Сегодня имя Юрия Гагарина воспринимается как бренд - будто это и не человек вовсе, а легенда, полубог, посетивший наш мир. А каким он был на самом деле?
О своем детстве Гагарин всегда говорил с неохотой: слишком много горьких воспоминаний. 1 сентября 1941 года он пошел в первый класс, а уже 12 октября в их село Клушино на Смоленщине, что в 180 километрах от Москвы, пришли немцы.
Гагариных - отца с матерью и четверых детей - фашисты выгнали из их добротного дома на улицу. Отцу и старшему брату Юры пришлось копать землянку. А в доме захватчики сделали мастерскую. Отца заставляли работать. В отместку Юра и его младший брат Борька пытались «партизанить». Пока немец-автомеханик отлучился по делам, дети насыпали в аккумуляторы, которые он заряжал, каустической соды. За это фашист поймал Борьку и повесил на шарфе - пятилетний ребенок едва выжил, его выхаживали почти месяц. А незадолго до конца оккупации сестру и старшего брата Юры угнали на работы в Германию.
После освобождения села отца, хорошего плотника, призвали в армию - правда, недалеко, в районный центр Гжатск (ныне Гагарин). Юра временно стал главным мужчиной в доме.
Надо сказать, в те годы будущий Герой Советского Союза далеко не всегда был образцом для подражания. Так, разведав, что на железнодорожных путях стоит цистерна со спиртом, он с друзьями решил отлить «гостинца» отцу. Попутно мальчишки «распробовали» спирт сами - домой Юра пришел, еле держась на ногах.
Не раз мог и погибнуть. Однажды, катаясь на коньках, он «для скорости» зацепился за грузовик и едва не расшибся. В другой раз на спор прыгнул в реку с высокого моста.
В 14 лет Гагарин с одноклассником Львом Толкалиным отправился «зайцем» в Москву. Подростки забрались на крышу электрички и доехали так почти до самой столицы, пока на одной из станций их не сняла шпана. Блатной достал «финку» и потребовал у пацанов деньги и ботинки. В ответ Юра откуда-то вытащил здоровенный кухонный нож.
Отпустив язвительные реплики, шпана решила не связываться с мальцами -видно было, что за ботинки они готовы жизнь отдать. На этом приключения в Москве не закончились. В троллейбусе Гагарин заметил орудовавшего карманника. Не раздумывая, хлипкий парнишка бросился на вора и подсечкой свалил с ног, заломил назад руки. Увидев драку, опомнились и другие пассажиры - помогли скрутить воришку.
Из леса деревенские мальчишки таскали брошенное оружие, чтобы пострелять из него по горшкам. Гагарин не был исключением. А однажды он едва не погиб при взрыве на брошенном складе боеприпасов. Обошлось. Будто сама судьба хранила его для более важных дел...
Окончив шесть классов, Гагарин поехал учиться в Москву. Учитывая, что в ремесленное училище брали после семилетки, такая поспешность вызвала пересуды. Злые языки утверждали, что подросток едва не стал фигурантом дела об обороте оружия, однако никаких фактов, подтверждающих это, не нашлось.
Колхозника-недоучку в Москве нигде не взяли. Помог брат отца - пристроил парнишку в Люберцах: в местном ремесленном училище как раз оставалось одно место по специальности «литейщик». Во время учебы Гагарин пристрастился к физкультуре - окреп, возмужал, с легкостью крутил «солнышко» на турнике. По окончании «ре-меслухи» можно было идти на завод, но Юрий решил учиться дальше.
В Саратовский Индустриальный техникум отличника-литейщика взяли без экзаменов. Многие впоследствии рассказывали, как он хорошо учился, как играл на трубе и был просто хорошим парнем. Но о том, что Юрию приходилось по ночам разгружать баржи и драться «стенка на стенку» с местными на пустырях, предпочитали не вспоминать.
