Полное имя:
Алексей Петрович Маресьев
Дата рождения:
20 мая 1916 года
Возраст:
84 года
Место рождения:
Камышин, Саратовская губерния
Дата смерти:
18 мая 2001 года
Образование:
Московский авиационный институт
Карьера:
военный лётчик-истребитель. Герой Советского Союза.
Знак зодиака:
Телец
Личная жизнь:
Был женат
Биография Алексея Маресьева
Весть о начале войны 25-летний лейтенант Маресьев встретил в должности инструктора авиаучилища. Она предполагала бронь: новых курсантов кто-то должен обучать. Но сидеть в тылу, когда Родина в опасности, было не в его характере. Если бы Алексей знал, что ему предстоит пережить в своей биографии...
Детство и юность
Алексей родился 20 мая 1916 года в городе Камышин. Мечта стать летчиков преследовала Алешу с самого детства. Но советский пилот должен был иметь железное здоровье, а подросток этим похвастаться не мог. Малярия и ревматизм почти «прописали» его в больнице и поставили крест на мечте.
Когда в семье Маресьевых умер отец, самому младшему из троих сыновей - Алеше - едва исполнилось три года. Неудивительно, что мальчик его почти не помнил. Мать в одиночку поднимала детей на скромное жалование уборщицы.
В начале 1930-х из каждого радиопродуктора звучали слова о бесстрашных сталинских соколах, и Алексей заболел небом. По окончании школы пошел учиться на токаря, но, добиваясь направления в авиаучилище, дважды подавал заявление в военкомат. И оба раза доктора выносили вердикт - «не годен».
В 18 лет райком комсомола отправил парня на стройку в Комсомольск-на-Амуре. Здесь о его болезнях никто не знал, и он стал посещать аэроклуб. Именно тут Алексей впервые в своей биографии сел за штурвал самолета. Отсюда же его призвали в Красную армию.
Учитывая подготовку, Маресьева определили в Сахалинский авиапогранотряд. Уже через год смышленого парня отправили в Читинскую школу военных пилотов, которую вскоре перевели в Батайск и повысили до статуса училища. Получив погоны лейтенанта, юноша охотно принял предложение остаться при училище авиаинструктором. Хорошее жалованье, возможность летать и внимание девушек - что еще нужно молодому парню?
Однажды вместе с сослуживцем Алексей решил пошить коверкотовый костюм. Когда лейтенанты пришли в ателье, то увидели плачущую женщину. «Война началась!» - обернувшись к посетителям, крикнула она. Лейтенант сдвинул фуражку на затылок: «Ну что, Коля - придется повоевать нам».
Военные годы
Первый боевой вылет военный летчик совершил в августе 1941-го. Страха не было, а смерть товарищей лишь добавляла злости к врагу. Он быстро открыл счет победам, пока сам не стал мишенью немецкого аса. 4 апреля 1942 года, прикрывая партию бомбардировщиков, Маресьев напоролся на группу «мессершмиттов». Он видел, как две огненные очереди прошли мимо его крыльев, а третья попала в мотор. Самолет затарахтел и, накренившись, устремился вниз. Спасая машину, пилот хотел спланировать, но долететь до поля не удалось. Истребитель рухнул на еловые ветви, а пилота выбросило из кабины...
Очнулся лейтенат от того, что ему в лицо тыкалось что-то влажное. Открыв глаза, похолодел: его обнюхивал огромный медведь. Охотники говорят, что в таких случаях лучше притвориться мертвым: медведи мертвечину не едят. Но самообладание изменило молодому летчику, он дернулся - и зверь ударил его лапой, распоров комбинезон. Кое-как нащупав пистолет, Алексей выпустил в косолапого всю обойму. К счастью, ее хватило: медведь заревел и рухнул замертво.
Алексей попытался встать - и почувствовал дикую боль. Обе ноги сломаны! Подобрав палку, он кое-как заковылял по сугробам: помощи ждать все равно неоткуда.
Экипирован Маресьев был неплохо: меховой комбинезон, унты и шлем давали шанс продержаться в зимнем лесу. Но он не предполагал, насколько долгим окажется его путешествие. Уже на следующий день ноги опухли так, что идти стало невозможно. Пришлось ползти. Вместо воды он ел снег, а питался корой, шишками и мхом. Всего в заснеженном лесу летчик провел 18 суток. Ближе к концу скитаний появились проталины, и Алексей поймал ящерицу. Она ему оставила свой хвост, и бедняга попытался его есть, однако чувство отвращения оказалось сильнее голода... Ночевал лейтенант в оврагах, дно которых выстилал ельником, им же и укрывался.
