Полное имя:
Михаил Сергеевич Боярский
Дата рождения:
26 декабря 1949 г.
Национальность:
Русский
Возраст:
Место рождения:
Санкт-Петербург
Образование:
ЛГИТМиК
Карьера:
Актер, певец
Знак зодиака:
Козерог
Рост:
185 см
Личная жизнь:
Женат (жена: Лариса Луппиан)
Дети:
Лиза Боярская, Сергей Боярский
Биография Михаила Боярского
Михаил Боярский - актёр театра и кино, певец. Народный артист РСФСР, художественный руководитель созданного им театра «Бенефис», который он же сам и создал.
Черная шляпа, очки, усы - все это накрепко «приклеилось» к Михаилу Боярскому, как и «титул» главного сердцееда. Но сегодня актер с иронией вспоминает свои похождения: интересы, приоритеты и запросы теперь совсем другие.
Известность к Боярскому пришла после сыгранной роли Сильвы в "Старшем сыне". Настоящая слава накрыла актера в 1979 году, после выхода фильма «Д'Артаньян и три мушкетера». Последующие фильмы: продолжали увеличивать популярность Михаила Сергеевича.
Детство и юность, семья
Михаил родился в послевоенном Ленинграде 26 декабря 1949 года в семье актеров Сергея Боярского и Екатерины Мелентьевой. Комнатушка в коммуналке на Гончарной улице. Не было горячей воды, по коридорам бегали крысы... Каким-то фантастическим образом в комнате вмещалось пять человек. Кроме родителей, с Михаилом жили старший брат Александр и бабушка.
Поначалу у Боярских не было даже стола и необходимой мебели, к соседям ходили в гости «на телевизор». Позже ситуация улучшилась - появились телефон, репродуктор, телевизор с линзой, а вскоре родители Михаила получили двухкомнатную квартиру.
Свое детство Михаил Боярский вспоминает с ностальгией: «Времена были голодные, но веселые. Родители все время смеялись, шутили. Мне кажется, что в старых коммуналках счастья было больше, чем в современных шикарных хоромах».
Под родительской пружинной кроватью, которая днем служила маленькому Михаилу батутом, стояла коробка с игрушками. Мяч, пистолет, солдатики, пластилин, юла - типичный для советского мальчишки набор сокровищ. Утром Миша любил залезать к родителям в постель: там было тепло и уютно. Как позже артист говорил, именно к этому светлому воспоминанию он всегда обращался, когда ему предстояло сыграть радость и счастье.
Воспитанием Михаила занималась бабушка Екатерина Николаевна. В свое время она окончила Смольный институт и преподавала иностранные языки в духовной академии. Дед актера был протоиереем, прадед - псаломщиком. По линии отца род Боярских восходит к польским православным дворянам.
Родители водили Михаила в театры, музеи, брали на футбол. А по вечерам отец читал сыну сказки. Сергей Боярский делал это ярко, по-актерски: над «Стойким оловянным солдатиком» Миша плакал каждый раз, как будто слышал историю впервые. По выходным они с отцом катались на метро или просто гуляли по городу. Но больше всего мальчик радовался, когда тот брал его с собой на гастроли.
Михаил Боярский мечтал пойти по родительским стопам и тоже стать актером, однако на семейном совете было решено: он будет музыкантом. С четырех лет Миша занимался с педагогом по фортепиано, а в пять его отдали в школу при консерватории.
Нагрузка - сумасшедшая: после общеобразовательных предметов начинались музлитература, сольфеджио, специальность. Учиться не нравилось -учителя недаром прозвали Михаила Боярского артистом за то, что он гримасничал на уроках. Зато во всех постановках самодеятельности он был лучшим.
В старших классах Михаил и вовсе перестал успевать по предметам. Фортепиано прозвал «черным сундуком» и подходил к нему лишь на уроках. Классическую музыку он давно поменял на рок, играл на гитаре в группе. Как и многих подростков, его стала привлекать дворовая компания. А там совсем иные ценности: нецензурная брань, драки, алкоголь. «Оказалось, надо быть сильным, иметь деньги, уметь драться...» -вспоминает Боярский.
Благодаря связям отца уже в старших классах он участвовал в массовых киносценах. «Три рубля получишь - и свободен!» -рассказывает Михаил Сергеевич. Его приглашали в среднем три раза в месяц, часто снимали с уроков. В итоге стал отставать, и родители запретили ему сниматься. Знал бы юный Боярский, что именно благодаря музыкальному образованию будет складываться его актерская карьера в будущем...
