Имя: Александр Мень (Alexander Men)
Дата рождения: 22 января 1935 года
Дата смерти: 9 сентября 1990 года
Возраст: 55 лет
Место рождения: Москва
Место смерти: Семхоз, Московская область
Деятельность: священник
Семейное положение: был женат
Александр Мень - биография
Его биография похожа на житие. В ней есть и мытарства, и аскетизм, и мученическая смерть. Однако святым он так и не стал. Почему? Очередная загадка, которых в судьбе Меня множество.
Мелкие буржуа, военные, интеллигенты - так описал своих предков богослов. От себя добавим: по национальности - евреи, по вере - иудеи. Изначально жили в Польше, в начале XIX века перебрались в Россию. Один из прадедов, артиллерист, служил Александру I, а другой - Николаю I. За верность двум императорам семья получила право жить в Москве.
Отец Меня (Владимир Георгиевич, а точнее Вольф Герш-Лейбович) появился на свет в Киеве. Окончил еврейскую религиозную школу и свободно владел идишем. Но, оказавшись в революционной России, предпочел от религии отойти. Получил два технических образования и стал главным инженером ткацкой фабрики в Орехово-Зуеве.
В начале 1920-х годов большевики расстреляли его брата. Да еще и по доносу любимой жены! Кактут не бояться, что придут и за тобой? В 1941 году ночной кошмар стал явью - Меня-старшего арестовали и выслали на Урал. Ни Александр, ни его мама так и не узнали, в чем была вина их мужа и отца. Считался ли он «врагом народа»? И был ли таковым на самом деле? И почему репрессии не коснулись его родных? Ведь при Сталине люди пропадали целыми семьями...
Бродский, Солженицын, Мень. Что между ними общего? Диссидентство. А если выразиться проще -инакомыслие. Уже к 10 годам Александр понял, что он другой - чуждый советскому обществу и идеалам коммунизма. В полугодовалом возрасте мать тайно его крестила и вместо букваря дала в руки Библию. Уже к шести годам мальчик написал... свою первую книгу! Она состояла из нескольких тетрадей и трактовала смысл Евангелия.
Страстью Александра стало самообразование. Накануне он готовил книги, которые собирался прочесть на следующий день. Ложился спать в девять вечера, вставал в шесть утра. Идиллию нарушила школа. «Науки казались мне скучными, а учителя - ограниченными», - напишет отец Александр спустя годы. Единственный плюс - неординарные товарищи, два Андрея: Тарковский и Вознесенский. Такие же диссиденты, как и Мень. Однако отказаться стать пионером отважился лишь Александр.
В 1953 году Мень стал студентом пушно-мехового института Москвы. Носил длинную бороду, широкополую шляпу и сапоги с галифе. Религиозных взглядов не скрывал, Библию читал открыто. Почему эпатажного юношу не исключили? Спасла хрущевская оттепель? Впрочем, эйфория внезапно кончилась. В 1958 году на выпускном экзамене по марксизму-ленинизму преподаватель неожиданно спросил Меня: «Вы верующий?» Тот кивнул. «В таком случае можете выйти вон!» - осклабился экзаменатор. Окончить вуз Александру так и не дали. Через месяц после отчисления он был рукоположен в сан диакона, а 1 сентября 1960 года (после окончания Ленинградской духовной семинарии) - священника.
Инакомыслие вошло у Меня в привычку. В мире религии он тоже слыл диссидентом. Наряду с христианской литературой штудировал труды Канта, Спинозы, Декарта, Гарнака, Джеймса, Бергсона, Гегеля, Фрейда. Интересовал его даже чуждый всем верующим Дарвин. Чтобы лучше понять христианство, Александр изучал Древний Восток и всерьез интересовался конфуцианством.
«Я пришел к убеждению, что Церковь едина, и разделили христиан их ограниченность, узость и грехи», - написал в одном из своих трудов протоиерей Александр Мень. Это заявление возмутило многих его коллег. Священник Даниил Сысоев и вовсе назвал Меня еретиком, насчитав в его трудах 9 тезисов, чуждых православию. А может, тот всего лишь опередил время?
