Судьба не спешила баловать Валентина Гафта: все важное и ценное в жизни актера появилось довольно поздно, после многих лет проб и ошибок. Настоящим профессионалом он почувствовал себя только в сорок, а семейное счастье обрел еще позже.
Гафт всегда за рамками, всегда имеет собственное мнение и не боится его отстаивать. Его бурный темперамент попортил немало крови друзьям, коллегам и самому актеру. И только жена Ольга Остроумова сумела приручить и смягчить его. Она стала для него надежной опорой, благодаря ей он смог пережить самую страшную трагедию своей жизни -смерть дочери.
Валя Гафт родился и вырос в обычной московской коммуналке. Его детство прошло во дворе, где царили довольно жестокие законы и своеобразная уличная романтика. Мальчишкой он рос хилым, за что нередко получал от более старших и сильных. Но, несмотря на физическую слабость, дух у него был несгибаемый.
Однажды дворовый хулиган посмеялся над его пионерским галстуком, и Валентин, как верный ленинец, почувствовал себя оскорбленным. Не раздумывая и не сомневаясь, он изо всех сил ударил хулигана, а потом развернулся и ушел.
Он постоянно ввязывался в драки, заранее зная, что его побьют. Действовал наперекор всем, в первую очередь своему страху. Ему выбивали зубы, он постоянно был в синяках и ссадинах, зато чувствовал себя настоящим мужчиной, который не побежит, если в темной подворотне попросят закурить.
В старших классах он увлекся тяжелой атлетикой: купил гантели, раздобыл самодельную штангу и все свободное время «качал железо». Результат не заставил себя ждать: уже через год Валентин мог похвастаться стальными мускулами.
Первая любовь, как водится, была несчастной. Девочка, которая нравилась Вале, даже не подозревала о его чувствах, а он ни за что на свете не решился бы признаться. Ее дом находился рядом с футбольной площадкой, и, когда она выглядывала в окно, Валентин, очень плохо игравший в футбол, мгновенно преображался.
Он носился по полю, отбирая мяч у товарищей, ему удавались красивые пасы и мощные голы. Но как только дама его сердца исчезала, он снова начинал путаться в собственных ногах. Еще тогда он понял, что зависит от зрителей, что, если хочет нравиться, у него за спиной вырастают крылья.
22 июня 1941 года семья Гафт должна была ехать в отпуск на Украину, откуда родом были родители Валентина. Но утром по радио прозвучало сообщение о начале войны. Пятилетний Валя мало что понимал. Ему казалось, что война пройдет где-то рядом, прямо под его окнами, и будет напоминать футбольный матч: наши будут биться с фашистами и, конечно, в два счета победят. Реальность оказалась страшнее.
Отец в первые же дни войны ушел добровольцем на фронт. Ушли отцы дворовых друзей, ушли дяди и двоюродные братья. Из всех родственников-мужчин вернулись только двое - отец Вали и мамин брат. Валентин навсегда запомнил, как они с мамой ездили в госпиталь, где лежал отец. Он был весь забинтован, даже лицо. Видны были только глаза, которые одновременно казались чужими и очень родными. Вернувшись домой, мальчик нашел газету с фотографиями фашистов, и яростно колол их перочинным ножиком...
Еще одно воспоминание из биографии времен войны - бомбоубежище. Мать несла его туда посреди ночи, сонного, завернутого в одеяло. Он просыпался от воя снарядов и грохота взрывов, с ужасом ждал, что один из снарядов попадет в их дом, и им негде будет жить. Запах сырой известки, который стоял в бомбоубежище, всю жизнь ассоциировался у Гафта с войной.
А потом была Победа, всеобщее ликование и слезы горечи о тех, кто не вернулся и никогда уже не вернется. Его мать много раз ходила на Белорусский вокзал, надеялась встретить своих братьев с войны. Но все, кроме одного, погибли. Вале повезло: его отец вернулся живым, хотя и покалеченным, да еще и в звании майора. Мальчик им очень гордился. Позже, став актером и играя военных, Валентин Гафт всегда вспоминал отца и пытался быть на него похожим.
