#

Ирена Сендлер

Полное имя: Ирена Сендлер (Кшижановская)
Дата рождения: 15 февраля 1910 г.
Национальность: Полька
Возраст: 98 лет
Место рождения: Варшава
Дата смерти: 12 мая 2008 г.
Карьера: Социальная работа
Знак зодиака: Водолей
Личная жизнь: Была в разводе, трижды была замужем
Дети: Анджей, Адам, Янина
Годы жизни: 15 февраля 1910 г. – 12 мая 2008 г.

Ирена Сендлер — биография, годы жизни


Ирена Сендлер (1910 – 2008) — польская активистка, которая спасла около трех тысяч еврейских детей из еврейского гетто в Варшаве, возникшее после создания нацистами во время оккупации Польши.

Добровольно отправляясь на «скамеечное гетто», Ирена Сендлер не подозревала, какую ужасающую страницу Польско-израильской истории ей вскоре будет суждено написать.

В небольшой комнате гулко стучали настенные часы. Молодая женщина, нежно обняв худенькую дочку, неподвижно стояла у окна. Приходили пациенты твоего отца из еврейской общины, - сказала вдруг Янина, мать девочки - Предлагали собрать деньги тебе на обучение, а что ты им ответила? - с волнением спросила Ирена. Поблагодарила, но отказалась.

Ирена облегченно вздохнула. Она знала: большинство из этих людей очень бедны, и ее отец, никогда не брал с них плату за лечение. Станислав Кшижановский работал заведующим больницы. Он умер в 1917 году, заразившись сыпным тифом от пациентов-евреев, которых не желали обслуживать другие врачи.

Детство и юность, семья


Ирена Сендлер (после рождения получила имя Ирена Кшижановская) появилась на свет 15 февраля 1910 года в польской семье. Потеряв кормильца, Кшижановские и сами оказались на пороге нищеты. В 1920-м они были вынуждены переехать из Тарчина в Варшаву, где Янина сумела найти частых покупателей бумажных цветов и вышитых салфеток ручной работы, чтобы хоть как-то прокормить себя и дочку.

Ирена навсегда усвоила основной жизненный принцип покойного отца: людей нельзя делить по национальным, религиозным или политическим признакам, они делятся лишь на хороших и плохих. Она не разделяла царившие в довоенной Польше предубеждения относительно евреев, а открыто общалась и дружила с представителями этого народа.

Не приняла Ирена и появившееся в Варшавском университете, где она училась на отделении польской литературы, так называемое «скамеечное гетто». Вместе со своими единомышленниками Ирена демонстративно усаживалась на скамейки, предназначенные исключительно для евреев.

Однажды придя в университет, она узнала, что прошлым вечером националисты жестоко избили ее подругу-еврейку. Дрожа от негодования, Ирена отыскала в сумочке студенческий билет и при всех перечеркнула печать, дающую право сидеть на «арийских» скамейках. Расплата последовала незамедлительно -на три года ее отстранили от занятий. Идя домой, она украдкой смахивала наворачивавшиеся на глаза слезы. Но, в то же время, понимала, что иначе не смогла бы поступить.

В 21 год Ирена Кшижановская вышла замуж за сотрудника кафедры филологии Мечислава Сэндлера и взяла его фамилию.

Но это было детской забавой по сравнению с тем, что ожидало впереди. Свой 30-й день рождения Ирена Сендлер встретила, когда Польша уже находилась в оккупации, а в головах нацистов дозревал план создания Варшавского гетто. 16 октября 1940 года он был воплощен в жизнь.

Около полумиллиона евреев согнали на огражденную территорию площадью в четыре квадратных километра и поместили в тяжелейшие условия. Из-за острой нехватки еды и медикаментов изможденные люди пухли от голода и в муках умирали от болезней...

Пока существовала возможность свободного посещения гетто, Ирена, устроившись в отдел соцобеспечения столичного муниципалитета, регулярно оказывалась за трехметровой кирпичной стеной. Сендлер привозила несчастным узникам небольшие запасы съестного, какие-то лекарства, собранную одежду. Но вскоре вышел указ, запрещающий представителям иных национальностей пересекать границы еврейского гетто. Тогда Ирена продолжила свою деятельность в качестве работника санитарной службы.