Всю сознательную жизнь Александр Мень был под надзором КГБ. Его регулярно обыскивали, вызывали на допросы, запрещали проповедовать и публиковаться. Ни одна из его книг не была издана в СССР. В 1964 и 1985 годах священник чудом не попал в тюрьму. Почему не попал? Еще одна загадка: сажали и за меньшие прегрешения.
Наконец, долгожданная свобода. Очередная оттепель - горбачевская перестройка. 30 статей Меня выходят в СССР, крупные труды публикуются в Брюсселе и Неаполе, переводятся на английский, французский, польский и литовский языки.
Отец Александр становится мировой знаменитостью. Встречается с парижским кардиналом Люстиже, посещает религиозные конгрессы в Польше, Италии и Бельгии. В 1990 году по приглашению Чингиза Айтматова приезжает в Западную Германию.
И вновь вопрос: почему он не эмигрировал в Европу? К концу 1980-х в Болонье уже жила и работала его дочь Елена - художник-иконописец. Мень на родине регулярно получал десятки писем с угрозами...
Таинственная смерть Александра Меня
Утром 9 сентября 1990 года 55-летний отец Александр отправился по делам - ему предстояло исповедовать прихожан в Сретенском храме. Тропинка к электричке от поселка Семхоз до Москвы оказалась безлюдна. Воскресенье, все спят. На полпути к станции и случилась трагедия - преступник (или преступники?) ударил священника сзади по голове и скрылся, прихватив как орудие убийства, так и портфель Меня.
Это преступление и поныне остается нераскрытым. Сколько было нападавших? Чем ударили богослова? По одной из версий - топором, по другой - саперной лопаткой. Почему киллеры не убедились в смерти жертвы? Окровавленный Мень, превозмогая боль, сумел дойти до дома. У самой калитки силы его оставили, он сначала опустился на колени, а затем упал на грудь и умер от кровопотери... Соседка, встретившая его перед смертью, ужаснулась: «Кто вас так?» «Никто! Это я сам!» - с трудом вымолвил Мень. Почему он дал такой абсурдный ответ, почему не описал нападавших?
В дате убийства отца Александра присутствуют сплошные девятки. Если перевернуть - получается символ Сатаны. Однако не стоит думать, что с ним расправились сектанты. По воспоминания вдовы, накануне поздним вечером он пришел домой взволнованный. Выступал с лекцией в Православном университете, возвращался в одиночку. Закрылся в своей комнате, не включал свет, не разговаривал с женой. Что-то явно тревожило отца Александра. Значит, за ним вполне могли охотиться уже 8 сентября. Тогда почему, зная об опасности, он не остался дома, не позвонил в милицию, а утром отправился на станцию один? Устал жить в страхе? Положился на Бога?
Через трое суток после трагедии в местное отделение милиции пришел сосед Меня Геннадий Бобков, уголовник и пьяница. «Это я убил священника!» - заявил он. Следователь Анатолий Дзюба сразу заподозрил ложь. Во-первых, Бобков так и не сформулировал причину своего поступка. Во-вторых, не смог указать верное место убийства. И, наконец, лезвие его топора не совпало по форме с раной.
Вскоре Бобков отказался от показаний, объяснив, что на него «надавили». Когда же следователь попытался выяснить, кто же именно «надавил», его самого отстранили от дела. Видеокассета с показаниями Бобкова исчезла. Расследование длилось еще много лет, но никаких результатов, кроме 34 томов показаний, не дало.
И все же трагичной называть судьбу священника было бы неправильно. Он сам выбрал свой путь, осознавал его опасность, при этом успел многое сделать. В одном из последних интервью Александр Мень заметил: «Антей обретал силы, прикасаясь к земле. Мы же обретаем силу, прикасаясь к небу». Удивительно мудрые и светлые слова.
[media=www.youtube.com/watch?v=VRRddlKcRwM]
Автор биографии: Никита Ловчинский