Как и все мальчишки, Валя любил фильмы про войну и доблестных советских разведчиков. И все-таки больше всего в его душу запал фильм-спектакль по пьесе Островского «Без вины виноватые». Он раз десять бегал на него в кинотеатр, выучил наизусть все роли и иногда разыгрывал сам с собой целые сцены.
Именно тогда ему впервые пришла в голову мысль об актерской профессии, и он записался в драматический кружок. К сожалению, роли ему доставались в основном женские. Школа была мужской, кому-то надо было играть и барышень, а щупленький Валя вполне для этого подходил.
В десятом классе Валентин часто размышлял о своем будущем. Он не представлял себя ни инженером, ни военным, ни ученым. «Вот бы стать артистом», - думал он. Профессия казалась ему легкой, а жизнь актеров - беззаботной и приятной. Только через много лет он понял, как ошибался. «Зачем мы сердце разрываем / За деньги, радость, за успех?» - напишет он много позже в одном из своих стихотворений.
А тогда Валентин, ни слова не сказав родителям, подал документы сразу в два театральных вуза. Его приняли в школу-студию МХАТ. Не последнюю роль в этом сыграла случайная встреча: незадолго до экзаменов Валя увидел в парке своего кумира - актера Сергея Столярова. Набравшись храбрости, он подошел к артисту и попросил послушать басню, которую выбрал для поступления. Так он получил первый урок актерского мастерства, который запомнил на всю жизнь.
К листку с фамилиями поступивших Валентин приближался с колотящимся сердцем и подкашивающимися ногами. Буквы разбегались, но все же сложились в фамилию «Гафт». Он долго не мог поверить своим глазам, а потом в каком-то необъяснимом порыве пустился бежать. Он мчался, не разбирая дороги, переполненный эмоциями, остановился только тогда, когда понял, что пробежал две станции метро.
Дома он с гордостью объявил, что будет учиться на артиста, но особого восторга эта новость не вызвала. Разделить разрывающую душу радость Валентину было не с кем.
Окончив Школу-студию МХАТ, Гафт, как и мечтал, стал актером. Но это отнюдь не значит, что у него появилась интересная работа. Первые годы он переходил из театра в театр, везде ему давали крошечные роли, никто не предрекал успеха на сцене. Он и сам тогда был не уверен в себе и из-за этого постоянно попадал в нелепые ситуации. На премьере в Театре сатиры Валентин перепутал партнерш и обратился с репликой не к той актрисе, потом, осознав ошибку, резко развернулся и снес декорации... Конечно, в этом театре он надолго не задержался.
С кино отношения тоже не складывались. Впервые на съемочную площадку Валентин попал, когда учился на втором курсе. Известный режиссер Михаил Ромм снимал картину «Убийство на улице Данте», в главных ролях были Ростислав Плятт и Максим Штраух. Увидев такое скопление знаменитостей, Валентин потерял дар речи. На него напало оцепенение, и он едва не провалил пробы на эпизодическую роль. «Как мы ошиблись в этом мальчике!» - услышал он за спиной. После этого страх перед камерой сковал его на 20 лет.
Освобождение пришло только после первого киноуспеха - картины Эльдара Рязанова «Гараж». Тогда он в одночасье стал популярным, его начали узнавать на улицах, он, наконец-то, поверил в себя. На съемки Гафт попал случайно, вместо другого актера, который в последний момент отказался. В его жизни эта ситуация повторялась часто: он кого-то замещал, «затыкал дыры» в спектаклях и фильмах. Но этот раз оказался особенным, роль как будто специально была написана под него.
Свой театр Гафту тоже удалось найти, им оказался «Современник» с главным режиссером Галиной Волчек. Поначалу она не хотела его брать, считала, что Гафт кривляется и переигрывает, но потом кардинально изменила свое мнение. Оказалось, что Валентин Гафт - талантливый и многогранный артист. Он очень быстро стал лицом театра, зрители приходили и до сих пор приходят в «Современник» специально «на Гафта».
Карьера молодого Гафта продвигалась кое-как, зато личная жизнь била ключом. Обаятельный, остроумный, щедрый, он очаровывал женщин направо и налево. Одной из жертв его обаяния стала Алена Изоргина -манекенщица, работавшая в Доме моделей. Она была потрясающей красавицей, у всех, кто ее видел, просто дух захватывало от восторга. Случилось это и с Валентином. Он пустил в ход весь свой шарм, чтобы завоевать девушку, и вскоре они поженились.
