Дата рождения:
Родилась 1 июля 1925 г.
Возраст:
79 лет
Место рождения:
с. Чутово, Полтава
Дата смерти:
26 марта 2005 г.
Образование:
ВГИК
Карьера:
Актриса театра и кино
Знак зодиака:
Рак
Рост:
Рост 170 см
Личная жизнь:
Была замужем
Дети:
Оксана Лукьянова
Биография
Историю жизни Клары Лучко часто сравнивают с историей Золушки. Действительно, не каждой девочке из простой украинской семьи суждено покорить Москву, стать актрисой с мировым именем и миллионами поклонников в разных концах земного шара, прожить счастливую и светлую жизнь. Завистники говорят: просто повезло! Конечно, повезло, но совсем не просто. Даже в сказках везет только тем, кто этого заслуживает и всем сердцем стремится к успеху.
Известной Клара Степановна стала после сыгранной роли Даши Шелест в фильме "Кубанские казаки". А мировую известность актрисе принес фильм "Двенадцатая ночь". Сериал "Цыган", и его продолжение, в котором актриса сыграла роль Клавдии продолжил увеличивать успех и популярность Лучко.
Клара Лучко родилась 1 июля 1925 года в украинском селе Чутово, под Полтавой. Отец - Степан Григорьевич выходец из села Лучки - отсюда и семейная фамилия, - был удивительно добрым, мягким и отзывчивым человеком. Он имел солидное для простого крестьянина образование - окончил церковно-приходскую школу и педагогический институт. Работал директором совхоза села Яковцы и, будучи участником Гражданской войны, преподавал в военной школе.
Мать, Анна Ивановна Сирота, также происходила из крестьянской семьи и участвовала в Гражданской войне. Умная, трудолюбивая и волевая женщина хотя и не имела высшего образования, но достигла немалых успехов. Анна Ивановна работала председателем колхоза, а в свободное время, которого оставалось немного, играла в передвижном театре, объединении актеров, ходивших по селам и исполнявших украинскую классику. Артисткой она себя не считала, всерьез свое увлечение не воспринимала, но обладала чарующим голосом, который восхищенные слушатели называли серебряным. Сложилось так, что матери будущей известной актрисы довелось петь в церкви с будущей легендой советской оперы Иваном Семеновичем Козловским.
Клара, единственный ребенок в семье, взяла от родителей всё самое лучшее: доброту, честность, сострадание, неимоверное трудолюбие, тягу к знаниям, живость ума и, конечно же, мамин артистический талант. Всё это было в ней не приобретенным, а как будто врожденным, впитавшимся с молоком матери.
Родители души не чаяли в девочке, но не воспитывали ее: работая в разных селах, они даже не каждый день появлялись дома, а не работать тогда было нельзя. Поэтому, как издревле повелось в простых крестьянских семьях, основную часть времени с девочкой проводила неграмотная и неработающая бабушка.
На самом деле она была родной сестрой матери девочки и приходилась той теткой, но в семье Лучко ее звали не иначе как бабушкой Килей. Она была широчайшей души человек, заботливой хозяйкой, дело жизни которой - дарить тепло и заботу окружающим. О бабе Киле актриса всю жизнь вспоминала с большой любовью.
Клара росла очень скромным и достаточно замкнутым ребенком. Мало говорила, часто задумывалась о чем-то, рано научилась читать и читала много, с интересом; вела дневник, с уважением относилась к старшим, прилежно и хорошо училась. В детстве и подростковом возрасте девушка отличалась от сверстников очень высоким ростом. За худобу и угловатую, словно вытянутую фигуру ее прозвали Жирафой. Клара не обижалась, но в душе сильно переживала, ведь с самых ранних лет мечтала быть красивой и непременно играть на сцене. Другого будущего девочка для себя не видела.
Школа, в которой училась будущая актриса, работала в две смены: утром как украинская, вечером -как русская. Однажды шестиклассница Клара, учившаяся в украинской школе, забыла в классе учебник, а вернувшись за ним, обнаружила за своей партой ученика русской школы Славу. Высокий и статный белокурый юноша на пару лет старше Лучко показался ей сказочно красивым, хотя и повел себя как заносчивый грубиян. Так девушка впервые в жизни влюбилась.
