Имя: Петер Карл Фаберже (Peter Karl Faberge)
Дата рождения: 30 мая 1846 года
Дата смерти: 24 сентября 1920 года
Возраст: 74 года
Место рождения: Санкт-Петербург
Место смерти: Лозанна, Швейцария
Деятельность: российский ювелир
Семейное положение: был женат
Карл Фаберже - биография
Коллекционеры всего мира мечтают заполучить изделия Карла Фаберже, а его самого считают величайшим ювелиром в истории. Но мало кто знает, что сам мастер собственноручно не изготовил ни одного из своих шедевров.
Карл Фаберже - детство, семья
В 1842 году ювелир Густав Фаберже открыл свой первый магазинчик в Санкт-Петербурге. Он был настоящим мастером, а потому клиентов у него было достаточно. Волновало Густава лишь одно: он мечтал о сыне, которому сможет в будущем передать свое дело. Мольбы Фаберже были услышаны, и в мае 1846 года на свет появился его первенец Петер-Карл.
Карл Фаберже - талантливый бездарь
Выбора у Карла не было: основную ставку отец сделал на него. Родитель оплатил его обучение у лучших европейских ювелиров. Карл несколько лет путешествовал по Европе, изучая новые веяния, знакомясь с мастерами, а главное -подыскивая умельцев, которые могли бы на него в дальнейшем работать. Для этого он не пропускал ни одного приема, ни одной выставки, много общался с молодыми талантами. Если видел самородок - тут же звал к себе в Петербург. 1870 году, в возрасте 24 лет, молодой человек встал у руля. В штате у него было около сотни сотрудников -камнерезов, художников, огранщиков. Сам он выполнял роль идейного вдохновителя и судьи: если изделие ему не нравилось, вещь тут же переделывали.
Интересно, что, по некоторым данным, Фаберже не считал себя талантливым ювелиром, наоборот, был убежден в своей бездарности. Много времени он проводил в мастерских Эрмитажа, где бесплатно работал реставратором, а заодно стажировался у мастеров старой закалки. Однажды его попросили составить список вещей, необходимых для того, чтобы обучиться ювелирному делу. В числе прочих указал «ремень» и пояснил: «Без битья мастерству не научиться. Меня не били - вот ничего и не вышло».
Однако остальные были убеждены в талантливости Карла. Его работы высоко оценили на Всероссийской художественно-промышленной выставке, которая проходила в Москве в 1882 году. Там экспонаты компании «Фаберже» привлекли внимание императора Александра III, и уже через год он сделал свой первый личный заказ, который изменил жизнь ювелира.
Яйцо Фаберже, с которого все началось
Приближалась Пасха. Император хотел преподнести на праздник своей супруге Марии Федоровне что-нибудь необычное и запоминающееся. Он пригласил Фаберже во дворец и попросил изготовить пасхальное яйцо. Конечно, тот не смог отказать.
Накануне Пасхи Карл принес Александру III изысканное творение. Это было яйцо, покрытое снаружи белой эмалью, имитирующей скорлупу. Если открыть его, внутри можно было увидеть золотой «желток». В желтке сидела изумительная курочка из цветного золота. А внутри нее - золотое яичко и рубиновая корона. Император с супругой были восхищены творением мастера. Ему тут же разрешили использовать изображение двуглавого орла на своем фирменном знаке и дали звание «Ювелир Его Императорского Величества». Сам Фаберже величал себя «Поставщик Высочайшего двора».
С тех пор Карлу было поручено каждый год к Пасхе изготавливать по одному яйцу. Позже эту традицию перенял следующий правитель - император Николай II. Только он стал заказывать яйца уже в двух экземплярах - для своей овдовевшей матери и супруги. Каждое яйцо было уникальным и неповторимым, напоминающим о каком-либо знаковом для империи событии.
Например, были яйца: «Транссибирский поезд» - в память об открытии Транссибирской магистрали, «300-летие Дома Романовых», «Наполеоновское» - в честь вековой годовщины разгрома французских войск. Внутри яиц могло оказаться что угодно: миниатюрные портреты правителей, уменьшенные копии дворцов и кораблей, царских карет. Сначала каждый эскиз Карл обсуждал с императором, но потом ему позволили создавать шедевры на свое усмотрение. Это превратилось в некую игру: для правителя всегда оставалось сюрпризом, что окажется внутри.
