Имя: Николай Гастелло (Nikolay Gastello)
Дата рождения: 6 мая 1907 года;
Дата смерти: 26 июня 1941 года
Возраст: 34 года
Место рождения: Москва
Деятельность: военный летчик
Семейное положение: был женат
В школе нам рассказывали о советском летчике Николае Гастелло, который на своем горящем самолете протаранил немецкую колонну и героически погиб. Прошли годы - и все чаще можно слышать, что легендарный подвиг совершил совсем другой человек. Неужели это правда? За все время существования авиации огненный таран осуществляли исключительно пилоты стран Востока. Китаец, японские камикадзе и... летчики ВВС СССР.
Первым на подобный таран решился китайский летчик Шен Чанг Хай 19 августа 1937 года: он устремил свою горящую машину на японский транспортный корабль. Через два года, 5 августа 1939-го комиссар 150-го бомбардировочного полка ВВС РККА Михаил Ююкин, воюя с японцами в Монголии у реки Халкин-Гол, направил свой пылающий бомбардировщик уже на наземную цель - скопление сил врага.
Кто знает, не пример ли китайца и советского летчика навел японское командование на мысль о массовой подготовке летчиков-камикадзе? Но это лишь предположение, а вот факт биографии. В том же полку, в котором воевал и героически погиб Михаил Ююкин, бил японцев и Николай Гастелло.
Долгие годы подвиг Николая Гастелло, протаранившего своим подбитым самолетом вражескую колонну в начале Великой Отечественной, не подвергался сомнению. Что же послужило первопричиной публикации, его опровергающей?
По официальной версии, 26 июня 1941 года командир 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного полка Николай Гастелло направил свой самолет на транспортную колонну гитлеровских войск на шоссе в районе белорусского города Молодечно. Об этом событии сообщило в радиосводке от 5 июля 1941 года Совинформбюро, а в газете «Правда» от 10 июля 1941-го был опубликован очерк «Капитан Николай Гастелло».
Точности ради стоит отметить, что первым в той войне, кто бросил свой подбитый самолет на немецкую переправу утром 22 июня 1941-го, был советский летчик Павел Чиркин, но оперативно сообщить народу о его подвиге было некому. А уже 26 июля был опубликован Указ о присвоении капитану Николаю Гастелло звания Героя Советского Союза посмертно. Его имя узнала тогда вся страна. Вот только отчество героя старались не произносить: как-то непатриотично оно звучало...
Николай Францевич Гастелло родился в Москве 6 мая (по новому стилю) 1907 года, куда его отец приехал на заработки. Во всех анкетах он указывал национальность свою и отца как белорус. Фамилия отца изначально звучала как Гастылло (ее потом «обмосковили»), хотя и для белоруса она несколько странна. Но важна не национальность, а то, что к началу войны с немцами капитан Николай Гастелло был опытным летчиком, успевшим повоевать с японцами и финнами.
Свой первый «юнкерс» он сбил 24 июня: стрелял из кабины стоявшего на земле самолета, когда фашистский самолет атаковал аэродром. А 26-го вернувшиеся с задания ведомые Николая Гастелло сообщили командованию полка, что наблюдали, как его горящий самолет упал вблизи дороги. Правда, куда именно, не видели.
Там же, совсем рядом, был сбит второй советский бомбардировщик ДБ-ЗФ, управляемый командиром 1-й эскадрильи того же полка капитаном Андреем Масловым. Но в донесении, которое ушло в штаб ВВС Западного фронта, был отмечен только факт гибели капитана Николая Гастелло. А потом заработала мощная советская пропагандистская машина.
Нам десятилетиями внушали: немецкие войска, вторгаясь в СССР, имели многократное превосходство в технике. И еще на рассвете 22 июня почти вся советская авиация была якобы уничтожена на аэродромах.
На самом деле ВВС Западного фронта вечером 21 июня имели в строю 1855 боевых машин, и это без учета самолетов транспортных, санитарных и связи. А части люфтваффе германской группы армий «Центр» накануне войны - всего 910, включая безоружные транспортники и самолеты связи. Так что, сколько ни пеняй на «внезапный удар на мирно спящие аэродромы», жалкая пара сотен «юнкерсов» никак не могла уничтожить советские ВВС Западного фронта.