Военные годы


Раннее октябрьское утро 1943-го, пасмурное небо едва начало сереть, Ирена в очередной раз прокралась в сад своей давней подруги и замерла возле покосившейся яблони. В висках гулко молотило сердце. Непонятная тревога, внезапно возникшая прошлым вечером, все еще не отпускала. Ирена прислушалась - тишина. Тогда Сендлер отыскала в кустах небольшую лопатку и стала быстро копать. Пока не рассвело, надо было надежно спрятать очередную бутылку с информационными карточками спасенных детей и незаметно вернуться домой.

Около года тому назад на Сэндлер вышли представители «Жеготы» - польской подпольной организации помощи евреям. Ей предложили организовать масштабную акцию по спасению детей из Варшавского гетто. Ирена, скрываясь под псевдонимом Иоланта, фактически руководила разветвленной сетью подпольщиков.

Детей вытаскивали из гетто самыми разными способами: проводили через подвалы и канализационные коллекторы, вывозили в «труповозках», в мусорных мешках, корзинах с окровавленными бинтами и различными отходами, прятали в картонных коробках, засунутых под сидение «трамвая жизни»...

Затем им меняли документы и пристраивали в приемные семьи, скрывали в монастырях, прятали в больницах, приютах и даже в зоопарках. А Ирена тщательно вела картотеку, чтобы после войны попытаться воссоединить разделенные семьи. Если, конечно, к тому времени родители и их дети останутся в живых.

Не менее трудно было убедить родителей отдать свое чадо. Буквально на прошлой неделе Ирена битый час уговаривала одну пару отпустить с ней двухлетнюю девочку. Отец, вроде бы, соглашался, но мать, вцепившись в ребенка, рыдала в голос. Сэндлер отступилась, а через несколько дней фашисты увезли семью в концлагерь. Но все же было более 2500 детишек, которых еще можно было вырвать из лап нацистов.

Ирена понимала, что и за ней могут в любой момент прийти. Возможно, непроходящая тревога была вызвана предчувствием неизбежного. Женщина тщательно утрамбовала землю, спрятала лопатку и спешно покинула сад. Варшава стремительно просыпалась.

Октябрьским утром 1943 года в дверь настойчиво постучали. Взглянув в окно, Ирена увидела гестаповцев... Женщину пытали на протяжении трех месяцев, но она упорно молчала. Не назвала ни единого имени, не раскрыла, где хранятся списки вывезенных еврейских детей, и нацисты, решив, что Сендлер лишь одно из мелких звеньев, приговорили ее к расстрелу.

Морозным февральским днем, всего за несколько часов до объявленного расстрела, Ирену вновь вызвали к следователю. С перебитыми пальцами, распухшим лицом, она жадно вдыхала холодный воздух и пыталась улыбаться. Ирена Сендлер мысленно готовилась к очередному допросу, но сопровождавший ее солдат вдруг ткнул прикладом в спину и злобно прошипел: «Беги!..» Ирену тут же подхватили угрюмые люди, посланные «Жеготой».

Как позже выяснилось, подпольщики в последний момент успели подкупить одного из офицеров гестапо. Сэндлер была единственным человеком, знавшим место хранения картотеки спасенных детей. Ирена считала, что именно это обстоятельство сыграло главную роль в ее освобождении.

На воле Ирене сразу изготовили поддельные документы, а затем она обнаружила свое имя в списке расстрелянных - для немцев ее более не существовало. После освобождения Польши Ирена Сендлер откопала банку с картотекой и передала Адольфу Берману, секретарю «Жеготы» и руководителю Центрального комитета евреев в Польше. Выживших детей постепенно отыскивали и вывозили в Израиль.

Сама же Сэндлер создавала приюты для детей и пожилых людей, учредила «Центр опеки матери и ребенка». При этом долгие десятилетия оставалась невыездной, и ей даже грозил смертный приговор за сотрудничество с польским Правительством в изгнании.

Смерть Ирены Сендлер


Высшей награды родного государства (орденом Белого орла) Ирена Сендлер была удостоена лишь в 2003-м. А 12 мая 2008 года отважной женщины не стало. Она тихо ушла в возрасте 98 лет.
Напишите свой отзыв