#

Эдвард Мунк

Полное имя: Эдвард Мунк
Дата рождения: 12 декабря 1863
Национальность: Норвежская
Возраст: 80 лет
Место рождения: Лётен, Норвегия
Дата смерти: 23 января 1944
Образование: Королевская школа рисования
Карьера: Художник
Знак зодиака: Стрелец
Личная жизнь: Не был женат
Родители: Кристиан Мунк, Лаура Катрина Мунк

Эдвард Мунк — биография


Эдвард Мунк (1863 — 1944) — норвежский живописец, один из первых основоположников экспрессионизма, став известным, благодаря картине «Крик».

Все, кто видел картины Мунка, задавался вопросом: что происходило в жизни их создателя, почему они столь странные и пугающие? Тяжелое детство Эдварда, смерть близких и проблемы с психикой сделали свое дело.

Детство и юность, семья


Эдвард Мунк быо рожден в 1863 году в норвежской небогатой семье. Отец Кристиан Мунк служил военврачом, мать, Лаура Катрина Мунк. Эдик был в семье вторым ребёнком: у мальчика были три сестры и брат.

По ночам маленький Эдвард не мог сомкнуть глаз. Иногда проваливался в сон, но видел одни лишь кошмары. Вот если бы отец, религиозный фанатик, Мунк старший перестал на ночь читать сынишке проповеди о том, что его ожидает, если он вдруг нарушит запреты...

Все, что Эдвард любил, однажды у него забирали. Неудивительно, что он рос замкнутым и запуганным. Когда мальчишке было пять, бренный мир покинула мать: туберкулез. И если ее смерть он воспринял легко в силу возраста, то уход сестры-подростка Софи, случившийся годами позже, переживал как самую горькую утрату.

Софи, подхватившая ту же болезнь, что и мать, угасала на глазах. Отец, вечно твердивший про всемогущество Бога, теперь ходил по комнате взад-вперед и беспомощно перебирал четки. Глядя на него, Эдвард чувствовал, как внутри вскипает злоба. Бесполезный старик! После того, как сестры не стало, Мунк младший окончательно разуверился и в отце, и в религии.

Живопись, картины Мунка


Уже тогда он рисовал, но свои творения прятал в ящик стола, не надеясь на одобрение семьи. Позже, уже в возрасте 23 лет, Эдвард показал одну из первых своих крупных работ. На холсте была Софи, а само полотно называлось «Больная девочка». В эту картину он вложил все свои чувства, всю боль. Но критики оказались беспощадны: «Выкидыш, грубо намалеванный набросок!»

Эдварда Мунка обвинили в небрежности и нежелании совершенствовать слабую технику. Сам же он считал, что главное - рисовать не по канонам, а по велению души. Но, не имея тогда достаточного веса для собственного мнения, поддался давлению большинства и стал писать консервативные картины. Хватило его ненадолго.

Рисование для Эдварда стало способом убежать от жестокой реальности. Мало было судьбе двух смертей в семье: у Лауры, младшей сестры художника, диагностировали шизофрению. Молодой человек пребывал в постоянном страхе: а вдруг это наследственное? «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели», - скажет Мунк позже.

Эдвард изо всех сил старался быть как все - даже поступил в технический колледж, делал успехи в химии и физике. Вот только творческая натура взяла верх. Несмотря на протест отца, колледж Мунк-младший оставил. Поступил в Королевскую школу рисования в Христиании (ныне Осло, Норвегия).

Учеником он оказался талантливым. Уже спустя год ему назначили стипендию, благодаря которой Эдвард Мунк смог отправиться в Париж. Там, как, впрочем, и у себя на родине, он вращался среди богемы, что страшно не нравилось его родителю. Отец и сын ссорились, подолгу не разговаривали, однако Эдвард гнул свою линию.

Вскоре Эдвард стал брать уроки у титулованного французского живописца Леона Бонна. А в свободное время слонялся по музеям и выставкам и вел достаточно праздный образ жизни. Это был один из самых безмятежных периодов жизни художника. Закончился он с известием о смерти отца.

Казалось бы, они никогда не были близки, чего горевать? Но Мунка будто подменили. Он страдал, что не успел на похороны: письмо пришло слишком поздно. Эдвард погрузился в глубокую депрессию. Отказался от уроков Бонна, открестился от старых знакомых, закрылся в съемной квартирке.

