#

Иероним Босх

Полное имя: Иероним Босх (Ерун Антонисон ван Акен)
Дата рождения: 1450 г.
Национальность: Нидерландец
Возраст: 66 лет
Место рождения: Хертогенбос, Нидерланды
Дата смерти: 9 августа 1516 г.
Карьера: Художник
Личная жизнь: Был женат (жена: Алейт Гойартс ван дер Меервен)
Дети: Детей не имел
Годы жизни: 1450 г.—1516 г.

Иероним Босх — биография, годы жизни


Среди современников Иероним Босх (1450 —1516) слыл еретиком, магом и алхимиком. Коллеги по цеху дали прозвище «почетный профессор кошмаров». А недоброжелатели называли «художником, рисующим ад».

Один из самых загадочных мастеров в истории живописи Иероним Босх оставил после себя небольшое наследие: всего 24 картины и 20 рисунков. Но над таинственным смыслом его творений человечество ломает голову уже несколько столетий. Одни считают, что картины голландца - всего лишь ребусы, насыщенные средневековыми метафорами и символами.

Другие уверены: это результат увлечения художника алхимией и черной магией. Третьи указывают на связь Босха с запрещенными сектами и тайными обществами его эпохи. Кто же прав? Нам остается только гадать.

Детство и юность, семья


Ерун Антонисон ван Акен родился в голландском городке Хертогенбос около 1450 года в семье, имеющей прямое отношение к живописи. Его дед Ян ван Акен, четверо его сыновей, включая отца будущего художника - Антония были живописцами. И вполне вероятно, владеть кистью мальчик учился в семейной мастерской. В 1478-м, после смерти отца, молодой художник избрал себе красивый псевдоним, под которым он и войдет в историю, - Иероним Босх.

Босх не оставил после себя ни писем, ни заметок, ни автопортретов. Неизвестна ни точная дата его рождения, ни то, как он выглядел. Существует три портрета Иеронима Босха - но все они созданы уже после его смерти, их авторы никогда не видели мастера. Скорее всего, эти изображения - просто собирательные образы умного и проницательного мыслителя.

Мы до обидного мало знаем и о жизни человека, которого называют первым «сюрреалистом» в истории живописи. Известно, что около 1480 года художник женился на некой Алейт Гойартс ван дер Меервене. Она происходила из богатой купеческой семьи. Детей у пары так и не появилось.

Живопись, картины


Свои работы Босх никогда не датировал. К счастью, исследователям помогли церковные бухгалтерские книги. Щепетильные голландцы на всякую работу составляли договор. Эти документы сохранились - по ним и удалось установить примерную датировку картин Босха.

Обычно Босх работал в технике «алла прима», то есть писал картину сразу, без предварительных прорисовок и эскизов. Кроме того, он был не только живописцем, но и неплохим кузнецом. По заказу главного собора своего родного города Босх написал большую картину на стекле, для которой собственноручно изготовил металлическую раму.

Картины Босха населены множеством самых немыслимых существ - загадочных и ужасных. Именно они, в первую очередь, и привлекают внимание зрителя. Советский искусствовед Лев Любимов так описывал причудливый мир, созданный кистью Босха: «...Вы не можете оторваться от мира склизких гадов, пузатых чудовищ, рыб с человеческими ногами, людей, у которых бочка вместо живота, паукообразных существ, чудовищ, в которых мерзость сочетается с мерзостью и в этом омерзительном сочетании становится вдруг жутко-пленительной».

Что этим хотел сказать мастер? К кому он обращался - к своим современникам или к потомкам? Возможно, ключ спрятан в истории его взаимоотношений с Братством Богоматери - могущественным мистическим обществом средневековой Голландии. Основанное в 1318 году, оно официально было посвящено поклонению Пресвятой Деве Марии.

Общество состояло из двух групп. Основную его массу составляли миряне - их не посвящали во все тайны общества, они только помогали организовывать торжества во славу Богородицы. Но была у этого тайного ордена и элита: узкий круг священнослужителей, которым было доступно все. И главное - они имели возможность пользоваться библиотекой Братства.

О содержимом библиотеки ходили легенды. Якобы в ней хранились уникальные фолианты -самые запретные книги Средневековья. Колдовство, магия, черные мессы, демонология, паранормальные явления - всему здесь было место. К сожалению, библиотека бесследно исчезла - вероятно, погибла или была искусно спрятана.

Живописец удостоился величайшей чести: его, единственного из мирян, приняли в состав коллегии священнослужителей - правителей тайного ордена. Как мастер сумел добиться этого? Не исключено, что руководство Братства оценило по достоинству его блистательный талант, вкупе со страстным увлечением Иеронима оккультными науками.

Следы этих увлечений можно увидеть на многих картинах Иероним Босха. Так, на триптихе «Искушение святого Антония» весь задний план занимают ведьмы, летящие на шабаш. А на полотне «Страшный суд» запечатлено несколько эпизодов из черной мессы.

Так или иначе, Босх стал одним из «посвященных» -тем, от кого не было никаких секретов. Он получил право участвовать на так называемых «Лебединых банкетах». Это были ритуальные пиршества, куда допускалась лишь элита ордена. В центре роскошного стола ставилось блюдо с запеченным белым лебедем - потому собрания и получили такое название.

Белый лебедь был символом ордена, своего рода тотемом и символизировал чистоту и непорочность. Но так ли чисты были замыслы участников данного мероприятия? Ведь помимо руководства ордена на этих пиршествах присутствовали и специально приглашенные гости представители правящих домов Европы. Здесь, за обильной трапезой, велись переговоры, делались предложения, решались политические вопросы. И далеко не всегда эти сделки соответствовали нормам морали.

Какую роль во всей этой политической подковерной борьбе играл Иероним Босх? Должно быть, значительную. Впрочем, и на этот счет нет достоверных данных - лишь догадки.

Гораздо важнее другой момент. Став членом могущественного Братства, художник получил доступ и в его секретную библиотеку. Неужели именно знакомство с шокирующим содержимым этого книгохранилища вдохновило мастера на его гениальные и парадоксальные картины? Увы, ответ на этот вопрос (как и на многие другие) художник унес с собой в могилу.

Смерть Иероним Босха


В августе 1516 года Голландию накрыла эпидемия холеры. Среди многочисленных жертв оказался и Иероним Босх. Его тело с почестями было захоронено в храме Святого Иоанна, который он некогда расписывал. В 1977 году могилу вскрыли, однако в ней не оказалось останков. А ведь по документам прах Босха никто не тревожил с момента его погребения!

Ученые, руководившие раскопками, позднее рассказали: в могиле был обнаружен осколок странного камня. Когда осколок поместили под микроскоп, он вдруг начал излучать слабое свечение и нагрелся на несколько градусов. Сенсационная находка озадачила научный мир. Но продолжить исследование захоронения не дала церковь: она восприняла эти манипуляции как осквернение могилы знаменитого художника. На этом была поставлена точка.

Сегодня в храме Святого Иоанна можно увидеть надгробную плиту с выгравированным на ней именем живописца и годами его жизни. Над ней - фреска работы Босха: распятие, окруженное странным зеленоватым светом. Вот только останков мастера под плитой по-прежнему нет...
Напишите свой отзыв