Выслеживая с подругами своего прекрасного принца, она часто видела его с девочкой: в отличие от угловатой в то время девушки спутница Славы представлялась настоящей красавицей. Чтобы привлечь внимание объекта своих чувств, маленькая и скромная Клара решилась на отчаянный шаг: на глазах у юноши и его товарищей прыгнула с парашютной вышки. Об этом эпизоде из детства Лучко любила рассказывать потому, что навсегда запомнила внезапно захватившее ее ощущение полета - настоящее маленькое чудо, которое ослабило даже обиду от последовавшей реакции возлюбленного -карикатуры, на которой был нарисован жираф с парашютом.
Это воспоминание стало бы рядовой историей о первой детской влюбленности, если бы Клара и Слава больше никогда не встречались; однако сама судьба не позволила заносчивому юноше забыть о его роковой ошибке. Однажды, учась в институте, Клара, в то время уже настоящая красавица, случайно встретила Славу в Москве, где он тогда служил. Следующая встреча произошла спустя долгие годы. На пробах к фильму «Карнавал», в 1980 году, к Лучко подошла землячка-поклонница, которая показалась ей знакомой.
Она оказалась той самой девушкой, к которой маленькая Клара страстно ревновала своего принца. Выяснилось, что после школы молодые люди поженились, а затем развелись. От брака остались общие дети и внук, которого бабушка привела на пробы. Если первая влюбленность прошла, как мимолетный сон, и закончилась вполне безболезненно, то ее первая, совсем рано возникшая любовь оказалась очень серьезной и осталась с ней на всю жизнь. И это была любовь к кино.
Со сценой маленькая Клара столкнулась почти случайно. В Полтаву на гастроли приехала театральная труппа, и двое актеров, муж и жена, сняли комнату у семьи Лучко. Поскольку родители работали в разных селах и дома появлялись редко, а друзей у замкнутой и нелюдимой девочки практически не-имелось, круг ее общения составляли бабушка и постояльцы. Актеры начали брать девчушку с собой в театр на репетиции и спектакли.
И там Клара буквально влюбилась в сцену и актерскую профессию, а гости очень привязались к маленькой девочке - настолько, что даже осмелились спросить у ее бабушки, не отдаст ли она им девочку. Бабушка перепугалась, что внучку украдут, и посадила ее под замок. В театр больше не пускали, но любовь к сцене и пережитые детские впечатления остались с ней на всю жизнь.
При первой же возможности Клара записалась в школьный драмкружок, где осваивала основы сценического мастерства и участвовала в детских постановках. Любимым же занятием девушки стали походы в кино, где она завороженно смотрела на блистательную игру полюбившихся актеров, пересматривая порой одни и те же фильмы по десятку раз. Среди первых своих кумиров вспоминала Марка Бернеса, Павла Кадочникова, Любовь Орлову, Зою Федорову и Тамару Макарову. Именно последняя стала для девочки кумиром и образцом для подражания.
Чтобы быть похожей на знаменитую артистку, маленькая Клара брала мамины туфли, платья и даже накручивала волосы на раскаленный гвоздь, чтобы завивка была, как у Макаровой! В таком виде девочка перед зеркалом копировала жесты и мимику, а также читала роли, которые знала наизусть. Кто бы мог подумать, что судьба распорядится так, что довольно скоро тихая украинская девушка и знаменитая российская актриса встретятся и познакомятся?
В 1941 году девушка должна была пойти в восьмой класс, но начавшаяся война помешала всем планам. Семью Лучко эвакуировали в город Джамбул, где девочка закончила школу. Несмотря на тяжелое военное время, юной украинке предстояло определяться с профессией, хотя и выбирать особенно не пришлось: с самого раннего детства Клара твердила, что станет актрисой, и никак иначе.
