#
Биография и личная жизньИскусство → Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи


Леонардо да Винчи

Леонардо стал плодом любви зажиточного нотариуса Пьеро и бедной крестьянки Катерины. Когда мальчику исполнилось три года, отец забрал его в свою семью. Образ матери, от которой ребенка оторвали так рано, позже стал просматриваться в каждой написанной им Мадонне...

Водолазный костюм, катапульта, спасательный круг, прожектор, танк, вертолет, парашют... Все эти вещи объединяет одно: их изобретение приписывают гению эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи.

Отец пытался уговорить сына заняться юриспруденцией, но потерпел неудачу. Леонардо грезил живописью. Однажды знакомый попросил Пьеро найти художника - расписать деревянный щит. Тот отдал полотно сыну. Пусть творит, раз мнит себя живописцем.

Некоторое время спустя Леонардо показал отцу работу. На щите красовалась будто живая голова горгоны Медузы. Мальчик похвастался, что для картины ему позировали земные твари - змеи, гусеницы, ящерицы. Пьеро поморщился от отвращения, настолько натуралистичным оказалось изображение.

Леонардо рос не совсем обычным ребенком. Мало того, что он был амбидекстром (одинаково хорошо владел как правой, так и левой рукой), так еще и выводил буквы справа налево, с зеркальным отображением. Говорят, ему несложно было изобразить два разных рисунка одновременно двумя руками. Неудивительно, что его личные записи никто не мог разобрать.

Убедившись в таланте сына, родитель устроил его подмастерьем в мастерскую художника Андреа дель Верроккьо. Начинал Леонардо с азов: растирал краски, изготавливал кисти. Позже обучился ювелирному делу, занялся резьбой по дереву. Мастерская располагалась во Флоренции, где была сосредоточена научная жизнь Италии.

Вскоре любознательный юноша изучил химию и черчение, научился работать с гипсом и кожей. Наконец, Верроккьо позволил ученику написать вместе с ним картину «Крещение Христа». Леонардо попросили изобразить одного из ангелов, другого писал сам мастер. Когда работа была окончена, Верроккьо обомлел: ученик превзошел своего учителя.

В годы молодости да Винчи художники считались обычными ремесленниками, а потому и сам Леонардо больше говорил о себе как об инженере, чем как о живописце. Устраиваясь на службу к герцогу миланскому Людовико Сфорца, он рассказывал, что может строить туннели, крепости и мосты. И лишь в конце скромно добавил: «Что же касается живописи, то здесь мои работы не превосходят других».

Так и случилось: у герцога Леонардо сооружал приспособления для военных действий, а в мирные времена мастерил механические игрушки для увеселения господ. Но это были далеко не все его таланты. Например, Леонардо мечтал создать летательную машину, которая могла бы поднимать человека в воздух. За прообраз он взял пернатых и их маховые движения. Так появился птицелет.

Интересовался Леонардо и космосом. Он разработал схему зрительной трубы (телескопа) с двумя линзами. В медицине преуспел благодаря своей одержимости строением сердечных клапанов. Молодой человек даже проводил опыты: по стеклянной модели аортального клапана пускал воду с семенами и наблюдал за ее движением. Но куда больше механических аппаратов и иных бездушных приспособлений его интересовал человек.

Началось все с любви к братьям нашим меньшим. Да Винчи вырос в сельской местности, где животные сопровождали его повсюду. Вскоре он заявил, что не собирается употреблять в пищу мясо. Тех же, кто это делал, в пылу гнева звал «живыми кладбищами». Мог на рынке купить птиц, чтобы выпустить их на волю.

Однако живые существа ему были интересны и с другой точки зрения. Как животных, так и человека он рассматривал в качестве объектов исследования. Известно, что да Винчи даже разрешали проводить вскрытия. Подопытными становились казненные преступники, а Леонардо получал возможность увидеть строение тела и внутренних органов. Для чего?

Достоверности требовала живопись! Так, для работы над фреской «Битва при Анигари» нужно было досконально изучить строение мускулатуры, чтобы изобразить всадников в движении. Портреты оживали, если живописец знал, под каким углом рисовать глаза и скулы, какой должна быть форма черепа.

Вершиной мастерства да Винчи в этом смысле является его работа «Мона Лиза» («Джоконда»), Леонардо использовал свою знаменитую технику «сфумато»: наносил несколько тонких слоев краски так, чтобы создавался эффект дымчатости, а очертания размывались. Более того, по свидетельствам современников, перед позировавшей женщиной (ею была жена флорентийца Франческо дель Джокондо) танцевали, пели и играли на музыкальных инструментах. Вот и причина ее не сходящей с губ улыбки, которая завораживает нас по сей день.

«Мона Лиза» была написана в период службы Леонардо у Чезаре Борджия. Говорят, помимо создания картин, да Винчи оказывал ему и иные услуги - например, создал яд без запаха и вкуса. Звучит достаточно достоверно, учитывая многогранность талантов Леонардо. Ему приписывают авторство волочильной машины, камерных шлюзов, прокатного стана, станков для нарезки винтов и многого другого. Судя по количеству изобретений, можно предположить, что на личную жизнь у мастера не оставалось времени. Но ее отсутствие объяснялось не этим.

В 24-летнем возрасте Леонардо вместе с приятелями был обвинен в содомии. Тогда подобное считалось клеймом и, несмотря на недоказанность, бросило тень на его репутацию. По слухам, с тех пор да Винчи поклялся никого не впускать в свою частную жизнь. Так что приходилось строить одни лишь догадки...

Одни говорил, что он всю жизнь оставался девственником, направляя нерастраченную сексуальную энергию на свои полотна и изобретения. Другие подозревали его в связях с мужчинами. И действительно, многолетняя дружба мастера со своими учениками Салаи и Франческо Мельци выглядела подозрительно.

С Мельци да Винчи коротал последние годы жизни. Вместе с ним он по приглашению Франциска I поселился в роскошном замке Кпо-Люсе во Франции. Широкий жест был ответом на подарок Леонардо. Он смастерил для короля механического льва, который мог перемещаться и доставать из своей груди букет лилий.

Последние три года да Винчи почти не рисовал - в том числе, из-за онемения правой руки. В основном организовывал придворные празднества и проектировал здания. Впрочем, Франциск I от него ничего и не требовал. Наоборот, окружил заботой и почитанием. Здесь, среди друзей и учеников, Леонардо встретил свою смерть. Говорят, умер он на руках у короля.

Распорядителем наследия мастера был назначен тот самый Франческо Мельци. Однако большинство бумаг и зарисовок все же разошлось по Европе, а многие проекты, принадлежавшие перу Леонардо, так и остались безымянными.

Сегодня следы да Винчи можно встретить где угодно. По его проекту проложен Бриарский канал во Франции, чертеж мастера лег в основу строительства моста в Норвегии. А застройка Лондона осуществлялась согласно замыслу Леонардо об идеальном городе, в который при его жизни никто не верил.
Напишите свой отзыв