Когда боли усилились, у него начались галлюцинации - он видел то невесту, то родной аэродром, то товарищей по службе. В таком состоянии его и нашел житель новгородской деревни Плав. На вопрос: «Ты - немец или нет?!» летчик не откликнулся, и сельчанин, решив, что немец, ушел. Спустя пару часов на пилота наткнулись мальчишки: Сережа Малинин и Саша Вихров. Услышав, что он что-то бормочет по-русски, Саша сбегал за отцом, и на подводе они привезли летчика в деревню.
Сломанные, обмороженные, почерневшие ноги Маресьева требовали срочной операции, а доктора в деревне не было. Колхозникам как-то удалось сообщить о раненом через фронт, и вскоре за ним прилетел самолет. Но в госпитале, едва взглянув на пациента с гангреной, дежурный медик отрезал: «Не жилец». Всю ночь умирающий летчик лежал на каталке возле морга. Спасло только то, что мимо проходил главврач. Он осмотрел ноги больного и скомандовал: «Срочно в операционную!»
Алексей Маресьев: Летчик - герой
Узнав, что у него больше нет ног, Маресьев впервые захотел умереть. «Ради чего жить? - думал он. -Летать я не смогу. Да и замуж за калеку не пойдет ни одна девушка». Из депрессии его вывел сосед по палате - комиссар Семен Воробьев. «Человек может что хочешь сделать - было бы желание», - сказал он и вручил книгу о летчике Первой мировой Валерьяне Карповиче, летавшем без ступни на биплане.
Прочтя ее, Алексей воспрял духом: «А чем я хуже Карповича?!»
После госпиталя летчика отправили в санаторий, где он не просто стал осваивать протезы, а решил научиться танцевать на них. Хотел убедить медкомиссию, что деревянными ногами человек может управлять как своими. Часами лейтенант репетировал вальс и «барыню», после чего на культях выступали кровавые мозоли. Но своего добился: медкомиссия дала добро на возвращение в строй.
Когда Маресьев прибыл в полк, командир представил его личному составу. Но тут же добавил, что у лейтенанта нет ног, и лично он не рискнет лететь с ним в паре. После этого ни один пилот в полку не изъявлял желания взять новичка в напарники. Алексей снова стал терять надежду сесть за штурвал самолета...
Вернуться в небо ему помог командир эскадрильи -капитан Числов. Нарушив молчаливое табу, взял его в пару. После нескольких вылетов капитан убедился, что безногий летчик не хуже остальных, и Алексей опять стал летать.
20 июля 1943 года в ночном бою с превосходящими силами противника Маресьев сбил два вражеских «фоккевульфа». Этим подвигом он спас двух пилотов советского бомбардировщика, уже взятого противником на прицел. Именно за это, а не за лесной переход (как думают многие) командование представило капитана к Звезде Героя Советского Союза. Всего же безногий ас сбил 7 немецких самолетов, доведя общий счет до 11 машин врага.
В конце войны командование перевело капитана в летное училище -передавать опыт молодым. А незадолго до этого с героем, о котором ходили слухи по всему фронту, встретился военный корреспондент Борис Полевой. На основе рассказа летчика в 1946 году он написал «Повесть о настоящем человеке», ставшую бестселлером.
А в 1947 году на основе этой книги был снят фильм "Повесть о настоящем человеке". Роль летчика блестяще исполнил актер Павел Кадочников.
Личная жизнь Алексея Маресьева
Обрушившаяся слава стала для Маресьева очередным испытанием, всеобщее внимание было ему в тягость. Хотя один раз он все же воспользовался служебным положением. Несмотря на недуг, Алексей продолжал нести службу в штабе ВВС. Там он и приметил красивую девушку по имени Галина. Но подойти познакомиться не решался: он хоть и герой, но калека.
Да и вдруг она замужем, а тут он... И летчик попросил друга-кадровика провести с Галиной беседу на предмет... жилищных условий. Узнав, что она живет с родителями, Алексей стал действовать: подкатил на служебной «эмке» и предложил подвезти. Красавица не отказалась - так же, как и от предложения, сделанного ей спустя месяц.
Они прожили долгую счастливую жизнь, вырастили двоих сыновей, построили дом. В 2001-м Алексея Маресьева не стало, Галина пережила его всего на год.