#

Михаил Девятаев

Полное имя: Михаил Петрович Девятаев
Дата рождения: 8 июля 1917 г.
Национальность: Мордвин
Возраст: 85 лет
Место рождения: Торбеево, Мордовия
Дата смерти: 24 ноября 2002 г.
Образование: Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова
Карьера: Военный летчик
Знак зодиака: Рак
Личная жизнь: Был женат
Дети: Нэля Девятаева, Александр Девятаев, Алексей Девятаев


Михаил Девятаев - биография


Новый фильм «Девятаев», кроме рассказа о подвиге летчика, содержит и долю вымысла. Но осуждать создателей картины не стоит: это всего лишь кино. На самом деле, настоящая история Михаила Девятаева намного интереснее.

Детство и юность


Уроженец тамбовского села Торбеево Михаил Девятаев родился 8 июля 1917 г. в крестьянской многодетной семье и был 13-м ребенком в семье. Жили впроголодь, отчего и попался подросток на краже колосков с колхозного поля. Судить его в сельсовете не стали, решили дождаться уполномоченного из области. Но Миша собрал узелок и тайком уехал в большой город.

В Казани ему попалось на глаза объявление: «Речной техникум объявляет набор». Михаил сдал экзамены и получил место в техникуме и койку в общежитии. И все же больше он грезил небом, чем водой, поэтому параллельно осваивал азы пилотирования в аэроклубе. Эти умения помогли ему позднее поступить в Чкаловское (Оренбургское) училище военной авиации. В 1940 году Девятаев получил погоны лейтенанта и направление на службу.

Военные годы


В ожидании войны с Германией основная часть советских аэродромов была сосредоточена у западных границ. В первые дни после вторжения немцы массированно их бомбили, отчего многие наши самолеты сгорели еще на земле. Машина Девятаева уцелела, и уже 24 июня он сбил бомбардировщик «юнкерс», за что был награжден орденом Красного Знамени.

Михаил Девятаев в молодости

10 сентября 1941 года Михаил Девятаев в районе города Сум сбил еще один немецкий самолет - Ю-88. А через две недели, сбив в воздушном бою немецкий истребитель, сам получил ранение. После лечения в госпитале его признали негодным к службе в истребительной авиации и отправили пилотировать тихоходный У-2 (эти машины использовались для перевозки раненых). Однако Девятаев мечтал вернуться за штурвал истребителя.

Однажды на аэродроме он пересекся с товарищами из своей бывшей части. Обнялись, поговорили, и Михаил спросил командира, не может ли тот взять его обратно в эскадрилью. Вернуть боевого летчика в строй помогло ходатайство самого Александра Покрышкина. Девятаева перевели в родной полк.

Ночью 13 июля 1944 года звено Девятаева вылетело навстречу немецким истребителям. Сбив один, Михаил и сам получил серьезные повреждения. Самолет быстро стал терять высоту. Летчик прыгнул с парашютом, но ударился головой о стабилизатор и потерял сознание. Очнулся уже на земле, в окружении немецких солдат.

В плену


После первичного допроса пленного отправили в Лодзинский лагерь, где находились десятки красных военлетов. Немцы пытались сформировать из них авиачасти, воюющие на стороне люфтваффе. Девятаеву тоже предложили изменить Родине. Он отказался. Существует версия, что после этого вместе с группой товарищей Михаил совершил неудачную попытку побега. От неминуемого расстрела летчика якобы спасла хитрость лагерного парикмахера, подменившего ему робу с фамилией Никитенко. В правдивости этой версии можно усомниться. Пойманных беглецов немцы расстреливали перед строем в назидание другим.

И на новое место содержания - концлагерь Карлсхаген-1 - летчик прибыл под старым именем (в сохранившейся учетной карточке фигурирует имя Михаил Девятаев и номер 11 024). Лагерь располагался на полуострове, неподалеку от ракетного полигона Пенемюнде, где испытывали секретное оружие рейха - ракеты «Фау».

Поначалу Девятаев хотел бежать с помощью лодки, но потом задумался о возможности угона самолета. Однако в самолет нужно еще суметь попасть в отсутствие немцев. Кроме того, система управления истребителя, на котором летал Михаил, существенно отличалась от немецких бомбардировщиков и «транспортников». Да и совершить побег в одиночку было невозможно.

