Судьба подарила Валерию Леонтьеву всенародную любовь и славу, но не дала настоящей, крепкой семьи и детей. Однако артист уверен: только испив одиночество до дна, можно написать душевную песню или придумать «цепляющий» сценический номер.
Далеко-далеко на Севере, в марте 1949 года в чуме, покрытом оленьими шкурами, появился на свет необычный малыш... Так могла начинаться биография популярного певца Валерия Леонтьева. А может, бескрайние снега и олени всего лишь явились мальчишке-фантазеру во сне?..
О детстве Леонтьева известно до обидного мало, а сам он категорически отказывается говорить на эту тему.
Вблизи деревеньки Усть-Уса, что в Коми АССР, не было роддома, никто не вел никаких записей. Официальным днем рождения будущей звезды договорились считать 19 марта.
Родители были то ли оленеводами, то ли зоотехниками, а по другой версии - ихтиологами. Мать, Екатерина Ивановна, родила сына поздно - в 43 года. В семье уже была дочка Майя, которой исполнилось 18. Годы спустя бывшая соседка поведала тайну семьи Леонтьевых: «Катя никакая не мать Валерке, а бабушка. Прикрыла она грешок своей дочери. Да и зачем портить жизнь молоденькой девчонке? Тем более что и отец неизвестен. Майе ребенок был не нужен - бросила его, укатив с очередным хахалем!» Правда это или нет - до сих пор неизвестно.
В 1961 году семья переехала в город Юрьевец Ивановской области. Там Валера впервые пошел в школу - в возрасте 12 лет. После кочевой жизни в холодном климате половина старого деревянного дома на Волге показалась мальчишке раем. Ну и пусть приходилось колоть дрова и постоянно топить печку. Зато какие красивые на Волге закаты!
Валерий рос романтиком, нежным и добрым мальчиком. Увлекался рисованием, прекрасно танцевал, занимался в кружке школьной самодеятельности. Родители артистические склонности сына не поощряли и даже порицали. В семье было не принято демонстрировать свои чувства, и недостаток любви и ласки подросток пытался компенсировать в школе. «Бывало, возвращаемся с ним после уроков, а он возьмет меня под руку, прильнет к плечу, как маленький. Материнской любви ему, конечно, недоставало...» - вспоминает учительница певца.
Дружить Валера предпочитал с девчонками, но ловеласом никогда не был. Одноклассницы шутили: «Валерка был нам скорее подружкой. При нем не стеснялись и чулки подтянуть, и лифчик застегнуть». По их воспоминаниям, в школьных постановках Леонтьев любил наряжаться в платья и бусы, изображая цыганку. Делал макияж, клеил накладные ресницы.
После спектакля расставаться с образом не спешил - получал удовольствие от перевоплощения. Однажды это вышло ему боком - хулиган из числа старшеклассников воспылал чувствами к симпатичной кудрявой брюнетке и зажал «ее» в углу. Спасибо, подруги пришли Леонтьеву на помощь. За такие розыгрыши мальчишки периодически устраивали Валере темную.
Учился Леонтьев неважно. Пел в школьном хоре, при этом выдающихся вокальных данных у него не отмечалось, хотя артистический талант признавали все. То, что провинциал из бедной семьи сможет пробиться в столице и стать известным певцом, не мог предположить никто.
После восьмого класса Валерий пытался поступить в радиотехнический техникум, но провалил экзамены. Вернулся в школу еще на два года. Мечтал стать океанологом, готовился поступать в Дальневосточный университет. Этому не суждено было сбыться по простой причине: семья жила очень скромно и не смогла накопить денег на билет до Владивостока. Тогда Валерий сделал решительный шаг: отправился в Москву и подал документы в ГИТИС, однако сам испугался своей смелости и... вернулся домой.
Он был одинок в своих стремлениях, не верил в себя, а поддержать его оказалось некому. В то же время нужно было кормить пожилых родителей. Леонтьев устроился разнорабочим на кирпичный завод, затем работал смазчиком фабричных станков, электриком, почтальоном и даже помощником портного.