Изготовление одного яйца занимало почти год, а некоторым яйцам посвящалось даже несколько. Так, мастера три года работали над механизмом, благодаря которому павлин, сидящий внутри изделия, мог раскрывать свой роскошный хвост. Фаберже обязался создавать пасхальные яйца только для императорской семьи, но желающих получить их копии было так много, что вскоре он, по слухам, начал тайно выполнять частные заказы.
Работы Фаберже
Близость к императорскому двору сыграла на руку Фаберже. Его изделия стали высоко ценить, к нему обращались заказчики из-за рубежа. Сначала это были родственники и друзья императорской семьи, а потом и просто состоятельные люди, прослышавшие о знаменитом ювелире. Штат сотрудников Фаберже вскоре перевалил за отметку в 500 человек. На него работали финны, англичане, швейцарцы, немцы, русские. Главным ювелиром фирмы долгое время считался Михаил Перхин - самородок, которого Карл нашел в Карелии. Фаберже хоть и был строг к мастерам, но каждого ценил очень высоко. Например, одному граверу, лишившемуся зрения, дал денежное содержание -чтобы отблагодарить за труд.
Что же уникального было в изделиях Фаберже? Прежде всего идея. Это не просто драгоценности, искусно ограненные, - это настоящие произведения искусства. Карл не боялся экспериментировать. К примеру, часто работал с камнями, считавшимися «неювелирными», и не боялся, что его раскритикуют. Мог сделать брошь из карельской березы, оправленную в бриллианты.
Его мастера умели работать с сотней оттенков. За счет обилия цветов достигался эффект внутреннего сияния - берешь предмет в руку, и кажется, будто он светится изнутри. Они владели техникой гильоширования эмали: на фон наносили насечки, создавая особый узор, который сверху покрывался слоем эмали. Но никто, даже зная технологию выполнения, не мог повторить подобное.
Компания «Фаберже» изготавливала множество интересных вещей: портсигары, столовое серебро, сервизы, часы, табакерки, шкатулки, сувениры. Были предметы, которые стоили баснословно дорого. Но выпускались и изделия массового производства. Например, в 1914 году увидела свет серия медных чарок.
Однако самыми известными, безусловно, стали драгоценные яйца. Их точное количество сейчас не назовет никто. Только для императорского дома было изготовлено 54 экземпляра, а сколько было частных заказов...
Карл Фаберже - последние годы
С началом Первой мировой войны пришел конец существованию компании. Мастеров мобилизовали, работать стало некому. Последнее пасхальное яйцо было преподнесено императору в 1916 году: оно носило название «Стальное» и по форме было похоже на артиллерийский снаряд. Большинство изделий и драгоценностей «экспроприировали» большевики. Украденное потом было распродано за смехотворные суммы. У Фаберже сохранилась лишь малая часть - то, что он ранее успел вывезти в Финляндию.
Карл боялся, что его арестуют, и потому осенью 1918 года бежал в Европу. Долго не мог нигде осесть: сначала остановился в Латвии, потом переехал в Германию. Современники рассказывали, что он без конца твердил: «Жизни больше нет, она никогда уже не будет прежней...»
Ювелир потерял все, чего достиг за многие годы. Когда его спрашивали, почему он не попытался вернуть свои драгоценности и изделия, он апатично отвечал: «Зачем мне горстка бриллиантов, если меня лишили моего дела?» В 1920 году у Фаберже начались проблемы с сердцем, и семья перевезла его в Швейцарию - там климат лучше. Врачи предписали 74-летнему Карлу вести спокойную, размеренную жизнь, без волнений, - и, самое главное, не курить! Но тот докторов не послушал. 24 сентября 1920 года он решил насладиться сигарой, аромат которой так любил. Но выкурить ее успел лишь наполовину: сердце великого Фаберже остановилось...
Автор биографии: Саша Туманова