Каждого своего ребенка Илья Ефимович Репин воспринимал как бесценный дар. Вот только счастливой доли им не досталось.
С Верой Шевцовой Репин познакомился, когда ей исполнилось 16. Она была сестрой его товарища по рисовальной школе. Они часто виделись у общих друзей, застенчиво улыбались друг другу. Так зарождалось первое чувство...
В 1872 году они обвенчались. Вот только вместо, того, чтобы отвезти молодую супругу в свадебное путешествие, Репин взял ее с собой в деловую поездку. Потом еще в одну, и еще... Пока он искал интересные типажи и мотивы для будущих картин, Вера откровенно скучала.
Молодожены оказались абсолютно разными по натуре. Илья любил, когда приходили гости. Вера же, напротив, людей сторонилась. Да и времени на гостей у нее не было: на свет появилась дочка Верочка. Все заботы о малышке легли на плечи матери, Репин же просто радовался отцовству.
В жене он искал музу. Но Вера походила разве что на кроткую помощницу. Даже на своей картине «Отдых» художник изобразил ее уставшей от повседневных дел, подремывающей в кресле. Возможно, из-за отсутствия пылкой страсти Илья Ефимович то и дело увлекался другими женщинами? Они приходили позировать, с некоторыми он знакомился у друзей.
Вера догадывалась о непостоянстве мужа, но молчала. Целых 15 лет. Лишь в 1887 году не выдержала: «Нам надо расстаться». Детей, которых к тому моменту было четверо - три дочери и сын - было решено поделить. Старшие - отцу, младшие - матери. Репин сильно переживал, забросил подготовку к важной выставке, ушел в себя. Переживали и дети. Каждый по-своему.
Вера
Старшая дочь росла любимицей отца. Вера хоть и не увлеклась живописью, как он того хотел, но впосвятила себя искусству. Девушка занималась танцами и актерским мастерством, даже поступила на службу в Александринский театр. И все же звезд с неба не хватала, да и внешность у нее была заурядная. К тому же у Веры никогда не имелось влиятельных покровителей, которые могли бы сделать ей протекцию. Мужской пол откровенно не интересовался старшей Репиной.
Дома Вера получила прозвище Стрекоза. Именно так Илья Ефимович назвал ее портрет. Верочка вертела отцом, как хотела, ей он не мог отказать ни в чем.
Дома Вера получила прозвище Стрекоза. Именно так Илья Ефимович назвал ее портрет. Верочка вертела отцом, как хотела, ей он не мог отказать ни в чем.
По мере взросления дочери ничего не менялось. Уже будучи дамой в возрасте, Вера переехала в имение отца и стала активно вникать в его дела. Например, она заметила, что не все картины Репина подписаны. Какая оплошность! Ведь потом и не докажешь, что они созданы знаменитым художником. Вера тут же исправила ситуацию, подсунув холсты отцу. А после его смерти продавала их, чтобы купить себе украшения. «Трусливая, лживая, тупая сердцем и умом!» - характеризовал ее друг семьи, поэт Корней Чуковский.
Надежда
Совсем другой была вторая дочь. Наденька все детство провела в тени сестры. «Она эмансипе!» - гордился отец. И это действительно было так. Целеустремленная девушка окончила Рождественские женские курсы лекарских помощниц в Петербурге, поступила на службу в больницу. Надя видела болезни, смерть и, казалось, была готова к любым испытаниям.
В 1911 году Надежда отправилась бороться с эпидемией тифа. Что с ней произошло далее, не знает никто, но домой в Куоккалу женщина вернулась совершенно другой. Она получила тяжелое нервное расстройство, перестала со всеми разговаривать, практически не выходила из своей комнаты. Илья Ефимович занимался с ней рисованием, полагая, что искусство поможет побороть болезнь. Не помогло. В 1931-м Надя тихо угасла.
Юрий
Когда на свет появился сын, художник сразу решил: этот точно пойдет по моим стопам! С Георгием (мальчика стали называть Юрием, на русский манер) он занимался усерднее, чем с остальными. Илья Ефимович видел в нем явный талант.
Юноша создавал прекрасные картины, однако соперничать с отцом даже не пытался. Ему казалось: по сравнению с полотнами великого Репина его собственные - ничтожество. Тот уверял его в обратном, но Юра не верил. В его жизни были выставки, крупные продажи работ, коллекционеры, но он так и не смог преодолеть собственные внутренние рамки. «Я лишь тень своего отца», - повторял Юрий, ставя тем самым жирный крест на собственном будущем.
Юрий Репин открыл в Куоккале художественную школу для финских детей. А в жены наперекор воле родителя выбрал родственницу прислуги. Прасковья родила ему двух сыновей -Георгия и Дмитрия, имена которых тут же сократили до лаконичных Гай и Дий, на западный манер.