Позже последняя профессия очень помогла его сценической карьере: в дефицитные 1970-е Валерий сам ночами шил себе запоминающиеся, экстравагантные костюмы для выступлений, а позже обшивал и свою поп-группу.
В начале 1970-х Валерий Леонтьев перебрался в Воркуту и поступил в филиал Ленинградского горного института. Чтобы заработать на жизнь, он устроился лаборантом, трудился ночами над чертежами, а также занимался в местной самодеятельности.
Пластичного парня, поющего лиричные, берущие за душу песни, заметили. В 1972 году в воркутинском Дворце шахтеров и строителей состоялся первый сольный концерт Валерия Леонтьева. Успех подкрепила номинация в региональном конкурсе в Сыктывкаре «Песня года». Валерия прозвали «воркутинским Рафаэлем».
Трудовая книжка Леонтьева могла бы послужить пособием для изучения географии - видимо, сказались гены кочевников. Москва, Ленинград, Анапа, Горький - Леонтьев работал или учился то тут, то там, нигде не обретая дома. В 1978 году окончил заочное отделение Ленинградского института культуры.
Вместе со своим коллективом «Эхо» он исколесил всю страну. Валерия не отпугивали низкие гонорары, неотапливаемые сельские клубы, питание всухомятку, ночевки в автобусе.
В 1979 году Леонтьев получил гран-при на I Всесоюзном конкурсе на лучшее исполнение песен стран соцсодружества в Ялте и, по его собственному признанию, «совершенно обалдел от этого». Но этот день стал черным в жизни певца: умер его отец, а Валерий не успел приехать к нему на похороны, за что корит себя до сих пор.
Череда побед в самых престижных конкурсах и выступлений на большой сцене сменялась затишьем. Зрители полюбили оригинального певца, западные журналы мод присуждали ему специальные призы за сценические образы, но представители советской власти имели другое мнение.
Леонтьев был объявлен «несоветским» певцом. Что за вульгарные кудряшки и косметика на лице мужчины?! Брюки-дудочки, платки вместо галстуков, перешитые фраки, сапоги на каблуках, индейские перья - что он себе позволяет? И главное - прыгает на сцене, как заведенный. Советский певец должен чинно стоять у микрофона!
Концерты Леонтьева отменяли, не выпускали в эфир записи. Но даже железная чиновничья рука не могла остановить лавину зрительской любви. Публика Леонтьева обожала и требовала. Это было какое-то помешательство...
В 1980-х его песни звучали повсюду: «Разноцветные ярмарки», «Зеленый свет (Светофор)», «Полет на дельтаплане», «Куда уехал цирк», «Исчезли солнечные дни», «Вернисаж» в дуэте с Лаймой Вайкуле и другие хиты будоражили сердца. Его альбомы расходились миллионными тиражами. Ни одна «Песня года» не обходилась без его участия на протяжении более чем 20 лет, а с 1980 по 1992 год Леонтьев был бессменным обладателем титула «Певец года» - этот рекорд до сих пор никем не побит.
С самого начала карьеры у Леонтьева была четкая установка: разделять работу и личную жизнь. О своей семье он никогда не распространялся. А ведь поклонникам всегда хочется узнать о кумире больше. Вот почему многие журналисты, идя на поводу у публики, предпочитали раздувать из мухи слона, переиначивать цитаты певца и даже сочинять небылицы.
В советское время слыл холостяком, едва ли не самым желанным для всех поклонниц эстрады, а потом вдруг выяснилось: он давно женат. Сначала пресса сообщала, что у артиста множество любовниц и внебрачных детей по всей стране. А потом вдруг па-парацци обвинили кумира в нетрадиционной сексуальной ориентации. Вместо опровержения Валерий, склонный к эпатажу, лишь подлил масла в огонь, заявив в интервью: «Как показывают исследования последнего времени, это предопределено на генетическом уровне. А вообще, мне кажется - все, что создано Богом и природой, имеет право быть. Но если это грех - тогда, значит, Бог согрешил против самого себя».
Друзья детства вспоминают о первой любви Леонтьева - однокласснице Кате.