С каждым годом творения Мунка становились все более мрачными и пугающими. Взять хотя бы «Созревание», на котором совсем юная обнаженная девушка, сидящая на краю постели, прикрывает гениталии руками - а позади нее растет зловещая черная тень... Или «Мадонна» с красным нимбом над головой? Также обнаженная, с запрокинутой головой, она больше похожа на женщину в момент любовной страсти, при этом с печатью смерти на бледном лице.

Картина Мунка "Мадонна"

Самым странным называют цикл картин Эдварда Мунка - «Фриз жизни» включивший в себя 22 полотна. Все они разделены по тематике - «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть». Художник хотел отразить в них все этапы человеческого бытия.

Одна из самых знаменитых картин - «Крик». При одном только взгляде на нее в душу закрадывается первобытный ужас. Мунк рассказывал, что идея написать подобное пришла к нему на закате, когда Эдвард прогуливался с двумя приятелями: «Солнце садилось... Я почуял, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Когда полотно впервые попало на выставку, к художнику появилось немало вопросов. Но самый главный: что с его психическим здоровьем?!

Картина Эдварда Мунка "Крик"

С годами Мунк действительно стал замкнутым, боязливым, снедаемым тревожными мыслями. К тому же рядом не было близкого человека, который поддержал бы его. Женщин Эдвард сторонился, хотя романы случались. Но все были болезненными, трагичными...

Личная жизнь Эдварда Мунка


Семейного счастья художнику не довелось испытать. Женат Мунк никогда не был, детей тоже не было. Хотя у Эдварда в личной жизни состоялось три романа с женщинами.

Первая любовь художника - Милли Таулов - была несвободна. Милли не воспринимала всерьез ухаживания живописца, а вот Эдвард страдал не на шутку. Его мучила связь с замужней женщиной. Когда она была разорвана, Мунк посвятил Милли несколько своих картин - завуалированно, конечно.

Другая возлюбленная, Тулла Ларсен, и вовсе пошатнула его рассудок. Женщина была одержима художником и однажды, испугавшись, что они не могут быть вместе, попыталась покончить с собой. Да и ссоры между ними разгорались постоянно. Как-то раз Тулла даже прострелила Эдварду палец. После такого художник решил закончить эти отношения. Но тут приятель ему сообщил: Ларсен находится при смерти. Потрясенный Мунк, виня себя в случившемся, примчался к ней - и остолбенел. Тулла лежала в гробу и... истерически хохотала!

Последняя попытка завязать отношения - с виолончелисткой Эвангелиной Маддок - тоже оказалась провальной. Мунк был уже болен, почти не в себе. Мог подойти к незнакомому человеку и без всякой причины ударить. Его стали сторониться...

Депрессия вновь заволокла жизнь Эдварда. Чтобы хоть немного облегчить свое состояние, Мунк прибегал к алкоголю. Писать стал реже и сменил направление - отныне его картины создавались широкими мазками, в грубой манере и с изобилием ярких цветов. Порой он находил новые творения утром, подозревая, что глубокой ночью его вновь сразил приступ творчества.

Когда Мунк понял, что сам себе он помочь не в состоянии, то обратился в психиатрическую клинику в Копенгагене. Здесь в 1908 году художник провел несколько месяцев под наблюдением врачей. Таблетки сделали свое дело: после терапии ему не хотелось ровным счетом ничего. Эдвард купил небольшую виллу около норвежской столицы и решил заняться сельским хозяйством. Вместе с помощниками он выращивал фрукты и овощи, ухаживал за домашней птицей.

Но проблемы со здоровьем отравляли жизнь Мунка. Сначала его свалила «испанка». Этот грипп унес сотни тысяч жизней, но художника пощадил. Потом случилось кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза. Мунк стал изображать на полотнах свое видение реальности, искаженное болезнью.

В 1940-х Эдварду пришлось особенно трудно. Если поначалу нацисты, оккупировавшие Норвегию, его не трогали, то позже признали «представителем дегенеративного искусства». Старый художник не находил себе места, представляя, как однажды в его дом нагрянут солдаты и заберут все полотна.

Смерть Эдварда Мунка


Несмотря на множество страхов, ни один из них не стал реальностью. Эдвард Мунк тихо умер в январе 1944-го - в собственной постели в возрасте 80 лет. Причина смерти художника: паралич сердца. На прикроватном столике лежал томик «Бесов» Федора Достоевского, любимого писателя Мунка.
Напишите свой отзыв