Родители не понимали и не принимали увлечения дочери театральным искусством, желая видеть ее врачом или юристом. Отец и мать хотели, чтобы единственная дочь осталась в Полтаве. Но прежде робкая девушка вдруг уверенно и совершенно твердо заявила, что едет поступать во ВГИК. Уверенность в правильности выбора была в Кларе настолько велика, что родителям пришлось смириться и поверить в дочь, отпустив ее в Алма-Ату, куда был эвакуирован ВГИК.
Несмотря на огромный конкурс и сильный акцент, который мог стать действительно непреодолимой преградой, Лучко в 1943 году поступила во ВГИК на курс Сергея Герасимова. Вскоре институт вернулся в Москву, где Лучко и осталась на всю жизнь. В столице стало известно, что курс Герасимов будет вести не один, а со своей женой, Тамарой Макаровой, той самой блистательной актрисой и роскошной женщиной, на которую Лучко так хотела походить в детстве. Макарова была для студентов не только учителем и кумиром, но и другом, и даже мамой.
Бедных девушек, у которых не было возможности купить себе новую одежду, но было огромное желание нарядиться на экзамен, актриса нередко приглашала к себе домой и давала свои платья и украшения. Когда однажды из-за болезни девушка пропустила большое количество занятий и рисковала быть отчисленной, Макарова позвала ее в гости и помогла подготовиться к экзамену.
Условия жизни в послевоенных студенческих общежитиях были ужасающими: еды недоставало, денег не было, - но институт жил как большая и счастливая семья, где каждый рос, насколько мог, и изо всех сил старался показать себя, раскрыться, как раскрывается бутон цветка после долгой, серой и мрачной зимы. Но только Лучко знала, какой именно цветок она представляет. Однажды Макарова сказала девушке, что та похожа на петунию.
Девушке это польстило, хотя она никогда не видела петунии, а когда увидела, очень расстроилась: «Рядом со ВГИКом была клумба, и я попросила показать эту неизвестную мне петунию. И вижу - чахлый, засохший, несчастный бледно-сиреневый граммофончик, который пробивается из растрескавшейся земли». Только потом Клара поняла, что педагог говорила о ее характере.
Фильмы
Итак, петуния Клара изо всех сил тянулась к свету и как могла старалась дарить его другим. В качестве дипломной работы Герасимов поручил ей поразительно подходящую роль: выпускница сыграла в «Молодой гвардии» тетушку Марину, не просто украинку, но само воплощение Украины.
Роль удалась, и девушка получила диплом с отличием и рекомендацией: «тургеневская героиня, которой подойдут лирические классические роли». Тогда еще даже учителя не понимали, каков реальный сценический диапазон и актерский потенциал Клары. Ей многое предстояло доказать: бледно-сиреневый цветок продолжал пробиваться к свету из сухой бедной почвы.
Так сложилось, что ключевые моменты актерской карьеры Лучко оказались связаны с казачеством, к которому актриса принадлежала по происхождению. Двадцатый век для этого бравого сословия выдался нелегким: лишившись прежнего статуса и поддержки со стороны государства; его представители оказались на грани утраты своей самости, культурной специфичности, складывавшейся веками. За столетие, промчавшееся под знаком Советского Союза и постсоветского переустройства, число казаков сократилось с полутора миллионов до нескольких десятков тысяч.
В такое время особенно ценными стали для казачества посвященные ему произведения искусства и культурное наследие, рассказывающее о казаках как необходимой этноспецифической группе, история которой неразрывно связана с историей России в целом. Именно такой культурной драгоценностью стали знаменитые фильмы с участием Лучко, а сама актриса являлась живым символом возрождения казачества.
Исторически казачество разделилось на группы по месту поселения, и каждая из групп имела свои традиции и отличительные особенности - как в культуре, так и в быту: свои цвета традиционного костюма, кухню, особенности ведения хозяйства, связанные с климатическими условиями. И только трижды казачке удалось стать воплощением идеальной женщины-казачки вообще: доброй, отважной, трудолюбивой, статной, здоровой и озорной.