Карьера Михаила Боярского
Михаил поступил в ЛГИТМиК, а после окончания вуза попал в труппу Театра имени Ленсовета, где служил до 1986 года. Режиссер Владимиров сказал тогда актерам: «Сегодня я взял артиста, который ничего не умеет. Полный ноль. Но зато он музыкант!» С тех пор музыкальная и актерская карьера в жизни Боярского стали переплетаться.
Михаил сумел убедить коллег и зрителей в своем актерском даровании, но и его песни до сих пор любимы публикой: «Спасибо, родная!», «Все пройдет», «Ланфрен-ланфра», «Зеленоглазое такси»... Кстати, последнюю артист искренне ненавидит: «Песня медленная и длинная. Попробуйте протянуть "о-о-о" на пять минут! Но что делать - любит у нас народ подвыть...» Если в театре Боярскому предлагали роли в массовке, то его кинокарьера складывалась более удачно.
Фильмы
В 1975 году Виталий Мельников утвердил Боярского на роль Сильвы в теледраме «Старший сын» по пьесе Вампилова. К 26-летнему актеру пришла известность. В следующем году Николай Караченцов отказался от роли Волка в фильме-сказке «Мама». Когда срочно искали замену, кто-то на «Мосфильме» вспомнил: «А ведь Боярский поет!» И Михаил исполнил одну из своих лучших ролей, завоевав симпатии детской публики. В 1977-м, опять-таки благодаря музыкальному образованию, получил роль Теодоро в картине «Собака на сене».
Настоящая слава обрушилась на Михаила Боярского в 1979 году, после проката фильма «Д'Артаньян и три мушкетера».
Сейчас трудно представить д'Артаньяном Александра Абдулова, а ведь вначале Юнгвальд-Хилькевич утвердил на роль именно его, а молодому артисту из Ленинграда предложил сыграть Рошфора. Но когда Боярский, уже в костюме, буквально влетел в павильон на пробы, режиссер понял - вот он, настоящий гасконец! Отдав ему роль д'Артаньяна, режиссер попал в яблочко.
Михаил эффектно смотрелся на лошади (перед съемками специально брал уроки верховой езды); прибавьте к этому усы и длинные волосы, отражающие готовность к подвигу горящие глаза, открытую улыбку, лихо заломленную шляпу и неподражаемый тембр голоса с хрипотцой... В народе шутили, что Дюма списал д'Артаньяна с Боярского!
Личная жизнь Михаила Боярского
По слухам, во время учебы в институте у Михаила завязался страстный роман с однокурсницей - чернобровой казачкой, они даже собирались пожениться. Но вмешалась мать Боярского, которая не хотела иметь невестку-провинциалку. После окончания вуза девушка вернулась на родину, а Боярский понял: расстояния их роман не выдерживает. К тому же он снова увлекся - на этот раз коллегой по театру, с которой они вместе играли в спектакле «Трубадур и его друзья», он - Трубадура, она - Принцессу.
Михаил стал ловить себя на мысли: на репетиции больше всего он ждет сцену с поцелуями, которую исполнял особенно страстно. Лариса отвечала ему взаимностью. «Я полюбила его за красоту, а особенно - за кончик носа: очень уж красиво вырезан... - признается Лариса Луппиан. - Боярский был такой обаятельный, общительный, остроумный, хлебосольный, щедрый -душа компании!»
К утонченной и хрупкой Ларисе Михаил относился, словно к хрустальной вазе. Дальше поцелуев дело не заходило: почти год они ходили, взявшись за руки. Когда же их роман перестал быть платоническим, он испугался ответственности и... пропал. Перестал звонить, а при встрече в театре бросал: «Привет!» и быстро ретировался. Лариса страдала. А через месяц на каком-то банкете Боярский пригласила Луппиан на танец. Отношения возобновились.
Екатерина Михайловна не обрадовалась, когда сын привел невесту знакомиться. Сбылись ее самые жуткие кошмары: актриса, без ленинградской прописки, да еще из Ташкента!..