Гитлеровцы, наступавшие в первую неделю войны в Белоруссии, из-за понесенных потерь называли свой марш «воздушным Верденом» - в память о «мясорубке» у французского города Вердена в Первую мировую. И у них были для этого основания. Максимальная бомбовая нагрузка дальнего бомбардировщика ДБ-ЗФ - 2500 кг. На задание они вылетали эскадрильями - 9 машин за один вылет сбрасывали на головы противника более 22 тонн бомб.
А в тот день, 26 июня, под Молодечно фашистов бомбили целых две советские эскадрильи. Причем не обязательно было добиваться прямого попадания в немецкий танк или грузовик. Даже воронка от бомбы на шоссе могла надолго вывести трассу из эксплуатации. И всего один успешный налет на дорогу мог надолго остановить наступление фашистов.
Наши летчики это понимали. Бомбардировщики шли волна за волной, несмотря на огонь скорострельных зениток и отсутствие прикрытия истребителями. Каждый экипаж совершал подвиг вне зависимости от того, куда падали их сбитые самолеты. Парашюты были бесполезны: для точности бомбометания шли на малых высотах. Советские бомбардировщики пылали словно факелы, падая один за другим. Но и фашисты несли колоссальные потери.
В 1951 году поисковики приступили к поискам останков героев и обломков самолета-тарана, опросу свидетелей подвига. Сначала откопали обломки машины Николая Гастелло (это определили по номеру двигателя) и останки его штурмана и бортстрелка. Самолет лежал в болотце, в метрах 300 от атакуемого шоссе, то есть до цели тарана не дотянул. Останков Николая Гастелло не обнаружили. Зато селяне, по их словам, наблюдали, как с крыла падающего самолета спрыгнул парашютист. (А конструкция машины такова, что спрыгнуть с крыла мог только командир, то есть Гастелло.) И еще они якобы видели, как некого пленного летчика конвоировали немцы.
Однако тот факт, что тела не нашли, еще не говорит о том, что летчик Николай Гастелло сдался в плен: он мог, к примеру, просто утонуть в болоте. Есть и другой аргумент. Летом 1942 года в оккупированном Киеве выходила фальшивая «Правда». Выпускали ее по приказу гестапо местные коллаборационисты. В номере от 26 июня было опубликовано «Открытое письмо матери погибшего летчика Николая Гастелло». Его основной посыл: матери, отговорите своих сыновей сражаться за Сталина. Если бы летчик находился в плену, разве немцы этим не похвастались бы?..
А вот машину Андрея Маслова (с останками всех троих членов экипажа) откопали почти на шоссе. Видимо, его самолет и спикировал на немцев (капитану Маслову звание Героя России присвоили Указом Президента в 1996 году). Словом, нашли все и всех, кроме Николая Гастелло.
Так дотянул Николай пылающую машину до шоссе с колонной немцев или нет? Это не столь важно. Главное то, что летчик подал пример самопожертвования ради Родины. Подвиг Николая Гастелло (или Андрея Маслова, или Павла Чиркина) за годы войны повторили более 500 (!) советских летчиков.
Их мотивация - отдать свою жизнь за Отечество, за спасение товарищей, за свой народ - современному обществу потребителей непонятна. Стоит отметить, что таран, подобный тому, который мы называем «гастелловским», применялся в широком масштабе лишь в ВВС СССР и на последнем этапе войны в ВВС Японии. В большинстве воюющих европейских странах во Вторую мировую войну таран не поощрялся.
Считалось, что этот вид атаки излишне рискованный для атакующего и ведет к неоправданным потерям обученных летчиков - весьма ценных ресурсов для армии. Как правило, летчики вели бой, полагаясь на надежность и высокую эффективность штатного оружия. Тем не менее воин, совершивший таран, получал правительственную награду.
