Дата рождения:
17 мая 1862 г.
Национальность:
Грузин
Возраст:
55 лет
Место рождения:
Мирзаани, Тифлисская губерния
Дата смерти:
7 апреля 1918 г.
Карьера:
Художник
Знак зодиака:
Телец
Личная жизнь:
Не был женат
Дети:
Детей не имел
Родители:
Аслан Пиросманишвили, Текле Токликишвили
Биография
Нико Пиросмани (настоящее имя Николай Асланович Пиросманишвили) — известный грузинский и русский художник-самоучка, представитель примитивизма, один из видных мастеров наивного искусства
При жизни Нико едва хватало на хлеб и краски. Художник умер от голода в подвале одного из донов в Грузии. И лишь после смерти Пиросмани стал мировой знаменитостью.
Творчество Пиросмани -самобытное, архаичное, инстинктивное - не оставляет равнодушным. Если внимательно посмотреть на его полотна, то можно заметить: у всех нарисованных им животных одинаковый взгляд. Человеческий, полный печали и одиночества. Некоторые считают, что в анималистических образах художник рисовал себя.
Однажды художник увидел у театра "Бель Вю" афишу о выступлении несравненной Маргариты де Севр, которая поет шансон и одновременно танцует кекуок! Этими афишами было заклеено пол-Тифлиса. У одной из них стоял мужчина в модном пальто и мягкой шляпе. Его взгляд был прикован к женщине на афише. Изящная француженка с копной темных густых волос. Прекрасная Маргарита!
Мужчиной этим был грузинский художник Пиросмани. В этот же вечер он нарисовал картину «Актриса Маргарита», где изобразил девушку в свойственной ему манере примитивизма. Долго стоял перед полотном. А потом решился...
Утром к дому актрисы стали съезжаться повозки, нагруженные цветами. Розы, сирень, лилии, маки падали к ногам изумленной Маргариты. «От кого?» - спрашивала она на ломаном грузинском. «Пиросмани», - отвечали доставщики и кивали в сторону мужчины, наблюдающего издалека. Маргарита подошла к художнику, взяла за руку и благодарно поцеловала: «Приходите. Я буду ждать». Тот молча кивнул.
Нико долго бродил по городу, терзаемый раздумьями. Прийти к ней? Но что он может ей предложить? Чтобы купить цветы, он продал единственное, что у него было, - долю в молочной лавке, которую держал на пару с товарищем. О продаже художник не жалел: ему опостылела эта работа.
Гораздо важнее для Нико был восторженный взгляд Маргариты, когда она прижимала к груди букет пионов, и ее поцелуй. Позже об этом напишет Паустовский в рассказе «Простая клеенка» и споет Алла Пугачева в хите «Миллион роз». Но эта история любви закончилась, не успев начаться. Когда художник все же пришел к дому Маргариты, выяснилось, что та уже уехала. И не одна, а с богатым любовником, который тоже оценил ее красоту...
Мир живописи всегда манил Нико, хотя ни образования, ни академических знаний у него не имелось. Художник был самоучкой, который просто не знал, что такое не рисовать.
Еще во времена владения лавкой во сне пришел святой Георгий с кнутом в руке. Сказал всего два слова: «Не бойся!» В то утро Нико рисовал с такой легкостью, будто Высшие силы водили его кистью. С тех пор сны снились часто, и минуты творческого подъема после них стали единственной отдушиной в жизни Пиросмани.
Чтобы заработать на хлеб и краски, Нико брался за любую работу. Белил стены, расписывал вывески трактиров, иногда рисовал картины на заказ. Но то ли природная скромность, то ли воспоминание о строгом взгляде святого Георгия из сна не позволяли ему назначать цену за свою работу. Деньгами он будто боялся запятнать дар, данный ему свыше. Чаще всего художник работал за еду, а если получал от заказчиков немного денег, тратил их на краски и холсты.
Своего дома у художника не было давно. Бывший компаньон приглашал его ночевать в лавке, но Пиросмани этим приглашением не пользовался. Чаще всего спал в духанах или у людей, на которых работал. А то и вовсе под открытым небом, долго глядя на звезды и вспоминая детство.
Детство и юность
Будущий художник появился на свет 17 мая 1862 года в грузинском селе Мирзаани в крестьянской семье, в которой было четверо детей - два брата и две сестры, Нико был младшим ребенком.
