Полное имя:
Иосиф Купертинский (Джузеппе Мария Деза)
Дата рождения:
17 июня 1603, Копертино
Национальность:
Итальянская
Возраст:
60 лет
Дата смерти:
18 сентября 1663
Карьера:
Мистик и святой, покровитель лётчиков и космонавтов
Знак зодиака:
Близнецы
Иосиф Купертинский — биография
Иосиф Купертинский (1603 — 1663) — итальянский монах-францисканец, мистик и святой. Он покровитель пассажиров летательных аппаратов, лётчиков, космонавтов, людей недалекого ума, а также простых студентов. Иосиф из Купертино был канонизирован в 1767 году.
Иосиф Купертинский, по разным свидетельствам, совершил за свою жизнь более 70 левитаций при большом количестве свидетелей. Все святые - люди необычные, но Летающий Иосиф необычен по-особенному. Он воспарял в небеса не только душой, но и телом, за что удостоился громкой славы, суда инквизиции и в конце концов - звания святого покровителя летчиков и космонавтов.
Детство и юность
Родился Джузеппе Деза известный как Иосиф Купертинский в июне 1603 года в стойле для скота, как младенец Христос. Тогда это совпадение никого не удивило - где еще мог родиться Джузеппе, сын бедного плотника (еще одно совпадение), отец которого умер, оставив столько долгов, что его дом отобрали кредиторы? Правда, вскоре жители апулийского городка Купертино, или Копертино. уважавшие покойного Феличе Дезу за справедливость, выделили его вдове Франческе с младенцем скромную каморку.
А потом и помогли устроить подросшего Джузеппе в церковную школу, хотя толку от этого, казалось, было мало. На уроках бледный болезненный мальчик витал в облаках, мечтательно приоткрыв рот. за что получил от товарищей прозвище Разиня. Учился Иосиф из рук вон плохо - даже читать и писать выучился кое-как.
Попытки матери приспособить его к домашнему труду тоже ни к чему не привели: любая тарелка, которую он мыл, разбивалась вдребезги, а уборка заканчивалась тем, что он на час, а то и на два буквально застывал с метлой в руках, думая о чем-то своем. Когда его ругали, разражался слезами, убегал и прятался так. что его с трудом могли отыскать.
К 17 годам Иосиф Купертинский выучился только одному - глубокой набожности. Он подолгу молился, носил власяницу из грубой шерсти и посыпал свою скудную еду вместо соли известкой, чтобы получать как можно меньше удовольствия от пищи. Казалось, ему прямая дорога в монастырь -и действительно, вскоре братья из ордена миноритов взяли его к себе послушником. Но тут же выгнали - за безграмотность и непонятливость. Та же история повторилась в обители капуцинов.
Сначала Иосиф работал на кухне, но скоро количество посуды там сильно уменьшилось, и его перевели на заготовку дров. Но даже дрова у бедняги все время рассыпались, и полгода спустя его отправили на все четыре стороны. Мало того - по дороге в Купертино его чуть не разорвала стая собак, а встречные пастухи побили, приняв за вора. Дома родная мать встретила его тумаками и, как свидетельствует житие святого, криком: «Когда же я избавлюсь от тебя, бесполезный тупица?»
Было от чего прийти в уныние! Но Иосиф не отчаялся и скоро устроился ухаживать за мулами в монастырь францисканцев в городке Гроттела. Животных он любил, и на этот раз все пошло на лад. Понемногy он приучился чистить стойла, подметать кельи и работать в саду. Усердно молился, не пропускал служб и, уж конечно, не бегал по ночам, как иные братья, в соседний женский монастырь.
Правда, водилась за ним одна странность - часто он будто «выпадал» из реальности и. очнувшись, не мог вспомнить, что делал и как оказался в том или ином месте. В 1625 году старательный послушник стал монахом, а три года спустя его собрались посвятить в священники. Была одна сложность - от кандидата требовалось прочитать наизусть и прокомментировать выбранный наугад отрывок из Священного Писания.
Священство
Джузеппе смог выучить только один отрывок. начинавшийся словами: «Блаженно чрево, носившее Тебя». Перед испытанием он горячо молился, и случилось чудо - епископ-экзаменатор раскрыл Библию именно на этом месте. Успешно сдав экзамен, послушник принял духовный сан под именем отца Иосифа - по-итальянски тот же Джузеппе.
Скоро случилось еще одно чудо - ночью в закрытую дверь его кельи вошел незнакомый человек в монашеском одеянии и приказал: «Брат Иосиф, иди и послужи мне!» «Я бы рад, - смиренно ответил Джузеппе, - но я не могу никуда пойти, моя сутана совсем разорвалась». Тогда вошедший протянул ему новую сутану, после чего, как рассказывал монах, он исполнился еще большего рвения в служении Господу.