Подкосила Юрия череда потерь. Один за другим умерли его жена, отец, сестра Надя. Потом без вести пропал сын Дий. Молодой человек мечтал уехать учиться в Ленинград, в Академию художеств, как его дед и отец. Но Финляндия после революции стала независимым государством, и Дий решил пересечь границу нелегально. Впоследствии выяснилось: его поймали и расстреляли. Доконала Юрия смерть сестры Веры в 1948 году. Он ушел в себя, стал писать иконы, ударился в религию. В конце концов, оказался в Хельсинки.
Сын великого живописца бродил по улицам в длинном одеянии и сандалиях на босу ногу. В руках у полубезумного старика были собственные наброски, которые он раздавал прохожим или продавал за бесценок, чтобы купить хоть какую-то еду... Не выдержав жизненных испытаний, в 1954 году Юрий выбросился из окна ночлежки.
Татьяна
Пожалуй, счастливой можно назвать лишь судьбу младшей дочери художника. Окончив Бестужевские курсы, Татьяна стала преподавателем. Долгое время жила в имении Репина Здравнево в Белоруссии, а потом перебралась к отцу в его «Пенаты». «Пенатами» назывался дом Ильи Ефимовича в Куоккале, который он купил для своей второй супруги - Натальи Нордман. Ее не без причины считали чудачкой.
В доме художника она установила собственные порядки. Так, для общения с посетителями выделила мужу лишь один день в неделю: по средам у Репиных собирались друзья и родственники. Нордман встречала их и потчевала - правда, странными блюдами. Будучи вегетарианкой, включала в меню овощные котлеты, бифштексы из клюквы, репу в вине, щи с грушами. Владимир Маяковский после визита к Илье Ефимовичу писал: «Ем репинские травки. Для футуриста ростом в сажень это не дело».
Заболев туберкулезом, Наталья Борисовна уехала умирать в одну из лечебниц за границу. Присматривать за отцом и домом осталась Вера. А когда родитель совсем занемог, позвала на помощь сестру Татьяну. Позже именно Татьяна стала полноправной хозяйкой «Пенат», куда перебралась и ее дочь Тася, вместе с мужем и четырьмя детьми. Общаясь с ребятишками, угасающий Илья Ефимович чувствовал себя счастливым...
Лишь после его смерти Татьяна покинула Куоккалу. Вместе с родными она переехала во Францию, оставив «Пенаты» в буквальном смысле пустыми. Впрочем, ненадолго. Вскоре здесь был открыт дом-музей Репина, как того хотел сам художник.
Татьяна Ильинична прожила долгую жизнь, скончалась в 1957 году. Потомков Ильи Репина и сегодня можно найти во Франции. Ни один из них живописью не занимается.
С Верой Шевцовой Репин познакомился, когда ей исполнилось 16. Она была сестрой его товарища по рисовальной школе. Они часто виделись у общих друзей, застенчиво улыбались друг другу. Так зарождалось первое чувство...
В 1872 году они обвенчались. Вот только вместо, того, чтобы отвезти молодую супругу в свадебное путешествие, Репин взял ее с собой в деловую поездку. Потом еще в одну, и еще... Пока он искал интересные типажи и мотивы для будущих картин, Вера откровенно скучала.
Молодожены оказались абсолютно разными по натуре. Илья любил, когда приходили гости. Вера же, напротив, людей сторонилась. Да и времени на гостей у нее не было: на свет появилась дочка Верочка. Все заботы о малышке легли на плечи матери, Репин же просто радовался отцовству.
В жене он искал музу. Но Вера походила разве что на кроткую помощницу. Даже на своей картине «Отдых» художник изобразил ее уставшей от повседневных дел, подремывающей в кресле. Возможно, из-за отсутствия пылкой страсти Илья Ефимович то и дело увлекался другими женщинами? Они приходили позировать, с некоторыми он знакомился у друзей.
Вера догадывалась о непостоянстве мужа, но молчала. Целых 15 лет. Лишь в 1887 году не выдержала: «Нам надо расстаться». Детей, которых к тому моменту было четверо - три дочери и сын - было решено поделить. Старшие - отцу, младшие - матери. Репин сильно переживал, забросил подготовку к важной выставке, ушел в себя. Переживали и дети. Каждый по-своему.
Вера
Старшая дочь росла любимицей отца. Вера хоть и не увлеклась живописью, как он того хотел, но впосвятила себя искусству. Девушка занималась танцами и актерским мастерством, даже поступила на службу в Александринский театр. И все же звезд с неба не хватала, да и внешность у нее была заурядная. К тому же у Веры никогда не имелось влиятельных покровителей, которые могли бы сделать ей протекцию. Мужской пол откровенно не интересовался старшей Репиной.
Дома Вера получила прозвище Стрекоза. Именно так Илья Ефимович назвал ее портрет. Верочка вертела отцом, как хотела, ей он не мог отказать ни в чем.
Дома Вера получила прозвище Стрекоза. Именно так Илья Ефимович назвал ее портрет. Верочка вертела отцом, как хотела, ей он не мог отказать ни в чем.