По завершении работы автора над произведением искусства, а иногда и во время работы творение нередко начинает жить своей собственной жизнью, параллельной или тесно связанной с жизнями отдельных людей, целых поколений и государств в ту или иную эпоху. Конечно, не каждое произведение искусства, даже высокого, срастается с историей народа или задает собой целую эпоху, но с фильмом «Кубанские казаки» случилось именно так. Прославившая Клар картина, одна из любимых работ актрисы, вместе с ней прожила долгую жизнь, полную взлетов и падений, надежд и разочарований,друзей и недругов.
Известный в советское время драматург Николай Погодин, знаменитый благодаря трилогии о Ленине и многочисленным патриотическим текстам, написал пьесу, по которой в итоге были сняты «Кубанские казаки», еще до войны, в 1941 году. Она была задумана как своеобразный ответ американской пьесе о прелестях сытой и богатой жизни в США и призвана показать всё изобилие и уникальность русской земли. Работа над переработкой драматургического произведения в киносценарий оказалась прервана войной.
После победы Погодин переработал пьесу, дописав некоторые сцены и сделав своих героев не просто свободолюбивым народом, но фронтовиками-победителями в орденах и наградах. Отныне в задачи создателей идеологической картины входило не только показать казачьи земли во всей красе, но и воодушевить целую нацию и вдохновить на послевоенное восстановление страны вообще и сельского хозяйства в частности.
В 1949 году новый вариант сценария был утвержден под рабочим названием «Веселая ярмарка», и съемочная группа выехала на Кубань в самый разгар страды. Актерский состав оказался минимальным: для массовки и эпизодов решили пригласить местных жителей. Ходили слухи, что за съемки колхозникам платили по двадцать пять рублей в день, что по тем временам было очень большим заработком. Актеры же, чтобы лучше вжиться в роли, вовсю помогали на полях, работали на комбайнах, собирали урожай. Съемки проходили дружно и весело и оказались освещены зародившимся на Кубани романом актеров Лукьянова и Лучко.
Готовый фильм показали Сталину, которому картина очень понравилась. Впоследствии глава государства щедро раздавал создателям ленты премии, считая фильм и сценарий образцовыми. Однако кое-что вождь все-таки поменял: во-первых, именно Сталин дал фильму название «Кубанские казаки», гораздо шире, чем «Веселая ярмарка», отражавшее дух патриотизма и ставшее своего рода наградой казакам за участие в войне и готовность к подъему сельского хозяйства; во-вторых, по его слову из фильма изъяли одну песню. Лучко вспоминала: «В фильме была песня, ее исполнял Владлен Давыдов:
Мы с тобою не дружили, Не встречались по весне, Но глаза твои большие Не дают покоя мне...
Сталин сказал, что эта песня не нужна... Давыдов молодой, красивый артист. Только что снялся в фильме "Встреча на Эльбе", играл главную роль - офицера Советской Армии, победившей армии, и вдруг будет петь как в оперетте... Нет. Он-герой и должен остаться героем». Впоследствии песня (музыка Б. Мокроусова, слова М. Исаковского) прозвучала в радиопостановке «Поддубенские частушки» (1951), а затем в одноименном фильме.
Со сменой власти изменилось и отношение к фильму. Хрущев, в сознании которого фильм остро ассоциировался со Сталиным и его эпохой, охваченный идеей развенчания культа личности, начал нападать в том числе и на картину. «Кубанские казаки» были объявлены кинематографическим мифом, лакировкой действительности и надолго исчезли с экранов, несмотря на протесты зрителей.
При Брежневе, в 1969 году, фильм переозвучили и уже без элементов культа личности вернули в показ; во времена перестройки он снова исчез. Клара Лучко очень переживала за судьбу картины - не только потому, что именно эта работа подарила ей и популярность, и семью, определив всю жизнь актрисы, но и потому, что лента ей действительно нравилась и была очень близка.
Лучко, настоящая женщина-эпоха советского кинематографа, без малого шестьдесят лет жизни провела на съемочной площадке. Сменялись поколения, и правители и государственный строй, а Лучко оставалась любимой миллионами зрителей по всему миру. Такого диапазона ролей, как у нее, не было, пожалуй, ни у одной советской или российской актрисы. Каждая новая роль становилась настоящим событием в киномире и в жизни самой Клары Степановны, которая любила свои образы, как любят детей, и для которой каждая роль становилась новой прожитой жизнью.
