Возраст:
Полное имя: Игорь Миронович Губерман
Дата рождения: 7 июля 1936 г.
Знак зодиака: Рак
Возраст: 84 года
Место рождения: Харьков
Национальность: Еврейская
Деятельность: Русский поэт и прозаик
Образование: Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ)
Семейное положение: Женат
Супруг(а): Татьяна Губерман (Либединская)
Дети: Татьяна Игоревна Губерман, Эмиль Игоревич Губерман
Родители: Мирон Давидович Губерман (1900—1974), Эмилия Абрамовна Губерман (1903—1968)
Дата рождения: 7 июля 1936 г.
Знак зодиака: Рак
Возраст: 84 года
Место рождения: Харьков
Национальность: Еврейская
Деятельность: Русский поэт и прозаик
Образование: Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ)
Семейное положение: Женат
Супруг(а): Татьяна Губерман (Либединская)
Дети: Татьяна Игоревна Губерман, Эмиль Игоревич Губерман
Родители: Мирон Давидович Губерман (1900—1974), Эмилия Абрамовна Губерман (1903—1968)
Когда становится немного грустно, все, что нужно, - открыть книгу с его стишками-«гариками», благодаря которым, Игорь Миронович Губерман получил широкую известность. Русский поэт и прозаик пишет и прозу, но она куда более драматична. Речь в ней идет о жизни как она есть, без прикрас.
Многим кажется, что эти стихи -из народа. Но нет, у них есть совершенно конкретный автор - Игорь Губерман. И «гариками» они названы неспроста: именно так поэта называют в кругу семьи.
Это сегодня он - автор с именем, которого знают даже за пределами России. Но раньше Игорь Миронович был простым инженером-электриком и «с омерзением работал по специальности». Так он сам говорил.
Игорь Губерман — биография
Игорь Губерман появился на свет 7 июля 1936 года в Харькове. в семье отца Мирона Давыдовича, и матери - Эмилии Абрамовны. В семье также есть старший брат Давид, который стал академиком РАЕН.
После школы Игорь поступил в железнодорожный институт). В 1958 году окончил МИИТ. После окончания института работал по специальности инженера-электрика, одновременно занимаясь литературой.
Литература
Первые его статьи были научно-популярными и... откровенно скучными. Одно было хорошо - печатались они вместе с фотографией автора, чем Губерман отчаянно гордился. Гордость прошла, когда однажды его маленькая дочка, увидев в мусорном баке статью отца с фотоснимком, дернула мать: «Смотри, вон папа на помойке валяется!»
Позже оказалось, что талант у него не только прозаический, но и поэтический. Правда, стишки Игоря Губермана были в основном политическими, поэтому автору приходилось брать псевдонимы, чтобы не оказаться в опале.
Знаменитые «гарики» появились значительно позднее. Первые Игорь Миронович написал в начале 1960-х, когда его супруга Татьяна, беременная первым ребенком, лежала дома на сохранении. Чтобы развеселить любимую, Губерман сочинял глупые четверостишия, писал их от руки на бумаге и прикреплял листочки над Таниной кроватью.
Чуть позже решился показать несколько особенно искрометных друзьям. Один из них, драматург Алексей Файко, услышав очередной «гарик», воскликнул: «Да ты Абрам Хайям!» Это прозвище надолго прикрепилось к Губерману в дружеском кругу.
А ведь было время, когда опусы Игоря Мироновича воспринимали как бесполезные творческие потуги. Он помнил, как впервые принес свои наброски поэту Михаилу Светлову. Тот долго их изучал, а потом, вздохнув, спросил: «И чего вам не нравится работать инженером?» Это был провал...
Сам себя Игорь Губерман характеризовал как поэт-диссидент. Да, он знал, как опасно было в те годы заявлять о своем мнении, но молодость часто граничит с безрассудством. Отец Игоря Мироновича однажды как бы невзначай подсунул невестке деньги: «Гарика непременно посадят, и гораздо раньше, чем он думает. Пусть у тебя будут деньги на первое время». Чувствовал скорую расправу и сам Губерман.