Скоро Джузеппе стал своего рода достопримечательностью. Гостям монастыря показывали его келью, забрызганную кровью от многократного самобичевания, и предлагали попробовать его еду, совершенно несъедобную для нормальных людей, до такой те-пени она была приправлена солью и чем-то горьким. У Иосифа была и другая особенность - во время общих молитв он вдруг начинал кричать и вертеться на месте. Другие монахи клялись, что при этом он иногда поднимался в воздух и зависал там на несколько секунд.
Левитация
В 1628 году произошел совсем уж удивительный случай - Иосиф отправился служить мессу в уже упомянутый соседний женский монастырь и посреди службы вдруг взмыл вверх и... влетел в алтарь. Монахини подняли крик, но прибывший с Иосифом брат Лодовико заверил их в том, что все в порядке.
И действительно, скоро Иосиф Купертинский вылетел из алтаря, приземлился на колени, но тут же вскочил и пустился в пляс с криком: «О, Святая Дева, Святая Дева!» Другой подобный случай произошел в октябре 1630 года, когда в Купертино устроили процессию в честь святого Франциска Ассизского.
Иосиф вместе с другими францисканцами шел в ее рядах, но вдруг взлетел вверх и совершил несколько кругов над пораженной толпой. Он сам был настолько потрясен этим, что, спустившись на землю, побежал к дому своей матери и долго прятался там, дрожа от страха.
Слухи о летающем монахе дошли до Рима, и в 1638 году его пожелал увидеть сам Папа Урбан VIII. Иосифа привезли в Ватикан, где он склонился к ногам 70-летнего понтифика, чтобы по обычаю поцеловать его туфлю. Но именно в этот момент неведомая сила подбросила его к высокому потолку, где он висел, пока присутствующий тут же генерал ордена францисканцев резким тоном не приказал своему подчиненному спуститься.
Пораженный Папа обратился к секретарю: «Запишите все, что здесь случилось, и я засвидетельствую перед людьми и Богом, что это чистая правда». Тем не менее Папа пожелал провести расследование. В то время считалось, что летают в первую очередь ведьмы и прочие прислужники сил зла, и, разумеется, возникло подозрение - не вызваны ли полеты Иосифа той же дьявольской силой?
Купертинского монаха увезли в Неаполь, где он целый месяц подвергался допросам инквизиторов-к счастью, без применения пыток. Судьи выяснили, что летал он исключительно в состоянии религиозного экстаза, в храме или вблизи него, а в такие святые места нечистая сила не могла внедриться.
После того как с Иосифа были сняты все подозрения, его по приказу Папы перевели в монастырь Ассизи, освященный именем Франциска. Там полеты продолжались, привлекая в монастырь множество любопытных. Правда, большинство из них уходили ни с чем - никто, включая самого монаха, не мог предсказать, когда состоится очередное вознесение. Иногда оно вызывалось звоном колоколов или музыкой.
Однажды, в канун Рождества, несколько пастухов играли у церкви на свирелях, и их игра так восхитила Иосифа, что он с криком пролетел 18 метров к алтарю, где и застыл, обхватив руками дарохранительницу. В другой раз он гулял по саду со священником, который говорил о красоте природы, созданной Богом.
Внезапно Иосиф Купертинский взлетел на верхушку олив кового дерева, где, придя в себя, так вцепился в ветки, что его пришлось снимать с дерева с помощью лестниц. Периодически, когда Иосиф впадал в транс, монахи пытались вывести его из этого состояния - кричали ему в ухо, щипали, даже жгли кожу свечкой, но все безуспешно. Почти всегда он приходил в нормальное состояние сам, через промежуток от 5 до 20 минут, после чего жаловался на головную боль и тошноту.
Вскоре разнеслись слухи о том. что Иосиф способен еще и лечить любые хвори. Это случилось после того, как он поднял в воздух некоего помешанного по имени Бальдассаре Росси, отчего тот совершенно исцелился. Кроме того, по свидетельству жителей близлежащих деревень, однажды в разгар засухи Иосиф послал крестьянам дождь. Все это можно было списать на простонародные суеверия, но Иосиф восхищал и сильных мира сего.
Очевидцем полетов Иосифа Купертинского стал герцог Иоганн Фридрих Брауншвейгский, посетивший Ассизи в сопровождении знаменитого философа и ученого Готфрида Лейбница. Высокий гость пожелал наблюдать за монахом тайно и увидел, как тот служил мессу и вдруг поднялся в воздух и полетел на небольшой высоте к алтарю, где плавно опустился на землю.
По часам герцога весь полет занял 20 секунд. Иоганн Фридрих был так поражен, что вскоре перешел из протестантства в католическую веру. Лейбниц, правда, остался лютеранином и ни разу не упомянул Иосифа в своих трудах и переписке -впрочем, это распространенная и по сей день реакция науки на явления, находящиеся за гранью понимания.
В 1645 году монаха посетил испанский посол с супругой. Посол был допущен в келью Иосифа, после чего сообщил своей жене, что «видел второго святого Франциска». Его супруга тоже пожелала посмотреть на чудо, и Иосифу приказали прийти в церковь и поговорить с женщиной. «Я повинуюсь, - ответил он, -но не знаю, смогу ли говорить с ней».
