#
Биография и личная жизньНаука → Софья Ковалевская - Формулы вместо любви

Софья Ковалевская - Формулы вместо любви


Софья Ковалевская

Софья Ковалевская стала первой в мире женщиной-профессором математики. В Европе к ней относились с огромным уважением и восхищением, на родине же ей не нашлось достойного места. Но не это стало главным разочарованием ее жизни. Она была лишена счастья любить и быть любимой...

Маленькая Соня лежала в своей кроватке и внимательно разглядывала стену с загадочными письменами. Что это такое? Что означают все эти значки и закорючки, среди которых лишь изредка мелькает что-то, похожее на буквы и цифры? Читать она научилась очень рано, сложение и вычитание тоже давалось ей легко, но это... Девочка страстно мечтала разгадать тайну непонятных надписей.

Семья Корвин-Круковских переехала из столицы в деревню после рождения средней дочери Сони. Ремонт делали в спешке, и на часть детской комнаты не хватило обоев. Доставлять их из Петербурга было делом долгим, решили оклеить оставшиеся стены бумагой. В дело пошла папка с лекциями профессора математики Остроградского. Так в спальне девочки появились интегральные уравнения.

Соня запомнила наизусть многое из того, что было на тех листах. Она мало что поняла, но ее цепкий ум все же нащупал некоторые взаимосвязи между символами.

Домашний преподаватель Сони был в восторге от энтузиазма своей ученицы. Она щелкала задачи как орешки, в мгновение ока, решала сложные примеры и просила еще. Учитель пребывал в растерянности. Не преподавать же 10-летней девочке университетский курс высшей математики! Он пришел за советом к отцу семейства генерал-лейтенанту Василию Корвин-Круковскому. Тот был поклонником науки и гордился успехами дочери, но был уверен, что чрезмерное учение для ребенка вредно. Вердикт бы, таков: уделять больше внимания другим предметам не позволять девочке зацикливаться на математике.

И вот уже гувернантка разучивает с Соней стишки на французском, учит ее петь и играть на рояле, пытается привить хорошие манеры, необходимые юной барышне. Занятия математикой становятся подпольными. Соня прячет «Курс алгебры» под подушкой и читает его ночью, стоя в одной рубашке у тусклой ночника. Для нее эта книг интереснее любого детектива! Ее постоянно застаю за запрещенными занятиями: она рисует формулы в художественном альбоме пытается что-то вычислять во время музицирования, бормочет «икс плюс игре равно зет» за обедом...

Как-то их сосед, профессор физики Тыртов, подарил отцу Сони свой учебник. Девочка немедленно завладела книгой. В следующий визит соседа она сообщила ему:

- Я прочла вашу книгу. Мне очень понравилось.

- Прочли? Хвастаетесь! рассмеялся физик. - Вы бы и пары слов там не поняли.

Соня раскрыла учебник рассказала ему, что именнно показалось ей интересным.

Профессор был ошарашен. Он помчался к отцу девочки и заявил, что у нее величайшее дарование, которое обязательно нужно развивать. «Она будет новым Паскалем!» - восклицал он. После этого Соне было позволено продолжить обучение.

В 17 лет Соня Ковалевская обладала знаниями, которые могли бы открыть ей дорогу в любое высшее учебное заведение. Но только в том случае, если бы она была мужчиной. Женщин в те времена в российские университеты не принимали. Выход был один - отправиться за границу. Но это было совсем непросто. Девушка не могла выехать за пределы страны одна, для этого требовалось разрешение родителей или мужа.

Родители были категорически против того, чтобы Софья продолжала образование. Одно дело успехи талантливого ребенка, совсем другое - стать «ученой женщиной». На таких в обществе смотрели косо. Строгий отец видел будущее Сони традиционным: замужество, дети.

Выход придумала сестра Сони, очень прогрессивная для своего времени девушка. Нужно заключить фиктивный брак с поддерживающим передовые идеи мужчиной - и можно ехать за границу. Мужем Софьи согласился стать молодой ученый Владимир Ковалевский. А через два месяца она начала учебу в Гейдельбергском университете.

Владимир и Софья сразу договорились, что будут жить как брат и сестра. И молодая жена была уверена, что так и будет. Да вот только «поддельный» муж влюбился в нее по-настоящему. Ей было тяжело видеть его многозначительные взгляды, слушать вздохи и признания. После очередной ссоры Соня попросила его уехать. Она осталась в Германии совершенно одна. Ее успехи были ошеломляющими, Ковалевская стала знаменитостью университета, но... От одиночества она рыдала по ночам в подушку. Выход девушка видела только один -еще глубже уйти в науку.

После того, как Софья сделала несколько открытий в математике, Гейдельбергский университет присудил ей звание доктора наук. Она подумала: пора возвращаться в Россию. Ученый ее уровня легко мог получить место преподавателя в любом высшем учебном заведении Европы, а в России ей предложили стать... учительницей младших классов. Это было нелепо и обидно.

Но неудача временно отошла на второй план, потому что Софья влюбилась. Причем в собственного мужа! Увидев его после долгой разлуки, она вдруг поняла, что очень по нему скучала. Ей так не хватало его внимания, заботы, восхищения. Только с ним она чувствовала себя женщиной, а не гением математики.

Романтическая идиллия длилась недолго. Через несколько месяцев Софья поняла, что беременна. Это была и радостная, и пугающая новость одновременно. Пугающая потому, что супруги еле сводили концы с концами. Все начинания мужа неизменно терпели крах, наследство жены было растрачено, а сама она не могла получить достойного места в России. Между супругами начались раздоры, которые с рождением дочери только усилились. В конце концов Софья уехала к своим родным, а через несколько месяцев, оставив дочь с родителями, отправилась в Европу. Только там она могла хоть что-то заработать.

Владимир тем временем лихорадочно искал способ быстро обогатиться. Он ввязался в сомнительное предприятие, прогорел и стал банкротом. А вскоре Софья получила письмо: Владимир покончил с собой. Она рыдала несколько дней. Ее непутевого мужа, так любившего ее и готового на все, чтобы сохранить семью, больше не было на свете...

Она снова осталась одна, только теперь уже с пятилетней дочерью на руках. Финансовый вопрос решился, Софьи получила место в университете Стокгольма. Правда, для этого ей пришлось за несколько месяцев выучить шведский язык, но проблемой это для нее не стало. Студенты-шведы и коллеги называли эту удивительную женщину, способную простыми словами объяснить самую сложную теорию, «профессор Соня».

Ковалевская завоевывала новые высоты в науке, получала звания и премии. Но это ее уже не радовало. Больше всего на свете ей хотелось самого обыкновенного женского счастья. А оно словно обходило ее стороной. Мужчин пугали ее ум, ее слава и независимость.

Когда Софье было уже почти сорок, она познакомилась с дальним родственником своего покойного мужа Максимом Ковалевским, тоже ученым. Они часто встречались, говорили о науке, искусстве и политике, шутили и смеялись. Очень скоро Софья почувствовала: ее сердце бьется быстрее рядом с Максимом. Она надеялась, что он чувствует то же самое. А вскоре услышала от него заветные слова:

- Я люблю тебя и очень хочу, чтобы ты стала моей женой...

Софью вдруг одолели сомнения.

- Я тоже тебя люблю, - сказала она. - Но мне страшно. Вдруг у нас ничего не получится? Ведь мы уже не молоды, каждый со своими привычками...

Он готов был ждать от любимой ответа. Она уже собиралась сказать «да», но внезапная болезнь оборвала ее жизнь в 41 год. Стать счастливой женщиной Софья так и не успела.

Автор: Маргарита Романова
Напишите свой отзыв