Долгое время мама была на первом месте - к ней Боярский сбегал на все праздники, даже на Новый год. «Сижу дома одна, у меня истерика. Еле сдерживаю желание покончить с собой, - вспоминает Луппиан. - И вдруг в последний момент, за час до боя курантов, раздается звонок с милостивым приглашением...» Только через четыре года фактического брака они наконец отправились в загс.
Жизнь с популярным актером была не сладкой. Толпы поклонниц стерегли Боярского после спектаклей, стены подъезда в доме были исписаны признаниями в любви... Поклонницы звонили по ночам с признаниями, а самые отчаянные даже бросались под колеса его автомобиля.
Михаил, падкий на красивых женщин, порой пускался во все тяжкие. Одни только съемки «Мушкетеров» чего стоили!
В Одессе царила настоящая вакханалия. Алкоголь лился рекой, Боярский и его коллеги не пропускали ни одной юбки: «Мы были молоды, азартны, у нас были миллионы баб, шпаги, кони!» В одной газете написали: в молодости у Боярского было несколько тысяч женщин. «Он был восхитительным мужчиной в постели! - откровенничала одна из его "любовниц". - Такой темпераментный! Особенно если выпьет. Никаких табу для него не существовало. А стоило протрезветь - прямо в постели начинал рассказывать о жене, о доме...»
Лариса обо всем знала, но продолжала терпеть.
В 1980 году у Боярских родился сын Сергей, а в 1985-м - дочь Лиза. К тому времени популярность Михаила буквально зашкаливала. Сложился и образ актера: с тех пор шляпа словно приклеилась к голове теряющего волосы актера. «У меня их целая коллекция, но на мне всегда одна!» - шутил Боярский. На его концертах неизменный аншлаг. Заметно улучшилось и благосостояние семьи: они уже не ютились в коммуналке, а могли позволить себе отдельную квартиру в центре Ленинграда, машину, дачу. Михаил оказался хорошим хозяином - с золотыми руками, все нес в дом - и прекрасным отцом: дети его обожали.
«В 13-14 лет я выпивал по пять стаканов вина, - рассказывал Михаил Сергеевич. - Но не потому, что хотелось, а из-за идиотизма...»
Ларисе Луппиан завидовали подруги, а она... тихо плакала в подушку. Никто не знал, что дома у нее - скандалы, унижения и даже побои. Муж выходил из себя по поводу и без. То суп подала холодным, то не прибралась должным образом. Все деньги Боярский держал у себя, за каждую покупку Ларисе приходилось давать отчет.
Звездная болезнь выявила и другой недуг - алкогольную зависимость. Отец Боярского любил выпить и поделился с ним первой рюмкой. «В 13-14 лет я выпивал по пять стаканов вина, - рассказывал Михаил Сергеевич. - Но не потому, что хотелось, а из-за идиотизма...» А в театре после спектакля принять на грудь - вообще святое дело!
Острый приступ панкреатита случился, когда артисту было всего 35 лет. Он заставил Боярского по-другому взглянуть не только на свое здоровье, но и на брак. «Сегодня я дотерпелась до хорошего Миши, - признается Лариса Луппиан. - Сейчас он стал замечательным человеком!»
Д'Артаньян - еще и счастливый дедушка. Сын Сергей, бизнесмен и депутат Госдумы, подарил ему двух внучек - Катю и Сашу. Дочь Лиза построила прекрасную актерскую карьеру и не менее удачную семейную: с мужем Максимом Матвеевым они воспитывают двух сыновей - Андрея и Григория. Супруга Лариса Регинальдовна тоже достигла карьерных высот: с 2019 года она - худрук Театра имени Ленсовета.
Михаил Сергеевич продолжает сниматься - в 2019 году, например, стартовали съемки продолжения «Гардемаринов» с его участием. Однако сценарии выбирает с особой тщательностью, соглашаясь крайне редко. Боярский не ведет светской жизни, предпочитая уединение: «Дети мои выросли, да и жена не нуждается в помощи. От меня никакого толку. Я даже разучился спать по ночам: брожу по квартире, курю, думаю... Потом лопаю таблетки и засыпаю».
К своему юбилею Боярский относится с иронией: 70 лет - солидный возраст для «мерзкого и злобного старика», коим он себя именует. Но подвести поклонников не может. Михаил Сергеевич надевает черную шляпу, берет гитару - и «пора-пора-порадуемся на своем веку...».
[media=https://www.youtube.com/watch?v=NgmZPN9m3TU]