Незадолго до ареста в 1979 году его поставили перед выбором: или он дает показания против главного редактора журнала «Евреи в СССР», в котором работал, или садится в тюрьму сам. Выбрал последнее. Обвинение было откровенно сфальсифицированным: «покупка краденых икон». Дали пять лет.
В исправительно-трудовом лагере Губерман вел дневники. На их основе позже составил книгу «Прогулки вокруг барака», которую опубликовал в 1988 году после выхода на свободу.
«Скука, тоска и омерзение - вот, что я испытал там», - рассказывал он о своем заключении. Хотя в тюремной среде Губерман быстро стал своим. Много шутил, рассказывал истории, помогал решать кроссворды, за что получил кличку Профессор. После лагеря его отправили в ссылку в Сибирь. Вскоре к нему приехала семья.
В Москву Губерман вернулся в 1984 году. Он не то что работу не мог получить - ему даже прописку давать не хотели. Выручил друг - поэт Давид Самойлов, прописавший Губермана у себя.
Бывший заключенный, да еще и еврей, - бельмо на глазу у власти. И хотя Игорь Миронович давно привык к предвзятому отношению, некоторые вещи удивляли даже его. Поэт помнил, как перед свадьбой поехал в командировку и умудрился потерять паспорт. Документ требовалось выправить быстро. Решив задобрить паспортистку, Губерман купил ей коробку конфет - миниатюрную, так как большими деньгами похвастаться не мог. Женщина его незначительный презент восприняла по-своему.
Документ новый выдала, но в графе «национальность», намекая на прижимистость просящего, крупными буквами вывела: «Еврей!» Уже в то время он задумывался об эмиграции. Израиль манил... Игорь Миронович мысленно собирал вещи, прикидывал, что точно следует взять с собой. Не мог не вспомнить про дружеский презент, который считал своим талисманом, - огромный «моржовий х.. .р». Однажды вечером, попивая чай с женой, спросил у нее: «Как думаешь, мне разрешат его в Израиль вывезти?» На что Татьяна многозначительно ответила: «Ты сначала свой вывези!»
В итоге все сложилось как нельзя лучше. Губерман хотел покинуть Советский Союз так же сильно, как советские власти мечтали избавиться от него. В 1988 году супругов вызвали в ОВИР и посоветовали: будет целесообразным выезд семьи в Израиль.
На новом месте все пришлось начинать с нуля. В Иерусалиме Губерман трудился то строителем, то инженером, то слесарем. Брался за любую работу, чтобы прокормить семью. Лишь спустя время он понял: в Израиле его любят и ценят не меньше, чем в СССР. Первые «гарики» в виде книги были выпущены именно в этой стране еще в 1978 году почитателями его таланта.
Начались гастроли, творческие и поэтические вечера. «Гариков» с каждым годом становилось все больше: на сегодняшний день их уже несколько тысяч! На каждый случай у Игоря Мироновича свое искрометное четверостишие. И в каждом из них, помимо юмора, еще и пронзительная житейская мудрость. Взять хотя бы строки:
«Вчера я бежал запломбировать зуб,
И смех меня брал на бегу:
Всю жизнь я таскаю мой будущий труп
И рьяно его берегу».
И смех меня брал на бегу:
Всю жизнь я таскаю мой будущий труп
И рьяно его берегу».
В стихах Губермана можно встретить и крепкое словцо, но у него оно звучит не вульгарно - скорее, актуально и всегда к месту. А сам поэт признается: «Я считаю ненормативную лексику неотъемлемой частью великого и могучего!»
Личная жизнь
Игорь Губерман женат один и на всю жизнь. Супруга - Татьяна Либединская), дочь писателей Юрия Либединского и Лидии Либединской. Как он говорил, всю жизнь он был счастлив в браке, в котором родилось двое детей: дочь Татьяна и сын Эмиль. Татьяна работает воспитательницей в детском саду, а Эмиль программистом. У Игоря Мироновича три внучки и внук.
Игорю Мироновичу уже 84 года. Сегодня у него есть все, о чем он когда-то мечтал, - любимая жена, дети и внуки, работа и искренняя публика. Он живет в стране, которую считает своей исторической родиной, оставаясь популярным во многих точках мира. Лишь изредка Губерман жалуется на возраст, намекая на то, что «старость навевает грусть».