Имя: Мария Магдалина (Mary Magdalene)
Дата рождения: конец I в. до н.э. — нач. I в. н.э.
Дата смерти: I в. н.э.
Возраст:
Место рождения: Магдала, Израиль
Место смерти: г. Эфес
Деятельность: христианская святая, мироносица
Семейное положение: не была замужем
Дата рождения: конец I в. до н.э. — нач. I в. н.э.
Дата смерти: I в. н.э.
Возраст:
Место рождения: Магдала, Израиль
Место смерти: г. Эфес
Деятельность: христианская святая, мироносица
Семейное положение: не была замужем
Мария Магдалина – биография
Священное Писание говорит о Магдалине так мало, что некоторые ученые сомневаются в самом ее существовании. Другие считают, что предание «склеило» ее из нескольких персонажей.
Первый - это «Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов». Бесов, по всей видимости, изгнал Иисус, после чего Мария стала сопровождать его в странствии по Галилее вместе с апостолами и женщинами, среди которых евангелисты называют неких Иоанну и Сусанну. Эта же Мария присутствовала при распятии Иисуса, оплакивала его, а в пасхальное утро вместе с Марией Иаковлевой и Саломией пришла к его гробнице, чтобы умастить тело благовониями.
Тут-то и случилось событие, положившее начало великим надеждам христиан на вечную жизнь: женщины увидели, что гробница раскрыта, а внутри сидит дивный юноша в белых одеждах, сказавший им: «Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес. Его нет здесь». В тот же день Иисус явился Марии воочию, о чем она рассказала апостолам - «но они не поверили». Более красочно описал этот эпизод евангелист Иоанн: в его изложении Мария сперва приняла воскресшего Христа за садовника, а потом кинулась обнимать его с криком «Раввуни! Раввуни!» - что означает «учитель». Он, однако, удержал ее: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не возшел к Отцу Моему».
Второй прототип Магдалины - Мария, сестра Марфы и Лазаря, которого Иисус воскресил из мертвых. После этого события Мария, «взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла их своими волосами». Потом она села у ног Спасителя и стала внимательно слушать его речи. Марфа, готовившая в это время гостю обед, ругнула сестру за безделье, но тут Иисус произнес знаменитые слова: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно, Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее».
Поведением Марии был недоволен. хотя и по другим причинам, еще один человек -ученик Христа Иуда Искариот: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» Иисус, однако, снова заступился за женщину: «Оставьте ее, она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня - не всегда». После этого обиженный Иуда якобы и решил предать своего учителя, хотя в тексте Евангелия об этом не говорится.
Не сказано и о том, что эта Мария - то же лицо, что Магдалина, да и жила она не в Магдале, а в Вифании. на другой стороне Гённисаретского озера в Галилее, и по имени ее называет только Иоанн. Марк и Матфей имени не называют, а Лука лишь вскользь упоминает о «грешнице, женщине того города».
Однако общее между двумя Мариями есть. Обе они близки к Христу - Иоанн упоминает, что «Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря». Обе наделены импульсивным, восторженным характером. Обе. наконец, отвержены «приличным обществом»: одна одержима бесами, другая является грешницей, а в буквальном переводе - блудницей. Из этих скудных обрывков информации легенда, возникшая много веков спустя, создала образ Марии Магдалины.
По преданию, она родилась в начале новой эры в довольно большом городе Магдала (Мигдал), что по-еврейски значит «башня». Правда, иудейские источники производят ее прозвище от слова «магадел» - так называли тех. кто завивал женщинам волосы и делал модные прически. Этим занимались люди бедные и презираемые. По христианской же легенде, отец Марии Сир, напротив, принадлежал к знатному роду и был то ли наместником родного города. то ли священником в соседнем Капернауме. Мать ее якобы звали Евхарией. и этому греческому имени не стоит удивляться - в ту пору Иудея была покорена Римом, и многие евреи носили греческие или римские имена.
Еще совсем юной Мария вышла замуж за некоего Паппоса - «законника», то есть юриста. Скоро этот брак распался. Византийские источники намекают, что случилось это из-за романа Марии с одним или даже несколькими офицерами стоявшего в Магдале римского гарнизона. Но, скорее всего, развод имел другую причину -Марией овладела душевная болезнь, которую в те времена называли «одержимостью бесами». Таких «одержимых» никто не лечил; как позор семьи, их прятали в подвал или комнату без окон и держали там впроголодь до самой смерти.