Но семейная личная жизнь не складывалась. Молодая супруга постоянно пропадала на показах мод, в том числе и за границей. Она была одной из немногих советских манекенщиц, кому был разрешен выезд за «железный занавес». Валентин тоже времени зря не терял: несмотря на всю любовь к жене, ему было трудно устоять перед другими женщинами. Вскоре они расстались.
Валентин, тонкий ценитель прекрасного, встретил еще одну красавицу, балерину Инну Елисееву. Она в то время была с Эдвардом Радзинским, и Гафт, не зная об их связи, спросил того об Инне. Эдвард на все лады расхваливал девушку. Только потом, задним числом, Гафт догадался: он просто хотел побыстрее от нее избавиться.
Инна была грациозной, утонченной, восхитительной, но характером обладала несносным. Она постоянно требовала к себе повышенного внимания, устраивала сцены, правда, потом начинала щебетать, как ни в чем не бывало. Валентин, может, и не стал бы терпеть ее капризы, но она забеременела, и он решил жениться.
Его надежды на то, что с рождением дочери Инна изменится, быстро развеялись. Жене почти сразу наскучила роль матери, ей хотелось жить легко и беззаботно. Ребенком занимался в основном Валентин. Они прожили вместе несколько тяжелых лет, наполненных скандалами на пустом месте и непрерывным выяснением отношений.
Однажды Гафт не выдержал и ушел. Не только от жены, но и от дочери Оли, за что винит себя до сих пор. Конечно, они виделись, он помогал ей материально, но плохо представлял себе, насколько ужасна ее жизнь с матерью.
Инна, властная и деспотичная женщина, полностью подавила волю своей дочери, которая обладала мягким характером и не способна была дать отпор. Оля окончила хореографическое училище, танцевала в Кремлевском балете, но мать никогда не радовалась успехам дочери. Наоборот, ее как будто раздражало то, что Ольга стала настоящей красавицей, в то время как сама она увядает с каждым годом.
Инна всеми силами пыталась сохранить молодость, сделала несколько пластических операций, но неудачно. После этого в нее как будто бес вселился. Она изводила дочь упреками, порой не пускала ее домой, а тут еще у девушки случилась несчастная любовь... Другого выхода как уйти из жизни Ольга не видела. Мать нашла ее в петле в их квартире.
Эта трагедия подкосила Гафта. Он три года тяжело болел, год практически ни с кем не разговаривал, кроме самых близких людей. В случившемся винил в первую очередь себя. Если бы он уделял дочери больше внимания, если бы позаботился о том, чтобы она жила отдельно от матери, если бы он знал, что все так плохо...
Фильм «Гараж» оказался для Гафта судьбоносным не только в профессиональном смысле. На съемках он познакомился с Ольгой Остроумовой и увлекся ею, как мальчишка. Но в своих чувствах признаться так и не решился: она была замужем. Он даже не сомневался в том, что получит отказ: Ольга была совершенно не похожа на человека, способного на пошлую интрижку.
Валентин много лет наблюдал за ней издалека и, после того как в одном из интервью услышал, что Ольга теперь одинока, ринулся в бой. Он сделал так, чтобы их пригласили выступить в одном концерте, а потом позвал актрису на прогулку. От волнения он нес всякую чушь, даже пытался хвастаться своими бицепсами. Потом ему было очень неловко.
Период ухаживания длился долго, они никуда не торопились, наслаждались каждой стадией отношений, понимая, что это -последняя любовь, зрелая, трепетная, нежная...
Гафт восхищался Ольгой издалека, а когда узнал ее поближе, его восхищение увеличилось стократ. Она оказалась удивительной женщиной - простой, доброй, заботливой. «С Олей я стал совсем другим человеком», - говорит Валентин Иосифович. Впервые в жизни, в личной жизни у него появился настоящий дом, место, где его всегда любят и ждут, принимают таким, какой он есть. Он счастлив, что в итоге судьба позволила ему обрести свою половинку.
Автор: Наталья Сердцева