#
Биография и личная жизньИскусство → Илья Репин: "Последний приют"

Илья Репин: "Последний приют"


Художник Илья Репин

Илья Репин - автор знаменитых «Бурлаков на Волге» эмигрантом быть не собирался. Однако стал им, не выходя из собственного дома.

Художник всегда презирал искусство ради искусства. «Я не могу... делать из своих картин ковры, ласкающие глаз... - утверждал Репин. - Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворять мои идеи в правде». Полотно было для него отражением реальной, а не приукрашенной херувимами жизни. А жизнь в России в конце XIX века уже начала бурлить недовольством масс...

Хождение в народ, народовольчество, покушения на царя - все это стало обыденностью для новых реалий. И Репин писал ее, не скрывая симпатий к этим безумцам, противопоставившим себя системе. Так появлялись новые шедевры: «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Сходка».

Когда в 1887 году правительство издало циркуляр «О сокращении гимназического образования» (так называемый «Циркуляр о кухаркиных детях»), отсекавший детей крестьян, рабочих и лавочников от гимназического образования, художник негодовал: «Официально объявлено, что наши кучера, повара, кухарки - подлый народ, и на детях их лежит уже проклятие париев. И весь народ, для которого кучера и прочие уже высокопросвещенные люди, весь этот многочисленный и сильнейший народ молчит».

Всего этого было достаточно, чтобы Илья Репин приобрел большой авторитет в глазах революционеров.

Октябрьский переворот, совершенный большевиками, 73-летний Илья Ефимович встретил в Петрограде. Кажется, он и не заметил этого эпохального события, буднично работая в своей мастерской. Но то, что произошло потом, заставило мастера крепко задуматься.

Вакуум, когда старая власть уже свергнута, а новая еще не могла полностью занять ее место, оказался идеальной средой для расцвета криминала. Выходить на улицу стало опасно: пьяные матросы или урки-жиганы - что для одних, что для других «старорежимный» старичок в дорогом пальто был желанной добычей. В городе стали наблюдаться перебои с продуктами. А винтовочная стрельба по ночам?! Нет-нет, для пожилого художника все это слишком! Собрав вещи, Илья Ефимович поспешил выехать в свои любимые «Пенаты».

Эту усадьбу он задумал как подарок для своей второй жены, поэтессы Натальи Нордман-Северовой. В 1899 году Репин купил в княжестве Финляндском хутор Куоккала. Два гектара заболоченной местности и неказистый домишко... Но сам художник место считал идеальным. С одной стороны, до Петербурга всего каких-то 40 верст, с другой - берег Финского залива и полное уединение. Спустя несколько лет Илья Ефимович превратил этот дикий уголок в чудесное местечко с аллеями, беседками и прудом, наполняемым из артезианской скважины. Художник собственноручно копал канавы и насыпал холмы.


Наталья назвала имение «Пенаты». Согласно древнеримским мифам пенаты - боги-хранители домашнего очага. Здесь по средам супруги принимали гостей - писателей, композиторов, поэтов, художников. Среди богемы «Пенаты» завоевали репутацию культового места.

Но все это осталось там, в прошлой жизни. Еще в 1914 году Наталья Борисовна заболела туберкулезом и спустя полгода скончалась в Швейцарии. А потом - война, революции, смута. Национализировав финансовые структуры, большевики оставили Репина без копейки. Ранее состоятельный человек, он в одночасье потерял все. Правда, судьба смилостивилась над художником: «Пенаты» оставались в его владении.

В декабре 1918-го Советская Россия признала княжество Финляндское независимым государством. А раз так, то и законы большевистского правительства на ее территории не действовали. Только поэтому поместье осталось в собственности Репина. Хоть и нищий, он имел возможность творить в тишине и покое, не опасаясь, что хамоватые матросы или солдаты ворвутся в его дом и перевернут все вверх дном. А пропитанием его обеспечивала земля.

Страна истекала кровью и стонала от разрухи, но победители-большевики уже писали свою историю. Новая богема прославляла новые идеалы: поэты Владимир Маяковский, Демьян Бедный... Не оказались забыты и старые кумиры - Максим Горький стал одним из главных пролетарских писателей. А кто же в изобразительном искусстве?! Несомненно, он - живописец героев, положивших жизнь на алтарь революции, Илья Репин. Вот только в Советскую Россию художник не торопился. Он вновь стал востребован и не бедствовал, его картины покупали как в Финляндии, так и в Европе.

В Москве вопрос о возвращении Репина рассматривали на самом высоком уровне. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин вынес резолюцию: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры». И это едва не случилось.

В 1925 году живописец решил откликнуться на приглашение посетить выставку собственных картин в Русском музее. Но Вера, пообещавшая сопровождать престарелого отца в поездке, в последний момент отказалась составить ему компанию. Без нее Илья Ефимович поехать не решился.

Тогда к Репину отправили с уговорами его давнего приятеля - Корнея Чуковского. Через некоторое время писатель вернулся и сокрушенно доложил: все его попытки воздействовать на Репина разбились, как волна о камень. Любопытный факт: когда в Финляндии после смерти Ильи Ефимовича в 1930 году были опубликованы его дневники, в них можно было прочесть такие строки: «Приезжал Корней. Между прочим, не советовал возвращаться». Вернуть живописца в Россию пытался и его сын Юрий, но тоже безрезультатно.

Между тем советская власть отступать не желала. В 1926 году в «Пенаты» нагрянула делегация пролетарских живописцев во главе с учеником Репина - Исааком Бродским. Последний у новой власти был в фаворе и убеждал учителя: тому не то, что ничего не грозит, напротив - он будет всячески обласкан и уважаем. А чтобы Илье Ефимовичу легче думалось, Бродский оставил старику две тысячи долларов из партийной кассы. По тем временам сумма астрономическая!

Даже после письма самого Клима Ворошилова, в котором тот обещал выполнить все требования Репина в случае возвращения в СССР, художник предпочел остаться в Куоккале - не смог переступить через себя. То лихолетье и муки народа, за счастье которого якобы боролись большевики, стали для Ильи Ефимовича непреодолимым барьером на пути в новую Россию. Свои ощущения от пережитого он выразил в работе с говорящим названием «Большевики. Красноармеец, отнимающий хлеб у ребенка». Словно испытывая отвращение к этим «героям», Репин создал картину в несвойственной ему манере. Полотно писал как будто не мастер кисти, а заштатный декоратор. В СССР ее никогда не упоминали.

Илья Ефимович прожил долгую жизнь - 86 лет. Похоронили его, согласно последней воле художника, в «Пенатах». А в 1940 году, спустя 10 лет после смерти, он все-таки «вернулся» на родину: Куоккала отошла к СССР и сейчас называется Репино.

Автор: Егор Маровский
Напишите свой отзыв