От этой страшной участи Марию избавил проходивший мимо проповедник Иисус, которого досужие болтуны называли Мессией, по-гречески Христом. ГЪворили, что он уже исцелил многих больных и одержимых, и родственники Марии, все-таки любившие ее. кинулись к нему как к последней надежде. Иисус не стал жечь дурно пахнущие травы и бормотать заклинания. как лекари-шарлатаны - он лишь коротко приказал: «Изыдите!» - и на глазах собравшейся толпы из тела несчастной больной один за другим с визгом и проклятиями вырвались семь бесов. Понятно, что исцеленная Мария исполнилась глубокой благодарности к своему спасителю. Как и другие ученики, она отдала ему все имеющиеся у нее средства и отправилась вместе с ним в путь.
О двухлетнем пребывании Марии среди учеников Христа Евангелие молчит, зато об этом говорят многочисленные апокрифы - запрещенные Церковью сочинения, созданные еретическими сектами гностиков. Некоторые из них отводят Магдалине весьма важную роль, например «Евангелие от Филиппа»: «Господь любил Марию более всех учеников и часто лобзал ее уста. Остальные ученики, видя его любящим Марию, сказали ему: «Почему ты любишь ее более всех нас?»
На это был дан загадочный ответ: «Зрячий увидит свет, а тот. кто слеп, останется во тьме!» Похоже, он намекал, что Мария своей любящей душой.по-нимает его учение лучше, чем прочие ученики - умом. В другом апокрифе Спаситель восклицал: «Мария, блаженна ты перед всеми женами на земле!» Средневековая «Золотая легенда» также утверждает, что Иисус «особо приблизил ее и сделал ее хозяйкою и домоправительницею на пути Своем».
Другим апостолам все это не слишком нравилось. «Господи, эта женщина отнимает наше место перед Тобой!» - обиженно восклицал Петр, требовавший даже изгнать Марию из общины. Но Иисус не послушал его, а, по мнению гностиков. даже доверил Магдалине сокровенные тайны своего учения, скрытые от других. Сохранились приписанные ей сочинения и даже «Евангелие от Марии». Правда, христианского там мало - эти писания пропитаны идеями гностиков, взятыми из древних восточных учений.
На знаменитой фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» у ближайшего к Христу апостола округлые женские черты, и он слишком уж нежно припадает к груди своего соседа. Любители исторических загадок давно утверждают, что на фреске изображен не евангелист Иоанн, как считают искусствоведы, а Мария Магдалина. Авторы нашумевшей книги «Святая кровь и Святой Грааль» Линкольн, Лей и Бэджент заявили, что Леонардо знал тайну, поскольку принадлежал к древней организации Приорат Сиона, восходящей якобы к самому Христу.
Опираясь на неясные намеки гностических преданий, эти трое доказывали. что Магдалина была тайной женой Иисуса и родила ему двух сыновей и дочь Фа-марь. Основанная ими династия. «святая кровь», породила несколько королевских династий Европы и до сих пор влияет на судьбы мира, скрываясь от свирепо преследующей ее христианской Церкви. Идея понравилась автору крутых детективов Дэну Брауну, который донес ее до широких масс. Его комментаторы дошли до утверждения, что первые церкви Богоматери были посвящены не Марии, матери Иисуса, а именно Марии Магдалине. Ей же поклонялись тамплиеры. средневековые еретики и ведьмы, служившие не дьяволу, как утверждали их гонители, а «священному женскому началу».
Правдой здесь является только то. что уже довольно рано Магдалину стали почитать во всех уголках христианского мира, хотя официальное учение Церкви почти не упоминало о ней. И если Евангелие в последний раз говорит о Марии в день воскресения Христа, то легенды приписывают ей долгую, полную событий биографию.
Через сорок дней после Пасхи. когда Иисус вознесся на небеса, Мария вместе с его матерью поселилась у апостола Иоанна Богослова, имевшего собственный дом в Иерусалиме. Почти каждый день она вместе с Иоанном - недаром он говорит о ней больше и лучше, чем другие евангелисты. -проповедовала учение Христа перед толпами народа. Узнав об этом, власти решили изгнать апостолов из города. Марию вместе с Марфой и Лазарем посадили на корабль без руля и ветрил и пустили в море. По воле Божьей корабль благополучно проплыл все Средиземное море и причалил в Марселе, тогдашней Массалии.
