#
Биография и личная жизньИскусство → Сергей Мартинсон

Сергей Мартинсон



Сергей Мартинсон
Полное имя: Сергей Александрович Мартинсон
Дата рождения: 6 февраля 1899 г.
Знак зодиака: Водолей
Возраст: 85 лет
Место рождения: Санкт-Петербург
Дата смерти: 2 сентября 1984 г.
Деятельность: Актер театра и кино
Образование: Институт сценических искусств (РГИСИ)
Семейное положение: Был в разводе
Супруг(а): Екатерина Ильина, Лола Добржанская, Луиза Мартинсон
Дети: Александр Мартинсон, Анна Сергеевна Мартинсон, Наталья Мартинсон



Сергей Мартинсон — биография


Соотечественники аплодировали Сергею Мартинсону стоя. За рубежом его называли советским Чарли Чаплином. А Гитлер объявил его своим личным врагом. Каким актер был на самом деле?

В одной телепередаче актер сказал: «Я всегда был легкомысленным человеком и никогда не делал того, чего не хотел». Эти слова, конечно, вырезали. Разве так должен рассуждать советский человек? Но потомственный дворянин Сергей Мартинсон так и не стал «советским» - он всегда руководствовался лишь своим мнением и ни под кого не собирался подстраиваться.

Сергей Мартинсон родился в 1899 году в семье русской дворянки и обрусевшего шведа - владельца крупной карандашной фабрики (по другим сведениям, его отец продавал бриллианты, в том числе поставлял камни к императорскому двору), почетного гражданина Санкт-Петербурга. Род его отца восходил корнями к шведским баронам. Сергей был прекрасно образован, говорил на французском и немецком языках, а его главной любовью стал театр. Родители поощряли интересы сына: водили в оперу, кабаре, на балет.

Сергей Мартинсон в молодости

Страсть к перевоплощению была присуща Мартинсону с детства. Он любил переодеваться в платья матери и изображать женщин, а на Рождественской елке даже исполнил роль Снегурочки. Настолько комично, что все хохотали.

Сергею было 18 лет, когда в стране разразилась революция. Молодой человек вступил в ряды Красной армии, несмотря на дворянское происхождение и иностранную фамилию. После демобилизации по настоянию родителей начал учебу в Технологическом институте, но быстро понял: это не то, чему он готов посвятить свою жизнь. Детское увлечение театром никуда не делось, и оно все настойчивее заявляло о себе...

Перед комиссией в Институте сценических искусств Мартинсон читал монолог из «Бориса Годунова» Пушкина. «Странный выбор», - шептались экзаменаторы. Не революционно, не романтично. Но Мартинсон и тут всех удивил. «Достиг я высшей власти. Шестой уж год я царствую спокойно», - начал он с таким пафосом, резко контрастирующим с его юной внешностью и худощавой фигурой, что комиссия не могла сдержать смех. Мартинсона зачислили на курс.

Молодой артист выступал на эстрадных сценах, играл в Мюзик-холле и нескольких театрах Петрограда - в том числе в труппе Всеволода Мейерхольда. Работу в кино начал в мастерских ФЭКС (Фабрика эксцентрического актера).

Фильмы


Щеголь и франт, всегда в отглаженном костюме, начищенных ботинках, с аккуратной прической -настоящий аристократ! -Сергей умудрялся смешить публику, просто выходя на сцену. Так, в спектакле «Последний и решительный» (1929 г.) он появился всего на 14 секунд. В образе матроса продемонстрировал модный танец и не менее модные брюки клеш и скрылся за кулисами. Но зал уже ревел и аплодировал.

Таких ярких комичных эпизодов у Мартинсона было немало, а вот крупные роли ему давали редко. Одна из них - в политическом фильме «Марионетки» (1934 г.), где он сыграл английского парикмахера, которого по ошибке приняли за короля.

Мартинсон в фильме "Алые паруса"

Критики расходились во мнениях. Одни считали его «последним паяцем сцены», другие видели в нем холодность и равнодушие. «Герои с восковым телом и лицом-маской», -- говорили они о работах Мартинсона. Но сердцами зрителей актер владел безраздельно.

Свои роли Мартинсон строил на контрастах -смешной и драматичный персонаж был более правдоподобен и ярок, чем просто смешной. Это подкупало зрителей, и любовь к актеру росла, хотя чаще он играл злодеев.

