Этот более чем полувековой союз не смогли разрушить ни время, ни бушующие вокруг страсти - наверное, потому, что Баталов и Леонтенко идеально подходят друг другу. Именно это помогает им столько лет быть вместе.
Стоит представить тихого интеллигента с аристократической внешностью Алексея Баталова рядом с темпераментной циркачкой-цыганкой Гитаной Леонтенко, на ум приходят пушкинские строки: «Они сошлись. Волна и камень, / Стихи и проза, лед и пламень...». Но есть нечто, объединяющее их: внутреннее благородство. Эту общую черту, возможно, они и почувствовали при первой встрече, распознав родство душ.
И сердце замерло...
Это случилось в далеком 1953 году. Всемирная известность, народная любовь, судьбоносные роли, награды и почетные звания - все было еще впереди. А тогда Алексей Баталов, начинающий актер, снимался на «Ленфильме» в картине Иосифа Хейфица «Большая семья». Однажды на съемках кто-то рассказал ему о девушке-наезднице, которая выполняет опасные трюки без страховки, стоя на скачущем во весь опор коне. Такое невозможно было пропустить!
- Мы пришли в цирк и обалдели просто. Это было Бог знает что! - вспоминает Алексей Владимирович. -Как только она появилась на арене, мое сердце замерло. Она была как из сказки, ни на кого не похожая, особенная... И я стал ходить на все представления этой девочки.
Фотографии и видео тех лет запечатлели образ гибкой красавицы с черными косами ниже пояса, танцующей на спине взмыленной лошади. Друг семьи Баталовых, Энгелина Рогальская, годы спустя рассказывала:
- Гитана была единственной в своем роде. Неважно, что она вытворяла на арене. В ней сила была. Ее невозможно было не любить.
Но и молодой Баталов, несмотря на внешнее спокойствие, обладал и силой, и магнетизмом. Это не могла не почувствовать юная циркачка.
Гитане было восемнадцать, Баталову - двадцать пять. Между молодыми людьми сразу проскочила искра.
Артисты цирковой труппы жили в ленинградской гостинице «Европейская», там же снимал номер Алексей Баталов. В ресторане гостиницы он впервые и представился Гитане. Но ее родственники-циркачи остались недовольны этим знакомством. «Цыганка должна встречаться только с цыганом!» - твердили они девушке. Однако эти запреты Гитану лишь раззадорили: как-то раз она даже вылезла в окно и без всякой страховки спустилась к любимому по водосточной трубе.
Впрочем, и многие знакомые Баталова не приветствовали его увлечение: мол, парень из такой уважаемой семьи, а влюбился в какую-то циркачку, да еще и цыганку! Но когда его выбор одобрила сама Анна Ахматова, дружившая с матерью Алексея, подобные разговоры тут же прекратились.
Несмотря на взаимную симпатию, Баталов и Леонтенко воспринимали свои отношения как некое волшебное знакомство, не более того. Вместе они провели в городе на Неве десять прекрасных, полных романтики дней. Но гастроли закончились, пришло время расстаться - без особых надежд на новую встречу: Алексея ждали в Москве жена и недавно родившаяся дочка Наденька. Это был ранний брак, заключенный в 17 лет с подругой детства Ириной Ротовой. Правда, семейная жизнь не клеилась: супруги то сходились, то снова расставались.
Что делать с этим внезапно возникшим притяжением, Алексей не представлял. С одной стороны - обязательства перед семьей, с другой -зерно великого чувства, посеянное в его душе Гитаной. Время все расставило по своим местам.
После съемок фильма «Летят журавли» к Баталову пришла настоящая слава. Казалось, все девушки СССР грезили образом, созданным им на экране! Не выдержав испытания ревностью к назойливым поклонницам, от него ушла жена.
- Тогда я сразу начал искать Гитану - она жила в моем сердце, - делится воспоминаниями актер. - Я поднял на уши все цирки страны и вдруг узнал, что вскоре она приезжает в Москву.
Он еле дождался конца представления и стоял у выхода, волнуясь, словно мальчишка. Помнит ли? Ведь пять лет прошло. Сомнения улетучились, едва их взгляды встретились. Стало ясно, что и он все эти годы жил в сердце гордой наездницы. Это было их объяснением в вечной любви...
Они часто и надолго расставались. За постоянными гастролями не было времени дойти до загса. Свадьбу сыграли только спустя десять лет после знакомства, в 1963 году. Удивительное совпадение: картина, в которой Баталов снимался в том знаменательном году, называлась «День счастья».
Душа в душу
Первые пять лет супруги жили, что называется, «на чемоданах»: Гитана много гастролировала, Алексей снимался в кино. Быт стал потихоньку налаживаться, только когда Баталов получил в Ленинграде свою первую квартиру. Но главным для актера был даже не домашний уют, а ощущение понимания и одобрения. Сегодня Алексей Владимирович признается: он не ожидал, что для жены его дела всегда будут в приоритете.
Гитана отказывалась от выгодных предложений, лишь бы быть рядом, жертвовала для него всем. В отличие от первой его семьи, теперь никто не возражал, что он пропадает на съемках. Напротив - каждое его начинание получало поддержку. Так было и с экранизацией сказки «Три толстяка», в которой Баталов выступил в качестве режиссера и исполнителя роли Тибула.
Гитана больше года учила мужа ходить по проволоке, чтобы обойтись без дублера. А на съемках, не сводя глаз с бесконечно дорогого человека, выполнявшего этот опасный трюк, шепотом горячо молилась. Именно тогда у нее появилась первая седина.
Ее женской мудрости хватало и на то, чтобы правильно относиться к многочисленным поклонницам Баталова. Будучи артисткой, Гитана воспринимала это как признание таланта ее мужа и молча сносила неприятные издержки его популярности. Бывало, ей по телефону говорили гадости, а она благодарила «доброжелателей» и не беспокоила мужа этими глупостями.
- Гитана ни разу не устраивала мне сцен ни по поводу денег, ни по поводу ревности, хотя злые языки никогда не уставали, - не скрывает Баталов.
Есть ради чего жить
Главная ценность в жизни Алексея Владимировича и Гитаны Аркадьевны - их единственная дочь Мария. Из-за нелепой врачебной ошибки она родилась с диагнозом ДЦП {детский церебральный паралич) и по сей день прикована к инвалидному креслу. Это многолетняя боль великого актера, о которой знали лишь самые близкие люди: как истинный интеллигент, он никогда не любил распространяться ни о себе, ни о своих бедах.
Родители сумели окружить дочь той нравственной и творческой атмосферой, в которой воспитывались сами. Разглядев в ней ростки таланта, они выпестовали его, помогли получить высшее образование.
- Машка - единственное, что меня держит в жизни. Я должен помогать ей всеми силами, - говорит Алексей Владимирович.
Он смог показать Марии дальние страны, а Гитана Аркадьевна оставила работу ради того, чтобы всегда быть рядом и радоваться ее маленьким победам.
Впрочем, Мария не носила бы фамилию Баталова, если бы не обладала силой духа и мужеством своих родителей. Настойчиво и мучительно, день за днем она работала над собой, разрабатывала руки и ноги изматывающими упражнениями. Однако ходить по-прежнему не может - болезнь не отпускает.
Тем не менее Мария выучила два иностранных языка, окончила сценарный факультет ВГИКа, написала несколько книг. А за сценарий к фильму «Дом на Английской набережной» получила приз кинофестиваля «Московская премьера». Когда Эльдар Рязанов вручал ей заслуженную награду, Алексей Баталов с трудом сдерживал слезы радости: значит, все усилия были не напрасны...
Автор биографии: Алена Полевая