Они были не разлей вода, а потом Валерий уехал в Воркуту. В ответ на его длинные письма она прислала ему... приглашение на свадьбу. Леонтьев нашел в себе силы приехать, даже стал свидетелем на бракосочетании возлюбленной, а потом еще долго присылал ей письма и свои фото с концертов, которые ревнивый Катин муж во время семейных ссор разрывал на части. А Валерий стал еще более замкнутым, избегал девушек.
В Воркуте Леонтьев познакомился с Людмилой Исакович, руководителем ансамбля «Эхо». Людмила вспоминает, с каким удивлением взглянула на только что приехавшего нового солиста - юношу в обтягивающих джинсах с копной черных волос и огромным розовым тазом в руках, с которым тот не расставался. Об этом неизменном «аксессуаре» Леонтьева ходили самые разные байки. Однако причина его «любви» к тазику была самая прозаическая: жить на гастролях временами приходилось в невыносимых бытовых условиях, а на сцену нужно было выходить свежим, с красивой прической. Вот артист и таскал с собой посудину, просто чтобы не украли.
Отношения Валерия и Людмилы были сначала рабочими, а потом дружескими. Они столько колесили по стране, что было не до романтики. Между тем в период запрета концертов именно Людмила поддержала певца, помогла ему выстоять, не сдаться, не спиться. Он ей за это очень благодарен.
Их брак десятилетиями оставался гражданским. Со временем творческие пути разошлись, и Валерий смог видеться с Людмилой лишь урывками, три раза в год. А затем она заявила, что хочет уехать жить в Америку. Леонтьев купил ей в Майами виллу, и там женщина организовала свой маленький огородик, а позже открыла небольшой бизнес
- стала заниматься стрижкой собак.
В этот оазис уюта и спокойствия Валерий возвращался снова и снова, чтобы перевести дух после круговерти гастролей, собраться с мыслями для новых творческих идей. А однажды он взял Людмилу под локоток и сказал: «Мы столько значим друг для друга! Давай поженимся». Она лишь молча кивнула.
Людмила в это время копалась на своих любимых грядках - успела только положить инструмент и вымыть руки. В муниципалитете сотрудница с подозрением оглядела странную пару: он подтянутый, загорелый, во фраке; она - полноватая, с неухоженными волосами, в рабочем комбинезоне. Колец у них тоже не было. Словом, чиновница регистрировать их союз отказалась, решив, что ее разыграли. Валерию пришлось использовать весь свой запас английского, чтобы объяснить ситуацию. В итоге их расписали.
«В наши годы брак - это больше дружба, чем любовь», - говорила пара. Впрочем, желтая пресса тут же поспешила объявить этот брак фиктивным и сочинить историю, согласно которой Леонтьев и Исакович просто прикрывают свою нестандартную ориентацию. Нашлись знакомые, которые рассказали, что Люся Исакович осталась в США ради своей молоденькой любовницы - танцовщицы из балета Леонтьева. А сам певец, мол, на самом деле уже не один десяток лет живет со своим шофером и администратором Павлом Фридманом.
Комментировать все эти слухи Валерий Леонтьев отказывается. Он не относится к тем, кто поддерживает интерес к своей персоне посредством скандалов и интриг. Единственная страсть, которую не отрицает артист, - это его пластические операции: «Я сделал первую пластику еще в СССР, когда еще никто на такое не решался!» Это была подтяжка лица, параллельно с которой за границей певец обзавелся и белоснежной улыбкой. Позже Валерий подправил форму носа, сделал пластику век и увеличил губы - к его чести нужно заметить, что хирургическое вмешательство было минимальным и общую геометрию лица не нарушило.
Впрочем, многие пластические хирурги видят перемены и в фигуре певца: считают, что он сделал коррекцию бедер и рельефа живота. Но почему это не может быть результатом усердных тренировок в спортзале? Ведь Валерий известен своим пристрастием к спорту и здоровому образу жизни.
Безусловно, поддержание безупречной физической формы и привлекательного внешнего вида являются частью его профессии. Несмотря на несколько операций на колене, Валерий Яковлевич продолжает давать концерты, активно двигаясь по сцене. А ведь 19 марта ему исполнилось 70! Но это -только по паспорту. В душе он по-прежнему молод!