Автор: Александр Смирнов
Дата рождения: 6 мая 1907 года;
Дата смерти: 26 июня 1941 года
Возраст: 34 года
Место рождения: Москва
Деятельность: военный летчик
Семейное положение: был женат
Николай Гастелло: биография
В школе нам рассказывали о советском летчике Николае Гастелло, который на своем горящем самолете протаранил немецкую колонну и героически погиб. Прошли годы - и все чаще можно слышать, что легендарный подвиг совершил совсем другой человек. Неужели это правда? За все время существования авиации огненный таран осуществляли исключительно пилоты стран Востока. Китаец, японские камикадзе и... летчики ВВС СССР.
Первым на подобный таран решился китайский летчик Шен Чанг Хай 19 августа 1937 года: он устремил свою горящую машину на японский транспортный корабль. Через два года, 5 августа 1939-го комиссар 150-го бомбардировочного полка ВВС РККА Михаил Ююкин, воюя с японцами в Монголии у реки Халкин-Гол, направил свой пылающий бомбардировщик уже на наземную цель - скопление сил врага.
Кто знает, не пример ли китайца и советского летчика навел японское командование на мысль о массовой подготовке летчиков-камикадзе? Но это лишь предположение, а вот факт биографии. В том же полку, в котором воевал и героически погиб Михаил Ююкин, бил японцев и Николай Гастелло.
Долгие годы подвиг Николая Гастелло, протаранившего своим подбитым самолетом вражескую колонну в начале Великой Отечественной, не подвергался сомнению. Что же послужило первопричиной публикации, его опровергающей?
По официальной версии, 26 июня 1941 года командир 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного полка Николай Гастелло направил свой самолет на транспортную колонну гитлеровских войск на шоссе в районе белорусского города Молодечно. Об этом событии сообщило в радиосводке от 5 июля 1941 года Совинформбюро, а в газете «Правда» от 10 июля 1941-го был опубликован очерк «Капитан Николай Гастелло».
Точности ради стоит отметить, что первым в той войне, кто бросил свой подбитый самолет на немецкую переправу утром 22 июня 1941-го, был советский летчик Павел Чиркин, но оперативно сообщить народу о его подвиге было некому. А уже 26 июля был опубликован Указ о присвоении капитану Николаю Гастелло звания Героя Советского Союза посмертно. Его имя узнала тогда вся страна. Вот только отчество героя старались не произносить: как-то непатриотично оно звучало...
Николай Францевич Гастелло родился в Москве 6 мая (по новому стилю) 1907 года, куда его отец приехал на заработки. Во всех анкетах он указывал национальность свою и отца как белорус. Фамилия отца изначально звучала как Гастылло (ее потом «обмосковили»), хотя и для белоруса она несколько странна. Но важна не национальность, а то, что к началу войны с немцами капитан Николай Гастелло был опытным летчиком, успевшим повоевать с японцами и финнами.
Свой первый «юнкерс» он сбил 24 июня: стрелял из кабины стоявшего на земле самолета, когда фашистский самолет атаковал аэродром. А 26-го вернувшиеся с задания ведомые Николая Гастелло сообщили командованию полка, что наблюдали, как его горящий самолет упал вблизи дороги. Правда, куда именно, не видели.
Там же, совсем рядом, был сбит второй советский бомбардировщик ДБ-ЗФ, управляемый командиром 1-й эскадрильи того же полка капитаном Андреем Масловым. Но в донесении, которое ушло в штаб ВВС Западного фронта, был отмечен только факт гибели капитана Николая Гастелло. А потом заработала мощная советская пропагандистская машина.
Нам десятилетиями внушали: немецкие войска, вторгаясь в СССР, имели многократное превосходство в технике. И еще на рассвете 22 июня почти вся советская авиация была якобы уничтожена на аэродромах.
На самом деле ВВС Западного фронта вечером 21 июня имели в строю 1855 боевых машин, и это без учета самолетов транспортных, санитарных и связи. А части люфтваффе германской группы армий «Центр» накануне войны - всего 910, включая безоружные транспортники и самолеты связи. Так что, сколько ни пеняй на «внезапный удар на мирно спящие аэродромы», жалкая пара сотен «юнкерсов» никак не могла уничтожить советские ВВС Западного фронта.