Вопреки расхожему мнению, кинокарьера актрисы складывалась отнюдь не безоблачно. Руководитель ее семинара в институте, Сергей Герасимов, отмечал невероятное трудолюбие девушки, но даже после блестящего диплома не верил, что Клара сможет столь же прекрасно справиться и с другими ролями.
Из-за сохранявшегося акцента ей предлагали в основном участие в массовке. После нескольких неудачных ролей, словно подрезавших девушке крылья после дипломной работы, актриса и сама готова была смириться с вечным третьим планом или вовсе уйти из профессии. Удержал ее от этой роковой ошибки счастливый случай.
Для нового фильма Ивана Пырьева, легендарного режиссера, отличавшегося скандальным характером и ореолом сплетен вокруг своего имени и в то же время славившегося исключительным талантом, Герасимов рекомендовал некоторых однокурсниц Лучко, а саму ее, считая «классической» актрисой, не упомянул. Картина посвящалась казакам. Без особых надежд актриса за компанию отправилась на пробы.
И проницательный Пырьев, всегда уделявший огромное внимание подбору актеров в соответствии со своим видением будущей картины, утвердил актрису на роль казачки Даши Шелест. Пырьеву, как никому ранее, удалось раскрыть творческий потенциал актрисы и сделать ее образ не просто запоминающимся, но по-настоящему знаковым.
С выходом фильма во всесоюзный прокат жизнь Лучко изменилась в одночасье: из молодой студентки-петунии, тянущейся к солнцу, она превратилась в само солнце, засиявшее на всю страну. Молодой актрисе мешками приходили письма от поклонников со всего Союза; многие не только восхищались талантом актрисы и ее героиней, но на полном серьезе предлагали ей руку и сердце, прилагая к письмам самые подробные рассказы о себе и даже своем финансовом состоянии. Тогда потенциальные женихи еще не знали, что свою первую настоящую любовь Клара уже встретила - прямо на съемочной площадке фильма.
Вслед за признанием публики обрушился шквал новых предложений от самых известных режиссеров, а потом пошли премии, да такие, о которых ни одна вчерашняя выпускница ВГИКа и мечтать не могла: орден «Знак почета», Сталинская премия, титул «Почетная казачка», присвоенный на Кубани... Вскоре центральная площадь города Курганинска, где проходили съемки, оказалась названа именем актрисы, а после смерти Лучко здесь появился памятник - сноп пшеницы, обвитый кинолентой с надписью: «Стела в честь великой актрисы Клары Степановны Лучко».
Сама актриса очень любила Кубань, считала ее своей творческой родиной и с теплом вспоминала время съемок: «Для меня Кубань - это моя вторая родина, малая родина, потому что я приехала туда еще никем, а уехала уже актрисой, и это для меня уже как второе рождение, и я люблю этот край, люблю этих людей, когда приезжаю туда, мне очень тепло на душе».
Однако то, что Лучко узнал и признал весь киномир, вовсе не означало, что теперь она могла выбирать себе любые роли. Так, вскоре после «Кубанских казаков» Клару пригласил сниматься в фильм «Возвращение Василия Бортникова» сам знаменитый Пудовкин. О работе с таким режиссером, настоящим мэтром кинематографа, она и мечтать не могла!
Сценарий фильма написан по известному в то время производственному роману Галины Николаевой «Жатва» и повествует о восстановлении хозяйства в послевоенные годы. Идея картины была практически госзаказом. Самому Пудовкину, получившему задание снимать эту ленту, она ужасно не нравилась, но именитый и амбициозный режиссер не мог себе позволить сделать картину плохой и именно поэтому на самую невыразительную роль пригласил Лучко: вместе они должны были вытянуть даже столь жуткий сюжет.
