Жизнь во дворце казалась Марии-Антуанетте отвратительно скучной. А потому она веселилась и развлекалась как могла! За это сначала народ ее полюбил, а потом возненавидел.
Для укрепления отношений между Францией и Австрией во второй половине XVIII века заключались династические браки. Одним из них был союз между Людовиком XVI и Марией-Антуанеттой. Он - тучный, прыщавый, занудный и скучный. Она -словно игривая лань, активная и деятельная. Нельзя было представить себе двух более разных людей!
Попав в Версаль в 1770 году, 14-летняя Мария-Антуанетта пришла в ужас. Она, привыкшая к свободе, отныне была подчинена дворцовому этикету. Ни на минуту не могла остаться в одиночестве! Даже ночью рядом находились слуги - вдруг понадобится ночной горшок. Утром приходила фрейлина, следившая за исполнением этикета.
За завтраком, кроме самой Марии-Антуанетты, в зале присутствовал еще не один десяток человек. Ранее отличавшаяся прекрасным аппетитом, теперь она вынуждена была цедить лишь горячий шоколад. Кусок в горло не лез, когда вокруг столько любопытных глаз! Лишь изредка оставаясь в узком кругу самых близких людей, она просила принести в покои свои любимые круассаны. Эти рогалики с начинкой были популярны в ее родной Австрии, а теперь она привезла рецепт выпечки во Францию.
Когда Людовик XVI в 1774 году взошел на престол, Мария-Антуанетта стала королевой. Народ полюбил ее: она казалась им благородной и великодушной. Потомство у пары появилось лишь спустя семь лет. На рождение первой дочери король подарил Марии-Антуанетте небольшой дворец Трианон. Там было всего восемь комнат, но для королевы он стал настоящей отрадой. В нем она, наконец, завела свои порядки, начав с того, что пускала в свой дом только по приглашению.
В Трианоне царила свобода! Придворные дамы отдыхали на лужайках, сама королева ходила в расшнурованном корсете, а кавалеры без тени смущения посещали дамские покои. Любовники были и у самой Марии-Антуанетты.
Здесь проводили балы и ставили спектакли. За одну ночь могли сжечь тысячи свечей! И это при том, что одна свеча стоила недельной зарплаты рабочего. Летом устраивались прогулки верхом и фейерверки, зимой - катания на санях.
Близ Трианона имелась даже специально выстроенная деревенька, где был свой огород, скот, небольшие домики. Мария-Антуанетта любила заглядывать сюда, устав от придворных дел.
Для состоятельных особ Мария-Антуанетта долгое время была образцом для подражания. Ее платья старались копировать, прически тоже. Некоторые дамы, соорудив у себя на голове «королевскую свечку», вынуждены были ехать в карете, стоя на коленях.
В 1789 году грянула Великая французская революция, и тучи над Марией-Антуанеттой и ее супругом начали сгущаться. Народ прознал: их любимая королева - та еще транжира и распутница, причем расходы на ее развлечения оплачивает казна. К тому же любительница азартных игр. За одну ночь Мария-Антуанетта могла проиграть целое состояние.
Королеве стали подбрасывать глумливые стишки и приписывать неоднозначные фразы. По Парижу ходили слухи: узнав, что простым людям нечего есть, она заявила: «Говорите, у них нет хлеба? Так пусть едят пирожные!»
Общее недовольство росло и, вместе с обвинениями в предательстве страны, довело до непоправимого. Сначала был казнен Людовик XVI, а потом и его супруга. Перед казнью она содержалась почти в спартанских условиях, но, на удивление, не жаловалась. А поднимаясь на гильотину и наступив на ногу палачу, склонила голову: «Простите, мсье, я не нарочно».