По мере взросления дочери ничего не менялось. Уже будучи дамой в возрасте, Вера переехала в имение отца и стала активно вникать в его дела. Например, она заметила, что не все картины Репина подписаны. Какая оплошность! Ведь потом и не докажешь, что они созданы знаменитым художником. Вера тут же исправила ситуацию, подсунув холсты отцу. А после его смерти продавала их, чтобы купить себе украшения. «Трусливая, лживая, тупая сердцем и умом!» - характеризовал ее друг семьи, поэт Корней Чуковский.
Надежда
Совсем другой была вторая дочь. Наденька все детство провела в тени сестры. «Она эмансипе!» - гордился отец. И это действительно было так. Целеустремленная девушка окончила Рождественские женские курсы лекарских помощниц в Петербурге, поступила на службу в больницу. Надя видела болезни, смерть и, казалось, была готова к любым испытаниям.
В 1911 году Надежда отправилась бороться с эпидемией тифа. Что с ней произошло далее, не знает никто, но домой в Куоккалу женщина вернулась совершенно другой. Она получила тяжелое нервное расстройство, перестала со всеми разговаривать, практически не выходила из своей комнаты. Илья Ефимович занимался с ней рисованием, полагая, что искусство поможет побороть болезнь. Не помогло. В 1931-м Надя тихо угасла.
Юрий
Когда на свет появился сын, художник сразу решил: этот точно пойдет по моим стопам! С Георгием (мальчика стали называть Юрием, на русский манер) он занимался усерднее, чем с остальными. Илья Ефимович видел в нем явный талант.
Юноша создавал прекрасные картины, однако соперничать с отцом даже не пытался. Ему казалось: по сравнению с полотнами великого Репина его собственные - ничтожество. Тот уверял его в обратном, но Юра не верил. В его жизни были выставки, крупные продажи работ, коллекционеры, но он так и не смог преодолеть собственные внутренние рамки. «Я лишь тень своего отца», - повторял Юрий, ставя тем самым жирный крест на собственном будущем.
Юрий Репин открыл в Куоккале художественную школу для финских детей. А в жены наперекор воле родителя выбрал родственницу прислуги. Прасковья родила ему двух сыновей -Георгия и Дмитрия, имена которых тут же сократили до лаконичных Гай и Дий, на западный манер.
Подкосила Юрия череда потерь. Один за другим умерли его жена, отец, сестра Надя. Потом без вести пропал сын Дий. Молодой человек мечтал уехать учиться в Ленинград, в Академию художеств, как его дед и отец. Но Финляндия после революции стала независимым государством, и Дий решил пересечь границу нелегально. Впоследствии выяснилось: его поймали и расстреляли. Доконала Юрия смерть сестры Веры в 1948 году. Он ушел в себя, стал писать иконы, ударился в религию. В конце концов, оказался в Хельсинки.
Сын великого живописца бродил по улицам в длинном одеянии и сандалиях на босу ногу. В руках у полубезумного старика были собственные наброски, которые он раздавал прохожим или продавал за бесценок, чтобы купить хоть какую-то еду... Не выдержав жизненных испытаний, в 1954 году Юрий выбросился из окна ночлежки.
Татьяна
Пожалуй, счастливой можно назвать лишь судьбу младшей дочери художника. Окончив Бестужевские курсы, Татьяна стала преподавателем. Долгое время жила в имении Репина Здравнево в Белоруссии, а потом перебралась к отцу в его «Пенаты». «Пенатами» назывался дом Ильи Ефимовича в Куоккале, который он купил для своей второй супруги - Натальи Нордман. Ее не без причины считали чудачкой.
В доме художника она установила собственные порядки. Так, для общения с посетителями выделила мужу лишь один день в неделю: по средам у Репиных собирались друзья и родственники. Нордман встречала их и потчевала - правда, странными блюдами. Будучи вегетарианкой, включала в меню овощные котлеты, бифштексы из клюквы, репу в вине, щи с грушами. Владимир Маяковский после визита к Илье Ефимовичу писал: «Ем репинские травки. Для футуриста ростом в сажень это не дело».
Заболев туберкулезом, Наталья Борисовна уехала умирать в одну из лечебниц за границу. Присматривать за отцом и домом осталась Вера. А когда родитель совсем занемог, позвала на помощь сестру Татьяну. Позже именно Татьяна стала полноправной хозяйкой «Пенат», куда перебралась и ее дочь Тася, вместе с мужем и четырьмя детьми. Общаясь с ребятишками, угасающий Илья Ефимович чувствовал себя счастливым...
Лишь после его смерти Татьяна покинула Куоккалу. Вместе с родными она переехала во Францию, оставив «Пенаты» в буквальном смысле пустыми. Впрочем, ненадолго. Вскоре здесь был открыт дом-музей Репина, как того хотел сам художник.
Татьяна Ильинична прожила долгую жизнь, скончалась в 1957 году. Потомков Ильи Репина и сегодня можно найти во Франции. Ни один из них живописью не занимается.