В автобиографии Клара Степановна вспоминает, как на съемках у нее буквально опускались руки. У актрисы никак не получалось передать страдания героини из-за поломки машин. После очередного неудачного дубля Пудовкин остановил съемку, сказав, что лучше всё равно не выйдет. Актриса отошла, расплакалась от собственного бессилия и тут услышала крик режиссера: «Назад! Включайте свет! Съемка продолжается. Оператор! Снимаем! Вот сейчас она в том состоянии, которое нужно для этой сцены!». Так нелегко доставались артистке необходимые эмоции.
Усилия не пропали даром: именно за эту картину Лучко в составе советской делегации пригласили на Каннский фестиваль, откуда началась ее мировая слава.Помимо студии в Чехословакии Лучко до этого не бывала нигде, кроме СССР. А тут - Канны, Париж! Для советской актрисы, несмело выглядывавшей из-за железного занавеса, это была настоящая сказка.
Фестиваль проходил для Лучко весьма бурно: бесконечные поклонники, автографы, восторги, новые и не новые, а знакомые с детства лица актеров, на которых она маленькой девочкой с восхищением любовалась по телевизору и в кино. Теперь актриса состояла в одной делегации с Орловой - той самой Орловой, которая когда-то спросила ее о букинистическом магазине...
Не обошлось и без скандала: спасаясь от натиска поклонников, Клара врезалась в стекло витрины ресторана и разбила его. Тут же налетели журналисты. Актриса думала, что пропала, но хозяин ресторана лишь приветливо поблагодарил ее за рекламу заведения и пригласил на ужин.
Из Парижа Лучко вернулась не только с новыми силами и чемоданами подарков, но и с сотнями новых знакомств - со звездами мирового кино и культуры. Среди недавно появившихся друзей Клары был сам Пабло Пикассо. А на следующий год нашла актрису и награда Каннского фестиваля - приз за лучший актерский ансамбль в фильме «Большая семья».
Однако настоящую мировую славу принесла актрисе «Двенадцатая ночь». Снять фильм по произведению Шекспира отважился Ян Борисович Фрид. Клара Степановна пробовалась на главную роль, а точнее на главные роли - близнецов Виолы и Себастьяна. Конечно, воплотить сразу два центральных образа, к тому же мужской и женский, было пределом мечтаний актрисы, но никто не верил, что роли достанутся Лучко, ведь играть Шекспира с украинским акцентом - это что-то невообразимое! Но случается и такое: сперва утвердили другую актрису, однако после начала съемок Фрид изменил решение и пригласил Клару, со свойственным ему упорством игнорируя возражения коллег.
Эта работа давалась ей очень тяжело: и из-за груза ответственности за Шекспира, и из-за того, что Лучко слишком привыкла к самостоятельности на сцене. Авантюрный сюжет требовал, чтобы ее герои фехтовали и ездили верхом, - актриса не умела и никогда не делала ни того, ни другого, однако от дублеров отказалась.
Три недели кряду, каждый день, после тяжелейших съемок, одна смена грима в ходе которых с женской роли на мужскую и наоборот занимала полтора часа, Лучко отправлялась на уроки фехтования и тренировалась вместе со студентами-спортсменами. Актриса блестяще освоила это искусство, преподаватель гордился ею и даже прочил спортивный успех в том случае, если бы Клара продолжила занятия после съемок. Сцена поединка оказалась сыграна блестяще.
Сложнее пришлось с верховой ездой. Лучко побаивалась лошадей, но вновь отвергла дублеров. Животное ей подобрали смирное, и актриса быстро освоилась в седле, но однажды, испугавшись съемочной аппаратуры, лошадь сорвалась и пошла в галоп, чуть не сбросив и не искалечив неопытную наездницу. Несмотря на пережитую угрозу, Клара не отказалась от верховых сцен и даже от едва не затоптавшего ее животного.
Взамен актрисе предложили пожилую тихую клячу, но Клара и слушать не хотела, что ей придется выступить перед любимым зрителем на столь непредставительном существе. Несколько занятий, общение со строптивым скакуном, регулярные взятки в виде сахара и моркови - и Лучко отлично отыграла конные сцены.
