы сильно Ландау не любил женщин, еще сильнее он любил науку. Корпеть над задачей мог сутками напролет, забывая про сон и пищу. Порой даже звонок телефона не долетал до его сознания. Большинство расчетов производил в уме, записывая промежуточные результаты на клочках бумаги. Однажды его друг-физик Лифшиц похвастался новым кожаным портфелем и предложил достать такой же.
Нет, Женька, я в баню не хожу, - ответил Дау.
- Почему в баню? Это портфель для бумаг... Лекции. Журналы.
- У меня бумаг нету... Все здесь! - постучал Лев себя по лбу.
Уже будучи мировым светилом, Ландау почти перестал читать научные журналы. Все интересное ему приносили ученики, и если информация оказывалась достойной, непременно ее проверял собственными расчетами. В минуты отдыха мог посидеть за карточным пасьянсом: «Это вам не физикой заниматься. Здесь думать нужно».
Между тем в быту Ландау был беспомощен. Однажды Кора поручила ему отоварить мясные талоны. Профессор встал в очередь и тут услышал, что привезли баранину. Была ли баранина мясом, он не знал и спросил у соседей. Те отмахнулись: «Какое ж это мясо?! Так, название одно». Расстроенный Лев пошел домой. Талоны пришлось выбросить.
Чувство юмора у гения тоже было своеобразным. Женщин и коллег он классифицировал от первого, высшего класса до пятого, низшего и всерьез говорил об этом окружающим. В научной среде к высказываниям Льва Ландау не сразу, но привыкли и стали добавлять присказку: «Так говорил Дау».
Помимо научных теорий, Ландау был автором еще одной - теории счастья. Физик был уверен, что каждый человек обязан быть счастливым. Своей племяннице он как-то признался, что подростком хотел покончить с собой, но его спас роман Стендаля «Красное и черное». Из него Лев вынес главное: «Человек может сам строить свою судьбу. Человек обязан стремиться к счастью и быть счастливым!» «Люди упрямо не желают понять, что счастье - внутри нас.
Все любят все усложнять, а я, наоборот, всегда стремлюсь к простоте, - объяснял академик. - Нельзя путать понятия "сложно" и "трудно". Надо научиться мыслить, более того, властвовать над своими мыслями. Тогда не будет пустых страхов и тревог». А самым страшным грехом Лев Ландау считал скуку: «Вот придет Страшный суд. Господь Бог призовет и спросит: "Почему не пользовался всеми благами жизни? Почему скучал?"
Смерть Ландау
Триумф ученого оборвала трагическая случайность. Утром 7 января 1962 года Ландау ехал с водителем из Москвы в Дубну. Дмитровское шоссе обледенело, и «Волгу» академика вынесло на встречку. Лев Давидович получил тяжелую травму головы, которую врачи классифицировали как «несовместимую с жизнью». Его спасали долгие шесть лет всем научным миром.
Коллеги, ехавшие за рубеж, старались привезти для Ландау импортные лекарства. Он пошел на поправку, однако заниматься наукой уже не смог, хотя иногда даже бывал на ученых советах и семинарах. В марте 1968-го Лев Давидович перенес операцию на кишечнике, а спустя несколько дней скончался. Смерть наступила из-за оторвавшегося тромба.