Первый удар судьбы Нико испытал в 9 лет - умерли его родители, крестьяне из кахетинской глубинки. Его отдали «на услужение» в семью Калантаровых. Люди они были обеспеченные и добрые. Юного Николая (настоящее имя - Николай Пиросманишвили) приняли как родного: обучили грамоте, поддержали его талант к рисованию.
Вместе с их детьми бегал по двору, ходил на концерты, в храм. Калантаровы, увидев в мальчике некоторую отстраненность от мира, погруженность в себя, старались беречь его от любых потрясений. Никогда больше Пиросмани не ощущал столько любви и заботы! Стремясь продлить это чувство, даже посватался к одной из сестер Калантаровых, однако его предложение было встречено с недоумением.
Пиросмани пришлось покинуть гостеприимный дом и начать самостоятельную жизнь. Стремление опекунов ограждать Нико от невзгод не лучшим образом повлияло на юношу: он оказался совершенно не приспособлен к жизни. Пытался учиться, потом устроился тормозным кондуктором железнодорожных вагонов, но работа стала для него непосильным грузом.
Уже тогда в его характере прослеживался снобизм и асоциальность. Нико часто прогуливал, а когда отвертеться было невозможно, заболевал - так его организм бунтовал против ненавистной работы. Спустя четыре года художник подал в отставку. Даже получил выходное пособие! На эти деньги он и начал торговать молочными продуктами, а потом открыл с товарищем ту самую молочную лавку.
В начале XX века примитивизм набирал обороты. Работы Пиросмани стали настоящим открытием для Общества грузинских художников. В 1916 году в Тифлисе прошла выставка его работ, однако он на нее не пришел. Отказывался и от 10 рублей, которые пытались вручить ему организаторы. В конце концов уступил. На все деньги купил материалов и написал свою знаменитую картину «Свадьба в Грузии былых времен» для Общества грузинских художников.
Слава, так внезапно обрушившаяся на художника, счастья не принесла. Выставки, собрания, долгие споры об искусстве... Это все было не для него. Лишь однажды Пиросмани посетил собрание художников. Долго молчал, а потом вдруг сказал: «Братья, нам нужно построить деревянный дом. Мы купим самовар, будем пить чай и говорить об искусстве. Но вы этого не хотите, я знаю. Вы совсем о другом говорите». Он не чувствовал себя своим среди именитых художников. И бежал от их общества, желая, чтобы его оставили в покое.
Скоро всеобщий восторг сменился насмешками, а Пиросмани стал в глазах коллег просто «сумасшедшим примитивистом». В газете вышла карикатура на его работы, заказанная кем-то из противников примитивизма. Обычные интриги. Но ранимый художник болезненно воспринял этот удар. В сердцах он уничтожил свои любимые работы, закрылся и забылся в стакане вина, хотя раньше не брал в рот ни капли спиртного.
Смерть в нищете
Новым потрясением стало объявление «сухого закона». Один за другим закрывались трактиры - главные заказчики Пиросмани. Страна бурлила в ожидании Первой мировой войны, людям было не до искусства. Большую часть времени художник пил, а проснувшись от хмельного сна, брал уголь и рисовал на стене подвала, в котором коротал ночи. Некоторые сердобольные горожане подкармливали бедного художника, кто-то из жалости предлагал ему расписать стену своего дома за пару монет.
Однажды жилец дома, в подвале которого ночевал художник, заметил, что художник давно не выходит. Спустился в подвал и нашел Нико в бреду. «Мне плохо. Три дня лежу и не могу встать», - прошептал художник. Его доставили в больницу, однако от голода и лишений в организме начались необратимые процессы. Пиросмани скончался в Тифлисе 7 апреля 1918 года от голода и болезни. В тот же день и был похоронен на кладбище для бездомных. Могила его затерялась.
Большинство работ Пиросмани находятся в Государственном музее искусства народов Востока и в Третьяковской галерее в Москве, а также в Государственном музее искусств Грузии в Тбилиси. В начале 80-х годов в селе Мирзаани на родине художника был учреждён дом-музей художника.
Творчеству Пиросмани дал высокую оценку Пабло Пикассо и другие известные художники. О жизни художника сняты фильмы, многие поэты (Ярослав Смеляков, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский и др.) посвятили ему стихи.
Сегодня портреты Нико можно увидеть на денежных купюрах и почтовых марках.
Наиболее известные работы — «Дворник»; «Продавец дров»; «Рыбак среди скал»; «Медведь в лунную ночь»; «Гумно»; «Лань»; «Кутёж трёх князей», «Маргарита», «Жираф», и это далеко не полный список шедевров художника