Гитлеровцы, наступавшие в первую неделю войны в Белоруссии, из-за понесенных потерь называли свой марш «воздушным Верденом» - в память о «мясорубке» у французского города Вердена в Первую мировую. И у них были для этого основания. Максимальная бомбовая нагрузка дальнего бомбардировщика ДБ-ЗФ - 2500 кг. На задание они вылетали эскадрильями - 9 машин за один вылет сбрасывали на головы противника более 22 тонн бомб.
А в тот день, 26 июня, под Молодечно фашистов бомбили целых две советские эскадрильи. Причем не обязательно было добиваться прямого попадания в немецкий танк или грузовик. Даже воронка от бомбы на шоссе могла надолго вывести трассу из эксплуатации. И всего один успешный налет на дорогу мог надолго остановить наступление фашистов.
Наши летчики это понимали. Бомбардировщики шли волна за волной, несмотря на огонь скорострельных зениток и отсутствие прикрытия истребителями. Каждый экипаж совершал подвиг вне зависимости от того, куда падали их сбитые самолеты. Парашюты были бесполезны: для точности бомбометания шли на малых высотах. Советские бомбардировщики пылали словно факелы, падая один за другим. Но и фашисты несли колоссальные потери.
В 1951 году поисковики приступили к поискам останков героев и обломков самолета-тарана, опросу свидетелей подвига. Сначала откопали обломки машины Николая Гастелло (это определили по номеру двигателя) и останки его штурмана и бортстрелка. Самолет лежал в болотце, в метрах 300 от атакуемого шоссе, то есть до цели тарана не дотянул. Останков Николая Гастелло не обнаружили. Зато селяне, по их словам, наблюдали, как с крыла падающего самолета спрыгнул парашютист. (А конструкция машины такова, что спрыгнуть с крыла мог только командир, то есть Гастелло.) И еще они якобы видели, как некого пленного летчика конвоировали немцы.
Однако тот факт, что тела не нашли, еще не говорит о том, что летчик Николай Гастелло сдался в плен: он мог, к примеру, просто утонуть в болоте. Есть и другой аргумент. Летом 1942 года в оккупированном Киеве выходила фальшивая «Правда». Выпускали ее по приказу гестапо местные коллаборационисты. В номере от 26 июня было опубликовано «Открытое письмо матери погибшего летчика Николая Гастелло». Его основной посыл: матери, отговорите своих сыновей сражаться за Сталина. Если бы летчик находился в плену, разве немцы этим не похвастались бы?..
А вот машину Андрея Маслова (с останками всех троих членов экипажа) откопали почти на шоссе. Видимо, его самолет и спикировал на немцев (капитану Маслову звание Героя России присвоили Указом Президента в 1996 году). Словом, нашли все и всех, кроме Николая Гастелло.
Так дотянул Николай пылающую машину до шоссе с колонной немцев или нет? Это не столь важно. Главное то, что летчик подал пример самопожертвования ради Родины. Подвиг Николая Гастелло (или Андрея Маслова, или Павла Чиркина) за годы войны повторили более 500 (!) советских летчиков.
Их мотивация - отдать свою жизнь за Отечество, за спасение товарищей, за свой народ - современному обществу потребителей непонятна. Стоит отметить, что таран, подобный тому, который мы называем «гастелловским», применялся в широком масштабе лишь в ВВС СССР и на последнем этапе войны в ВВС Японии. В большинстве воюющих европейских странах во Вторую мировую войну таран не поощрялся.
Считалось, что этот вид атаки излишне рискованный для атакующего и ведет к неоправданным потерям обученных летчиков - весьма ценных ресурсов для армии. Как правило, летчики вели бой, полагаясь на надежность и высокую эффективность штатного оружия. Тем не менее воин, совершивший таран, получал правительственную награду.
Автор: Александр Смирнов