Хрупкая с виду, на самом деле Валентина Толкунова была женщиной со стальным стержнем внутри. Вот только даже самые сильные порой не выдерживают.
Когда Валентине Васильевне сообщили о необходимости проведения химиотерапии, та, не раздумывая, отказалась. Врачи настаивали: без нее проведенная операция будет малоэффективна. Но певица стояла на своем. В голове крутилось: ее волосы, ее шикарные волосы...
Говорят, часто толчком к развитию онкологии становится хронический стресс. Валентина Васильевна не раз размышляла об этом, когда впервые в 1992 году услышала свой диагноз. Рак груди...
Ей было всего 46 лет, карьера - на самом пике, зрители в ней души не чаяли. Выходя на сцену, певица всегда улыбалась. На самом деле это все маска: певица просто не считала возможным показывать свои переживания собравшимся.
За ее плечами было неудачное первое замужество. Композитор Юрий Саульский стал ее первым мужчиной, человеком, в которого Валентина до беспамятства влюбилась в 19 лет. Они сразу связали себя узами браками. Пять счастливых лет пролетели незаметно, а потом - «Я полюбил другую»... Словами не передать, что было на сердце у Валечки. Она мечтала о детях, о старости вместе, а тут... Толкунова отпустила любимого.
Встретив второго мужа, журналиста-международника Юрия Папорова, она забыла о прошлом. Казалось, вот сейчас-то точно получится крепкая семья! Тем более, у супругов уже через год родился сын Коля. А когда мальчику исполнилось четыре, Папоров огорошил - он уезжает в командировку в Мексику. И Валя снова отпустила... Лишь близкому другу однажды в сердцах сказала: «Никогда не прощу Юре, что бросил нас!»
Она старалась самостоятельно поднять на ноги единственного сына: Папоров в его воспитании больше не участвовал. Помогала мать - Евгения Николаевна. Только вот детская обида на маму, которая уделяла ему слишком мало внимания, с годами лишь крепла в Коле.
Бесконечные метания между домом, сыном, матерью и сценой вконец вымотали певицу. Когда врач намекнул ей о том, что нервничать надо меньше, Толкунова еле сдержала слезы. Она понимала: это невозможно.
После того, как диагноз был поставлен, артистке предложили операцию. Выбора у нее не было. Но когда после вмешательства потребовалась химиотерапия, Валентина Васильевна отказалась. Единственное, на что ее смогли уговорить медики, - это прием таблеток. Но разве они могли побороть рак? А сама Толкунова будто и не замечала всей серьезности своего диагноза. Единственное, она обратилась к Богу и молиться стала чаще, веря в то, что помощи надо ждать не здесь, на земле, а свыше.
Несмотря на все ухудшающееся самочувствие, певица вернулась на сцену, к любимым зрителям, которые не переставали поражаться ее стойкости. Для многих Толкунова была образцом настоящей женщины - кроткой и слабой. Все ее песни были о женщинах и для них. Она будто разговаривала с ними посредством текстов, а ее мелодичный голос проникал в самое сердце. Один из своих альбомов, вышедший в 1985 году, Валентина так и назвала - «Разговор с женщиной».
«Стою на полустаночке», «Поговори со мною, мама», «Я не могу иначе», «Кабы не было зимы» - ее песни знали наизусть. А сколько детских композиций она исполнила! «Носики-курносики», «Спят усталые игрушки»... Увы, ее собственный сын Коля редко их слушал. Он рос непростым мальчиком. Будучи в вечной обиде на мать, он называл ее творчество не иначе как «балаганом» и принимал подарки от нее как должное.
В 2000-х Колю Толкунова поймали с поличным - в кармане у него нашли наркотики. Но дело не получило ход: вновь позаботилась мать. Толкунову, кстати, в бандитских кругах, где обитал ее сын, знали, не трогали - уважали. Валентина Васильевна отправила сына на лечение: оказалось, он давно пристрастился к алкоголю и запрещенным веществам. Коля пошел на поправку, а сама певица опять слегла. Обратившись к врачам вновь, она услышала: «Рак вернулся...»
О том, что опухоль не только вернулась, но и разрослась, Валентина Васильевна узнала в 2006 году. И вновь операция, лечение... Единственной отрадой для женщины оставалась сцена., А любимому сыну о диагнозе она даже не говорила - к чему зря расстраивать мальчишку, у него и своих проблем хватает.
Она боролась с болезнью в одиночку, а потом из Мексики вернулся муж. Юрий раскаялся, понял, как подло поступил со своей семьей. Толкунова плакала, слушая его извинения, но... простить не смогла.
Супруги собирались расстаться, однако жизнь преподнесла им новое испытание. Папоров попал в автокатастрофу и оказался в больнице. Повреждения были серьезными: мужчина на всю жизнь остался инвалидом, со временем начал слепнуть. Разве могла Валентина Васильевна его бросить? Конечно, нет. Ее добрая душа вновь дала слабину, и певица поселила супруга в своей квартире. Отныне на ее плечах была старая мать, больной муж и сын, который приносил больше проблем, чем радости.
Чтобы как-то устроить судьбу Коли, Толкунова взяла его к себе в театр осветителем. Но, как говорили очевидцы, на работе он так ни разу и не появился...
В 2009 году страшный диагноз певице поставили в третий раз. Теперь рак поразил головной мозг, а метастазы пошли уже по всему телу. При этом не многие коллеги знали, что у артистки проблемы со здоровьем, - жаловаться она не любила.
Толкунова обратилась за помощью к американским врачам, но те назвали такую баснословную сумму, что певица тут же отказалась от лечения. У нее ведь семья, родные, их обеспечивать надо...
Валентина Васильевна соглашалась на все выступления. Купила сыну дом в Болгарии - уж очень ей хотелось, чтобы он ни в чем не нуждался. Даже чувствуя себя плохо, отправилась на гастроли в Беларусь. На концерте в Могилеве 16 февраля 2010 года артистке стало плохо. Из зала ее забрали в реанимацию местной больницы, оттуда перевезли в Москву.
В Боткинской больнице Толкунова провела чуть больше месяца. До последнего надеялась - выкарабкается! Прямо в больничных стенах готовила новую концертную программу. Обсуждала ее со Львом Лещенко, который приходил ее навестить. В очередной раз договорились, что через пару дней он зайдет вновь - посмотреть ее наброски. Но как раз через двое суток певицы не стало - впав в кому, она скончалась утром 22 марта.
Отпевали Валентину в храме Вознесения, а хоронили на Троекуровском кладбище. В гроб покойницу положили в ее любимом кремовом платье, сшитом за 15 лет до смерти. Также с ней положили нитку жемчуга, с которым она не расставалась при жизни.
Одни говорят, что сын успел попрощаться с Валентиной Васильевной и даже попросить у нее прощения. Другие уверяют, что о смерти матери он узнал постфактум. Главное, что сама Толкунова о Коле никогда не забывала. Завещания она не оставила, но и без него сыну досталось все, что она нажила непосильным трудом.
По слухам, сейчас Коля взялся за ум - остепенился, ведет здоровый образ жизни. Вспоминает ли о матери - неизвестно, но хочется думать, что да.