Есть и другая версия - Мария отправилась в плавание не случайно, а намеренно, чтобы познакомить с христианской верой римского императора Тиберия. Этот мрачный тиран уединенно жил на скалистом острове Капри, но Магдалина каким-то образом получила доступ к нему. Примерно в 34 году она рассказала ему о смерти и воскресении Христа, а в довершение подарила яйцо, чудом окрасившееся в красный цвет, - с тех пор оно и стало символом Пасхи Христовой. Об этом говорят достаточно ранние христианские легенды и молчат все римские авторы. Тиберий христианином не стал, но Марию не тронул и позволил ей продолжить путь в Марсель, чтобы проповедовать там христианство.
По местной легенде, она своими вдохновенными речами обратила в свою веру многих аборигенов, а в один из дней - сразу 11 тысяч человек. Однако местные власти и тут начали преследовать ученицу Христа. Ей и ее родным не давали приюта, и им приходилось спать то под городской стеной, то в портике языческого храма. Правда, позже Магдалина сумела привлечь на свою сторону cynpyiy римского наместника, что сразу облегчило положение христиан. Лазарь стал епископом Марселя, а другой их спутник Максимин - Эксан-Прованса. Домовитая Марфа основала первый в тех краях приют для больных и нищих.
Марию, однако, легенда увела совсем в другие края - в дикую Аравийскую пустыню, где она 30 лет провела в молитвах и покаянии, питаясь только саранчой и диким медом. Художники Возрождения часто изображали кающуюся Магдалину - глаза заплаканы, скудные остатки одежды разорваны в клочья, и соблазнительное тело прикрыто только волной распустившихся волос. Понятно, что смотрящим на эти картины Мария представлялась не пылкой проповедницей христианства, а блудницей, причем не обязательно раскаявшейся.
И если в Средние века проституток перевоспитывали в «домах святой Марии Магдалины», то позже «магдалинами» именовали уже всех тружениц панели. Отсюда и появилось ни на чем не основанное мнение, что до своего обращения Мария занималась проституцией - этот грех она будто бы и искупала в пустыне. 11а самом деле легенда соединила Магдалину с другой раннехристианской святой - Марией Египетской, жившей в V веке. Та действительно была известной в Александрии блудницей, уверовала в Христа и затем не 30, а целых 47 лет замаливала в пустыне свои грехи.
Как бы то пи было, в 48 году Мария объявилась в Иерусалиме, где чуть позже состоялся первый в истории христианский собор. Там она встретила старого друга Иоанна Богослова и вместе с ним отправилась проповедовать учение Христа в крупнейший город Малой Азии Эфес. Здесь находилось святилище богини Артемиды, привлекавшее язычников со всей Римской империи. За много лет успешной пропаганды Иоанн и Мария сумели сделать многих эфесян поборниками христианства. Их проповедь прервали в 64 году гонения императора Нерона, обвинившего христиан в поджоге Рима, в чем, как известно,.заподозрил и самого императора. Иоанн был сослан на пустынный остров Патмос, его соратникам, включая Марию, пришлось скрываться.
Около 78 года изнуренная трудами на благо Церкви Мария умерла, горько оплаканная эфесскими христианами и вернувшимся из ссылки Иоанном. В 886 году византийский император Лев Мудрый приказал извлечь ее мощи из могилы и перенести в Константинополь. Крестоносцы, разграбившие столицу Византии во время Четвертого крестового похода, увезли мощи в Рим, где они хранятся до сих пор.
Но это лишь один из вариантов судьбы ученицы Христа. Французы упорно утверждают, что Магдалина никуда от них не уезжала - свою «пустыню» она нашла где-то недалеко от Марселя, а потом вернулась в Экс, где был епископом ее давний соратник Максимин. В один из дней во время обедни она вдруг вознеслась под самый купол церкви, и Максимин увидел, что ее окружают ангелы. Вниз она спустилась уже мертвой. «Когда же она умерла, - гласит легенда, - столь сладостное благоухание разнеслось по всей церкви, что на протяжении семи дней его чувствовал каждый, кто входил туда».
Мощи Магдалины - по этой версии -поделили между собой городки Сент-Бом и Сен-Максимин, где до сих пор хранится ее глава. Но и это не все - мощи святой или их части находятся еще в нескольких французских городах, в немецком Кельне и на святой горе Афон. А в британском монастыре Пгастонбери много веков жило предание, что Мария окончила свои дни именно здесь, привезя с собой чашу с кровью Христа - прославленный Святой Грааль.
Легендам нет числа, но они не так важны для тех, кто прислушивается к духу, а не к букве евангельского рассказа. Для них Мария из Магдалы, простая, неученая, много грешившая женщина, сумевшая занять место возле Спасителя и превзойти в служении ему своих соратников-мужчин, навсегда останется символом не ищущей выгод любви и веры.
Текст: Вадим Эрлихман