Свое вдохновение гениальный художник Пабло Пикассо черпал в отношениях с женщинами, а точнее, в том, что доводил своих жен и любовниц до депрессии, сумасшествия и смерти.
Темпераментный испанец в шесть лет написал свою первую «взрослую» картину, а в 13 его исключили из колледжа за непристойные связи с преподавательницами. «Для меня существует только два типа женщин: богини и тряпки для вытирания ног!» - говорил Пабло. К первой категории он относил свою мать, а ко второй - всех остальных, по судьбе которых он прошелся, словно каток: раздавил, втоптал в грязь, уничтожил.
В поисках славы юный и нищий Пикассо отправился в Париж, где поселился в одной комнатенке со своей возлюбленной - начинающей художницей Фернандой Оливье. Она стала для него музой и натурщицей. Денег у пары не было, поэтому обычно их пищей был хлеб, а развлечением - постельные утехи. Вскоре девушка стала подрабатывать, позируя другим художникам, а иногда соглашалась и на большее. Она знала: Пабло тайком бегает к проституткам, а платит за их услуги, расписывая стены борделей.
Фернанда ненавидела Пикассо за то, что он живет за ее счет: ей приходится его обстирывать, кормить, поддерживать в творчестве. Она набрасывалась на эгоистичного сожителя с кулаками, но, получив оплеуху в ответ, успокаивалась. Такие отношения продлились семь лет - пока у Пабло не появились известность, деньги и другая женщина.
Фернанда чувствовала себя использованной; измученные холодной водой руки болели и не могли долго удерживать кисть. С карьерой художницы было покончено. Она пыталась преподавать живопись и зарабатывать публикацией воспоминаний об отношениях с получившим мировую известность любовником. Но Пабло нанял адвокатов - договорились о мизерной ежемесячной пенсии в обмен на молчание.
Деньги от продажи картин позволили Пикассо наконец-то обзавестись шерстяным костюмом, обедать в недорогих французских ресторанах и быть уверенным в завтрашнем дне. Однажды в кафе «Эрмитаж» он увидел сидящую у окна красивую женщину - такую изящную и прозрачную, что она больше напоминала привидение. Фарфоровая кожа оттеняла темные круги под глазами, а в скованной белым платьем груди, казалось, уже не бьется сердце.
Полька Марсель Умбер медленно умирала от туберкулеза. Она была любовницей не слишком удачливого скульптора. «Я буду звать тебя Евой. Ты у меня первая!» - солгал девушке Пабло, ласково отодвигая с ее лба каштановую прядь. Она влюбилась в него с первого взгляда.
В своих картинах Пикассо изображал Еву в виде музыкальных инструментов -скрипки, гитары. Знакомые уверяют: рядом с ней грубый испанец стал нежным и ласковым. Но другие замечают, что Пабло нравилось наблюдать за ее увяданием. Для совместной жизни он даже снял большую квартиру с окнами на кладбище.
Кроткая и тихая Ева обустроила их жилище с настоящим шиком французской богемы и взяла на себя функции секретаря художника. Она мучилась от болей, пряча от возлюбленного окровавленные платки и выслушивая по вечерам его стенания по поводу неразрешимых проблем в живописи.
Марсель Умбер сгорела за три года - эгоизм Пикассо сжег ее, словно спичку. А он после ее смерти пустился во все тяжкие: перестал следить за собой, пил, пропадал в борделях. «Пабло страдает по Еве», - шептались окружающие. Но вряд ли Пикассо умел страдать. Он просто прожигал жизнь.
Из творческого застоя Пабло вытянул Дягилев: поручил подготовку декораций для своих балетов и познакомил с русской танцовщицей Ольгой Хох-ловой. Аристократка из обедневшей семьи, променявшая репутацию на кордебалет, высокая и стройная Ольга произвела неизгладимое впечатление на художника. В свои 27 лет она хранила невинность и понимала, что должна разыграть этот козырь как можно выгоднее. А может, действительно влюбилась в располневшего лысеющего коротышку, о магнетическом обаянии которого ходили легенды.
«С моим сыном, озабоченным только собой, не будет счастлива ни одна женщина», - предупредила Ольгу потенциальная свекровь. Но слава и деньги жениха перевесили чашу весов - Ольга быстрее, чем позволяли приличия, согласилась бросить сцену. Однако поставила три условия: официальный брак, венчание в церкви и брачный договор, по которому после развода к ней отходила половина состояния Пикассо, включая картины.
Супруги поселились в дорогой двухэтажной квартире - на втором этаже Ольга устроила салон, а на первом в творческом хаосе мастерской царствовал Пикассо. Хохлова не понимала кубизм, поэтому убедила мужа сменить манеру письма на классическую - такие картины лучше продаются. Бывшая балерина транжирила деньги мужа, а для укрепления брака родила ему сына. За то, что его муза оказалась обычной жадной обывательницей, Пикассо начал ей мстить, изображая то чудовищем, то лошадью, то безобразной старухой. Их союз длился девять лет, а потом Пабло привел в дом любовницу.
17-летнюю Марию-Терезу художник увидел на улице. «Я Пикассо!» - выкрикнул он, но на девушку это не произвело впечатления: она была необразованной. Пабло влюбился в ее детские глаза. Позже ему особенно нравилось, как ее наивное лицо сочетается с фортелями, которые она вытворяла в постели. И, конечно, отдельное удовольствие садиста он получил, заявив жене, что его любовница ждет ребенка и будет жить под их крышей.
Ольга не стала спорить. Упаковала свои бриллианты в шкатулку, забрала сына и ушла. Официально супруги так и не развелись - Ольге Пикассо нравился статус жены знаменитого художника, а Пабло был слишком жаден, чтобы делить имущество.
Пикассо содержал Марию-Терезу и родившуюся дочь Майю, а параллельно крутил роман с фотографом Дорой Маар. Однажды в мастерской две женщины встретились и подрались. Пабло был под впечатлением, он вспоминал об этом событии как о самом главном в его жизни.
Дора была сильной и независимой женщиной -она сама зарабатывала на жизнь и достигла успеха. Но Пикассо удалось сломать и ее. Вскоре он бросил обеих, уехав в Швейцарию. Дора из-за попытки суицида оказалась в психбольнице. А Мария-Тереза еле сводила концы с концами. Она покончила с собой через четыре года после смерти художника.
Однажды в мастерскую Пикассо пришла начинающая художница Франсуаза Жило. Ей 22, ему -62 года. Вспыхнул бурный роман, и впервые в жизни эгоцентризм Пабло разбился о более сильный характер. Франсуаза стала единственной женщиной, которая не позволила художнику себя унизить и растоптать. Она родила ему двоих детей, но бросила Пикассо, узнав об измене. Тот не мог представить, как такое возможно. «От меня не уходят!» - кричал он ей вслед, брызгая слюной. Франсуаза даже не обернулась.
В 79 лет Пабло женился второй раз - на продавщице Жаклин Рок, вдвое моложе себя. Его первая супруга к тому времени умерла от рака. Жаклин стала для Пикассо музой, секретарем, сиделкой и полноправной наследницей. Она распоряжалась картинами Пабло после его смерти, передав некоторые из них в музеи. Спустя 13 лет после ухода Пикассо Жаклин застрелилась.