Мартинсон в роли Гитлера

Сергей Мартинсон трижды «становился» Гитлером, причем два фильма вышли на экраны во время Великой Отечественной войны. Говорят, фюрер был взбешен игрой актера, который безжалостно гримасничал. Внес его в «личный черный список» и поклялся отомстить за оскорбление.

В фильме "Подвиг разведчика

Из-за аристократичной внешности Мартинсону не раз предлагали роли немецких офицеров - например, в «Боевых киносборниках», выпущенных в начале войны, в «Подвиге разведчика» (1947 г.). Главной своей задачей актер считал выражение истинной сущности фашизма и его ложных идей. Высмеивание и обесценивание их настолько, насколько возможно. Это был его метод борьбы с нацистской идеологией.

Сергей Мартинсон в фильме "Золотой ключик"

И все же его кинематографический талант не раскрылся до конца. Советское кино имело особую специфику - комичному, немного жеманному Мартинсону там почти не было места. Он мог бы найти себя в сказках - одной из его самых запоминающихся ролей стал Дуремар в фильме «Золотой ключик» (1939 г.). По мнению зрителей, Дуремар получился даже более сказочным, чем главные ге-рои-куклы. Но «сказочники» неохотно звали актера на съемки. Возможно, из-за дворянского происхождения, а возможно, из-за дружбы с опальным режиссером Мейерхольдом.

Личная жизнь


«На сцене я танцевал, пел, а вот любить не довелось. Не помню даже, чтобы меня целовали...» - вспоминал актер. В жизни ему повезло больше: он был женат трижды. Но драма красной нитью прошла через все три брака.

Екатерина Ильина

Первой супругой Мартинсона стала однокурсница Екатерина Ильина - девушка милая, домашняя. Она следила за домом, гладила мужу рубашки, воспитывала их маленькую дочку Аню. Однако для творческого мужа этого оказалось недостаточно. Ему нужна была, остроумная собеседница и яркая личность.

Елена Добржанская

Все это он нашел в балерине Елене Добржанской. Но их любовь пришлась на сложное время. Елена, или Лола, как ласково звал ее актер, любила бывать на светских мероприятиях и стала слишком часто посещать приемы в посольствах. Кому-то это не понравилось, кто-то донес... Елену обвинили в шпионаже. А дальше по классическому сценарию того времени: Воркута, ГУЛАГ.

Лоле повезло: она попала в драмтеатр, которым руководил начальник лагеря. Но за год до освобождения ее перевели в лагерь строгого режима - Добржанская отказалась сотрудничать с органами. Этот последний год Лола не пережила. Истощение и гепатит убили ее.

Мартинсону не дали даже похоронить жену. Лишь много лет спустя ему удалось добиться разрешения поискать ее могилу на лагерном кладбище. Несколько часов он ходил среди безымянных крестов, пытаясь найти номер могилы своей любимой женщины. Тщетно. Либо номер давно стерся, либо могилы не осталось...

Актер тяжело переживал потерю. С маленьким сыном Сашей практически не общался, переложил заботу о нем на плечи тетки. Это стало роковой ошибкой: та внушила мальчику ненависть к родителям - «из лучших побуждений». Саша быстро отбился от рук, а, повзрослев, связался с плохой компанией и попал в тюрьму.

Счастья в любви артист больше не искал. Лишь раз, вспыхнув страстью к молодой девушке Луизе, работавшей на съемках фильма «Подвиг разведчика», он позволил себе глупость - скоропалительно женился. Почти сразу понял, что ошибся. И разошелся с женой, несмотря на то что в семье уже подрастала дочь Наташа.

До конца своих дней он оставался в одиночестве - это было его решение. Изредка отца навещала Наташа. Недолго пожил с ним вышедший из тюрьмы Саша. Любимица - старшая дочка Аня - вышла замуж и уехала в Америку. Звала в гости, но из страны актера не выпускали: боялись, что не вернется. Мартинсон писал дочери и первой жене теплые письма. Это были единственные близкие, которые все еще любили его.

Сергей Александрович продолжал работать до самой смерти. Друзей у него не было - он привык быть немногословным. Когда-то не заводил тесных связей, чтобы избежать лагерей, а теперь начинать дружбу было слишком поздно.

Последние годы и смерть


В последние годы к пожилому актеру приходили только медработники. Измеряли ему давление, спрашивали о здоровье, без эмоций выслушивали жалобы на сына, который о старике совсем забыл. И уходили. А он оставался один, в пустой квартире, наедине со своими мыслями. В очередной раз, когда в начале сентября 1984 года кто-то из медработников зашел навестить старика, дверь никто не открыл...
Напишите свой отзыв