В лагере Девятаеву удалось собрать группу единомышленников. Систему управления немецкими самолетами он изучал с помощью бортовых табличек, снятых с разбитой техники (один из заговорщиков знал немецкий). Но самой большой удачей стало другое: когда Михаил убирал снег с крыльев бомбардировщика, то увидел, как именно немецкий летчик запускает двигатель.

Днем 8 февраля 1945 года пленники, устранив конвоира, проникли в «Хейн-кель» He-Ill, стоявший на аэродроме. Девятаев попробовал завести двигатель. Тщетно! Оказалось, у машины нет аккумулятора. Назад пути не было: проломленный череп конвоира стоил бы жизни всем 10 беглецам. От стресса у истощенного мужчины отказали ноги. Ползком добравшись до люка, он крикнул товарищам, чтобы те срочно искали аккумулятор.

Побег


Им повезло: тележка с аккумуляторами стояла поблизости. Мотор взревел, но еще нужно было взлететь. Вырулив на взлетную полосу, самолет начал разбег. С первого раза подняться в воздух не получилось: закончилась полоса. Развернув машину, Девятаев вновь набрал скорость и стал тянуть штурвал на себя. Сил не хватило! Подоспели товарищи, и вместе они перевели штурвал в нужное положение. Когда шасси оторвались от земли, все выдохнули с облегчением.

Немцы подняли тревогу, лишь когда нашли окровавленного конвоира. Вдогонку отправили летчика-аса Понтера Хоба, но найти вслепую самолет он не смог. Зато машину обнаружил полковник Вальтер Даль, летевший с задания. Вот только приказ «сбить одинокий „Хейнкель"» не выполнил: у него не осталось боеприпасов. В третий раз беглецы могли погибнуть, когда их обстреляли советские зенитки у польской деревни Голлин. Получив пробоины, Девятаев решил сажать машину в поле. Советские солдаты ошарашенно смотрели, как вместо немецкого летчика из люка полезли оборванцы в лагерной одежде...

Свои встретили героев без любезностей. Всех отправили в отдел Смерш как потенциальных диверсантов. Как вспоминал впоследствии сам Михаил Петрович: «После побега мною, моими друзьями по экипажу особо не восторгались. Скорее наоборот. Мы подверглись довольно жестокой проверке. Длительной и унизительной...» Девятаев находился в фильтрационном лагере до ноября 1945-го, после чего был уволен в запас.

Личная жизнь


Для личной жизни Михаил Девятаев выбрал не самое легкое время. Супругой летчика-героя стала Фаина Хайрулловна. У супругов родились трое детей - два сына и дочь. В 1946 году женщина родила первого ребенок,, которого назвали Алексеем, через 5 лет родился второй сын Александр. Дочь Девятаевых Нэля родилась в 1957 году.

Михаил Девятаев с семьей

Еще 12 лет о своем подвиге летчик, вернувшийся в Казань, предпочитал помалкивать, и тому была причина. После войны его, как бывшего военнопленного, не брали на работу. Он хватался за любую подработку, был и разнорабочим, и портовым грузчиком... Лишь в 1949 году смог устроиться на речной флот - водить катера на подводных крыльях «Метеор» и «Ракета».

Все изменилось после смерти Сталина. Корреспондент газеты, узнав о том побеге, написал большую статью. Публикация наделала много шума, Девятаев был доставлен в Москву к министру речного флота. С подачи последнего историю летчика узнали в Политбюро ЦК КПСС, и Михаилу присвоили звание Герой Советского Союза, вернули ордена и награды.

По другой версии, звезду Девятаеву дали по представлению конструктора Сергея Королева, которому пилот помог отыскать в бывшем концлагере секретную документацию на ракеты. Впрочем, не будь того дерзкого побега, истории с ракетной документацией тоже не случилось бы: именно благодаря ему удалось рассекретить немецкое чудо-оружие.

Смерть


..Летом 2002 года по приглашению правительства Германии Михаил Девятаев приехал на аэродром Пенемюнде. Вспомнил былое, поставил свечи погибшим товарищам. Там же состоялась его встреча с тем самым летчиком Понтером Хобом, которого отправили за ним вдогонку в далеком 1945-м. Что теперь старикам делить?.. В ноябре того же года Михаила Петровича не стало. Ему было 85 лет.

Напишите свой отзыв