По нему вздыхала вся женская половина населения СССР. А Станислав Любшин - был однолюбом. Но в 60 лет встретил новую любовь и начал жизнь заново.
Станислав родился 6 апреля 1933 года в подмосковной деревеньке, следом в семье появились еще двое детей. Мать трудилась дояркой, отец - агрономом. Жизнь в маленьком поселении была скучна и однообразна.
Очевидцы рассказывали, что мать Станислава, от природы наделенная артистическими данными, организовала кружок самодеятельности. Конечно, маленький сын не мог остаться в стороне. Утром он спешил вместе с матерью на скотный двор ухаживать за коровами, а вечером не пропускал ни одной репетиции. Став школьником, Стасик тоже записался в драмкружок.
Время было тяжелое, военное, и, чтобы помочь семье, мальчик в восемь лет устроился в совхоз сторожем. Окончив школу, пошел учиться в техникум на сварщика, а затем его призвали в армию. Если раньше Любшин никогда всерьез не задумывался об актерской стезе, то после армии понял: сцена так манит его, что ни на заводе, ни в родном совхозе работать он просто не сможет.
Сказать родителям о своем решении было боязно: высмеют, не отпустят. Но делать нечего - он уже самостоятельный и взрослый, откладывать разговор нельзя. Актер отчетливо помнит тот вечер - когда он вернулся домой, по телевизору шел концерт известного оперного певца Ивана Козловского. Юноша набрал в легкие побольше воздуха: «Мама, папа, я решил поступать в театральный!» Мать заплакала (вероятно, от радости за сына), а лицо отца стало суровым. «Если будешь, как он - отец указал на Козловского, - то иди. А если как он - палец переместился на кого-то из хора за спиной певца, - то не стоит!» Станислав воспринял слова отца как родительское благословение. Подав документы в Щепкинское училище, он поступил с первой попытки.
Любшин оказался способным студентом и вскоре стал одним из лучших на курсе. Удачный старт его карьере дала дипломная работа в «Оптимистической трагедии». Молодого артиста заметил Олег Табаков, присутствовавший на спектакле, и пригласил в театр «Современник».
Дружба с Табаковым принесла Станиславу главные роли в театральных постановках. Высокий, красивый, талантливый, Любшин сразу понравился публике, на спектаклях был аншлаг. Но что-то в закулисье пошло не так: спустя четыре года он перешел в Театр на Таганке, еще через три - в Театр им. Ермоловой; потом был Театр на Малой Бронной. «Свою» сцену Любшин нашел лишь в 1981 году в МХАТе, где служит до сих пор.
В 24 года Станислав начал сниматься в кино. Первые роли не принесли ему ни творческого удовлетворения, ни успеха. Слава пришла только после фильмов «Застава Ильича» (1964 г.) и «Щит и меч» (1968 г.). В последнем актер блестяще сыграл советского разведчика, навсегда закрепив за собой «героическое» амплуа.
Предложения сниматься посыпались на Любшина одно за другим. В 1968 году, по опросам зрителей, журнал «Советский экран» назвал его актером года. Отец мог по праву гордиться сыном. Однажды, когда Любшин выступал с Козловским в одном концерте, то рассказал ему историю своего поступления. Тенор похлопал его по плечу: «Ну, ты передай отцу, что стал лучше меня!»
На сегодняшний день в фильмографии Станислава Андреевича более 70 работ, среди которых такие жемчужины, как «Пять вечеров» (1978 г.), «Не стреляйте в белых лебедей» (1980 г.), «Кин-дза-дза!» (1986 г.), «Тартюф» (1989 г.) и другие. В 1981 году ему присвоили звание народного артиста РСФСР.
У Любшина были и востребованность, и любовь зрителей, и достаток. Но внутреннее беспокойство заставляло искать чего-то большего. Роли, которые артисту предлагали, были однотипными и маловыразительными. Заветной мечтой Станислава Любшина стало режиссерское кресло. Осуществить ее помогла дружба с Василием Шукшиным, начавшаяся с конфликта.
На съемках детской картины «Какое оно, море?» (1964 г.) Любшин играл вместе с блестящими актерами: Светланой Дружининой, Лидией Федосеевой, Вадимом Захарченко, Николаем Крючковым. Мешал работе лишь Василий Шукшин, который позволял себе уходить в запои и срывать съемки. Но коллеги его уважали, поэтому предпочитали молчать. Только Любшин однажды не выдержал и высказал Василию в лицо все, что думает. Поссорились. А ночью в дверь гостевого домика Станислава раздался стук. Шукшин в качестве объяснения и извинения принес ему почитать семь своих новых рассказов, написанных от руки. На Любшина они произвели сильнейшее впечатление: «Шукшин поразил меня своей искренностью...».
Василий Макарович предложил новому другу свой сценарий «Позови меня в даль светлую», но снять по нему фильм Любшину удалось лишь в 1977 году, уже после смерти Шукшина. Соавтором Любшина стал кинорежиссер Герман Лавров, картина имела успех. Однако в СССР Любшину пришлось столкнуться с таким чиновничьим произволом, бюрократическими проволочками и запретами, что желание быть режиссером пропало. Позже он снял еще один фильм - «Три года» (1980 г.), в соавторстве с Дмитрием Долининым, после чего вернулся к актерской деятельности.
Пока Станислав Любшин покорял свои высоты в карьере дома ему был обеспечен мощный тыл в лице супруги Светланы. Она родила Любшину двоих сыновей, взяла на себя весь быт.
Их брак был ранним: студентку сельхозакадемии отправили на практику в родную деревню Станислава. Не заметить красивую девушку Любшин просто не мог. Свидания на сеновале имели последствия: Светлана забеременела. Станислав решил жениться. И в тот непростой вечер с Козловским на телеэкране ему пришлось сообщить родителям сразу две новости...
Любшин имел репутацию примерного семьянина, хотя на него обращали внимание многие девушки. Ему приписывали романы с Анастасией Вертинской, Людмилой Гурченко, Жанной Болотовой и другими красавицами советского кино. «Может, у него и были какие-то романы на стороне, но я о них не знала и у нас была крепкая семья. Хотя я ревновала его постоянно!» - признавалась Светлана. Словно гром среди ясного неба для нее стало заявление 60-летнего супруга: после четырех десятков лет брака он уходит к другой.
Разлучницей стала 20-летняя журналистка Ирина Корнеева. Любшин понял, что наконец-то встретил любовь всей своей жизни. Дети давно взрослые, а былые чувства у них с женой давно испарились... И все же развод был долгим и болезненным.
Обиженная супруга обвиняла Ирину в корысти и желании «погреться» в лучах славы известного актера, требовала от Любшина завещать все имущество сыновьям. Между тем Ирина и Станислав Андреевич вот уже 25 лет вместе. Молодая жена стала для него словно кислородной маской: он воспрял и телом, и духом. Ирина окружила мужа заботой и стала для него секретарем (Любшин по сей день отказывается осваивать смартфон и Интернет) и даже сиделкой, когда у актера случился инсульт, и он вынужден был ходить с палочкой. «Талант такого масштаба не имеет возраста, он всегда сексуален!» - говорят о Любшине коллеги, которые с одобрением восприняли его второй брак. Поддержали его и сыновья, и внучка Даша, которая пошла по стопам деда и стала актрисой.
Сегодня в свои 85 лет Станислав Андреевич востребован в театре и кино, полон творческих планов. «Как в одной пьесе сказано, чем человек старше, тем он оптимистичнее смотрит на жизнь!» - смеется актер.