Фильм еще не вышел на экраны на родине, но уже был отправлен на Эдинбургский кинофестиваль. Вся команда, и Лучко как главная актриса особенно, отправлялись в Лондон в большом напряжении, ведь до них «Двенадцатая ночь» была экранизирована в Америке - с великой Вивьен Ли в главной роли, -а Шекспир, снятый в СССР, с участием украинки Лучко, казался невиданной дерзостью.
Однако фильм имел на фестивале ошеломляющий успех, не получив ни одного отрицательного отзыва, что было большой редкостью. Так к Кларе Лучко, оказавшейся в центре внимания международной кинообщественности, пришла мировая известность.
На родину Клара Степановна вернулась национальной звездой. Наступил золотой период в ее карьере, когда актриса могла сама выбирать себе роли. Один за другим выходили фильмы самых известных режиссеров с ее участием, в которых актриса всегда играла характерных героинь. Однако абсолютное счастье длилось недолго.
Вторую жизнь в кинематографе подарил ей сериал «Цыган», вновь открывший актрису зрителю, доказавший, что Лучко и не думает сдавать позиций, и предвосхитивший целую плеяду ее блестящих зрелых ролей. Приступая к работе над сериалом, режиссер Александр Бланк заявил: «Хочу, чтобы Клавдию играла Лучко», - и его нисколько не смутило, что Кларе на момент съемок было пятьдесят четыре, а ее героине - сорок, а в некоторых эпизодах двадцать пять.
Клара Степановна с необыкновенным воодушевлением взялась за роль; она же предложила на роль Будулая своего коллегу по одной из картин, Михая Волонтира. После непродолжительных споров с режиссерами Волонтира утвердили на роль «идеального героя», как называла его актриса.
Успех сериала, в создании которого Клара Степановна активно участвовала не только как актриса, но и как член съемочной группы, превзошел все ожидания. Как и после «Кубанских казаков», ей приходили письма от поклонников, возобновились предложения руки и сердца. История любви, рассказанная Лучко и Волонтиром, не оставила равнодушным никого: дочь Клары Степановны вспоминает, как актриса поначалу пыталась отвечать на все письма и лишь потом смирилась с тем фактом, что это невозможно физически.
Зритель не отпускал полюбившихся героев, сериал приобрел небывалую популярность, в том числе и за границей, - спустя шесть лет было принято решение о съемке продолжения, «Возвращение Будулая», прошедшего с тем же успехом.
В 1950 году Лучко вышла замуж за Сергея Лукьянова, который вместе с актрисой снимался в фильме "Кубанские казаки". Через год, в 1951 году у супругов родилась дочь Оксана, которую воспитала тётя Лучко, вырастившая и саму Клару. 1 марта 1965 года в личной жизни актрисы произошла трагедия - скончался муж и партнер по сцене, актер Сергей Лукьянов. Клара осталась одна с дочерью и оказалась вынуждена отныне рассчитывать только на себя.
Примерно тогда же начались перемены и в ее карьере: пришлось начать осваивать возрастные роли. Однако Лучко не сдавалась, совмещая съемки с работой в Театре киноактера. Свою новую любовь Клара Степановна встетила в 1969 году, им оказался писатель и журналист Дмитрий Мамлев. Супруги прожили вместе до самой смерти актрисы.
До конца жизни Клара Лучко не переставала сниматься. Последние годы стали для нее тяжелыми с точки зрения подбора ролей: предложений было много, но играть в «чернухе», воцарившейся на экранах в девяностых годах, Лучко отказывалась. Тем не менее она оставалась постоянно востребована; одни съемки сменяли другие и приносили актрисе всё больше титулов и наград по всему миру. В 2000 году в Кембридже актрисе присвоили титул «Женщина тысячелетия», который актриса встретила с неизменной самоиронией.
Смерть
26 марта 2005 года жизнь Клары Степановны, готовившейся встретить свой восьмидесятый день рождения, внезапно оборвалась. Смерть, согласно заключению врачей, наступила мгновенно, из-за оторвавшегося тромба. Так неожиданно, в одночасье, окончился жизненный путь этой примечательной во всех отношениях, светлой, талантливой женщины.