То, что последовало потом, подтвердили многочисленные свидетели: «Как только он вошел в церковь и его глаза остановились на статуе Непорочной Марии, которая стояла над алтарем, он пролетел около дюжины шагов над головами присутствующих к подножию статуи. Потом, вознесши ей хвалу и издав свой знаменитый протяжный крик, Иосиф Купертинский полетел обратно и вернулся в свою келью, оставив посла, его жену и их большую свиту стоять в безмолвии и изумлении».
С годами даже такому простому и неискушенному человеку, как Иосиф, стало ясно, что монастырское начальство неприязненно относится к его славе. По мнению братьев-францисканцев, нездоровый ажиотаж вокруг летающего монаха отвлекал верующих от насущных забот спасения души. Зачастую за этими высокими соображениями скрывалась обычная ревность: ведь народ толпами стекался не к высокоученым и красноречивым пастырям, а к малограмотному, неряшливому и косноязычному уроженцу Купертино.
К тому же он наотрез отказывался принимать от паломников дары, способные обогатить монастырскую казну. В 1653 году ему приказали покинуть Ассизи и удалиться в маленький капуцинский монастырь в Пьетраруббиа близ Урбино. Фактически Иосифа посадили под арест, запретив ему писать письма, выходить за пределы монастырских стен и в первую очередь - уникальный случай - летать.
Но на новом месте повторилось то же - едва узнав о прибытии чудесного монаха, к нему толпами потянулись калеки, больные и просто любопытные. Настоятель монастыря выдержал это три месяца, после чего взмолился о переводе Иосифа Купертинского в другое место.
За восемь лет монах сменил четыре обители и отовсюду был изгнан. В итоге его приютил монастырь Озимо недалеко от Анконы. Там Иосиф, которому было уже под шестьдесят, взлетел всего о однажды. Он часто болел, почти не мог есть, из-за артрита у него отнимались ноги. Пытаясь вернуть ногам чувствительность, монастырский эскулап Франческо Пьерпаоли прижигал Иосифу пятки каленым железом.
Смерть и канонизация
По его рассказу, во время одного из сеансов лечения больной впал в транс и поднялся над стулом, на котором сидел. Невысоко - примерно на ладонь. Больше он не летал, а 18 сентября 1663 года Иосиф Купертинский скончался, успев прошептать: «О, какое пение, какие райские звуки! Какой аромат, какое сладкое благоухание!» Причина смерти: лихорадка.
Иосифа похоронили в церкви святого Франциска в Озимо. К его могиле стекались паломники, там совершались исцеления, и в 1753 году Папа Бенедикт XIV подписал решение о беатификации Иосифа Купертинского. то есть о причислении его к лику блаженных, а в 1767 году Папа Климент XIII провозгласил его святым. Этому предшествовап полагающийся в таких случаях долгий судебный процесс.
На нем рассматриваются как доводы сторонни ков канонизации, гак и аргументы специально назначаемых из числа кар дина, юв ее противников, которых называют «адвокаты дьявола». Последним не удалось опровергнуть факты полетов Иосифа, и вскоре его тело было перенесено под мраморный алтарь храма в Озимо, где и остается до сих пор.
С годами слава святого Иосифа росла, а когда люди, наконец, поднялись в воздух, о летающем святом стали вспоминать особенно часто. Уже в 20-е годы итальянские пилоты брали в полет его образки, а после Второй мировой войны святой Иосиф был официально объявлен в Европе покровителем летчиков, а затем и космонавтов.
В 50-е годы в честь Иосифа был назван городок Купертино в Калифорнии, где находится францисканский монастырь. О святом написали десятки книг, а в 1962 году в Голливуде сняли фильм «Святой поневоле, где невзрачного Иосифа сыграл красавец Максимилиан Шелл.
Довольно неожиданно Иосиф Купертинский стал еще и покровителем двоечников. Нерадивые итальянские студенты, собираясь на экзамен, и сегодня твердят молитву святому Иосифу. А еще его избрали своим кумиром те энтузиасты, что считают левитацию, то есть способность человека преодолевать без посторонней помощи земное притяжение, реальным явлением и более того - светлым будущим всего человечества.
Изучая свидетельства очевидцев и простодушные рассказы самого Иосифа, они пытаются воссоздать факторы, позволявшие ему подниматься в воздух (если, конечно, все это не было массовой галлюцинацией, вполне обычной в тё легковерные времена). Пока что выводы неутешительны - монах из Купертино отличалей от обыкновенных, нелетающих людей, главным образом тем, что страдал душевным расстройством, соединенным с громадной впечатлительностью и возбудимостью.
Однако вряд ли стоит сводить людей с ума, пусть даже временно, чтобы они могли летать, как птицы. Поэтому летающему монаху суждено остаться в истории любопытным курьезом, символом слабости человеческого духа - и одновременно его безграничных возможностей.
Автор: Вадим Эрлихман