Там, в Саратове, Гагарин и заболел небом. В местный аэроклуб его взяли, хоть и не сразу, а лишь на четвертом курсе. Но из-за преддипломной практики он пропустил три месяца теоретических занятий, за что едва не был отчислен. Пришлось сдавать экстерном, чтобы допустили к полетам.
Радость оказалась недолгой: уже осенью Гагарину по распределению нужно было ехать в Томск - его ждала должность мастера производственного обучения по литейному делу. Спасти от «сибирской ссылки» мог призыв армию, и Гагарин явился в военкомат. Со справкой из аэроклуба его направили в Чкаповское (Оренбургское) авиационное училище.
Учитывая, что Юрий был старше большинства курсантов, собран и грамотен, командование выдало ему лычки сержанта и назначило помощником командира взвода. На нем лежало обеспечение внутреннего распорядка, и он принципиально докладывал начальству о любых нарушениях. Такое рвение курсанты оценили по-своему. «Выскочке» устроили «темную», после чего он месяц провалялся в госпитале.
Несмотря на старательность, на втором курсе Гагарину никак не удавалось освоить пилотирование МиГ-15. Критическая ошибка - «высокое выравнивание профиля посадки». Такое случается у невысоких летчиков, а рост Юрия был 162 сантиметра. Казалось, отчисление неминуемо, но Гагарин вдруг собрался и идеально посадил истребитель. Потом признался друзьям: он подложил подушку на сиденье, чтобы быть выше.
В отряд космонавтов Юрия зачислила отборочная комиссия, которая приехала в их гарнизон в полярный Луостари. Среди кандидатов не было случайных людей - все личности и лидеры. В конце концов, для первого полета выбрали двоих - Юрия Гагарина и Германа Титова. По воспоминаниям генерала Каманина, Титова он решил приберечь для второго, более сложного полета. А первым в космос отправился Гагарин.
К слову, в его пользу сыграла и такая его черта, как бесхитростность. Ради эксперимента врачи подсыпали всем кандидатам препарат, вызывавший головную боль. Опасаясь быть отчисленным, никто не признался об этом медикам. Никто, кроме Гагарина.
История сохранила кадры первого полета человека в космос. Но уже позднее стало известно, что во время него Юрий... прощался с жизнью. При спуске капсулы она оказалась объята пламенем.Космонавту показалось, что гибель неизбежна. «Я горю, прощайте, товарищи!» -крикнул он по связи. К счастью, тревога оказалась ложной. На высоте семь километров Гагарин катапультировался. И вновь - беда, стропы зажали клапан подачи воздуха. Он и с этой проблемой справился, благополучно приземлившись на родной земле.
Слава, обрушившаяся на Гагарина, стала для него еще одним испытанием. Ему пришлось ездить по разным странам с «Миссией мира», встречаться с множеством людей, в том числе первыми лицами государств. Во время обеда у английской королевы Елизаветы II Юрия смутило обилие столовых приборов, о назначении которых он лишь догадывался. «Ваше величество! - начал скромно Гагарин. - Я человек простой, вырос в глухой русской деревне, где для любой еды инструмент один - ложка.
Поэтому я не знаю, как пользоваться всеми этими штуками». На что Елизавета ответила: «Вы напрасно смущаетесь. Я выросла в Букингемском дворце, но до сих пор тоже плохо разбираюсь в назначении этих приборов». После чего взяла ложку и стала есть ею филе крабов. В конце обеда Гагарин машинально съел лимон из чая, и Елизавета в нарушение этикета поступила так же.
Где бы ни был Гагарин -на Востоке или на Западе, всюду его окружали толпы поклонников. Люди хотели лично поприветствовать первого космонавта. Юрий Алексеевич признавался друзьям, что самая нужная вещь за рубежом - пуговицы от шинели. Оторвать их, как частичку «звездного» человека, старались все.
Его гибель 27 марта 1968 года во время тренировочного полета казалась нелепой случайностью, а со временем обросла самыми невероятными мифами и легендами. Но так хочется верить: «звездный» человек не погиб, он просто вернулся домой.
Автор: Егор Маровский