#
Биография и личная жизньИскусство → Сергей Юрский: "Против всех правил"

Сергей Юрский: "Против всех правил"


Актер Сергей Юрский

«Запреты надо нарушать, - любил повторять Сергей Юрьевич. И добавлял: - Но разумно, талантливо и со вкусом!» Именно так он и поступал.

Сергей Юрский - один из самых закрытых актеров. Он не любил рассказывать о себе и тем более не признавал публичных исповедей, таких популярных сегодня у многих звезд. Даже просто взять у него интервью - задача была не из простых. Хотя рассказать ему было что...

Свой первый драматический спектакль Сергей смотрел в пустом зале. Это была генеральная репетиция: актеры загримированы, все по-настоящему, как на премьере. Режиссер нервно курил у дверей. А его семилетний сын зачарованно смотрел на сцену, где разворачивалась военная драма.

Это был 1942 год. Семья Юрия Юрского, худрука Московского цирка, находилась в эвакуации. Сережа, несмотря на свой юный возраст, уже повидал ужасы войны - голод, холод, долгое безрадостное путешествие в Сибирь в переполненном товарном вагоне. Успел потерять и близкого человека - любимого дядю, погибшего под Киевом. Мальчик очень хорошо знал, что война - это беда и несчастье.

Глядя на сцену, Сергей увидел отражение этой беды. Оно было таким настоящим, таким концентрированным и пугающим, что ребенок сам не заметил, как по его щекам потекли слезы. Тогда он, впервые в жизни, ощутил на себе силу драматического искусства. Почувствовал, что театр показывает саму жизнь, только более ярко, более чисто. С того момента и навсегда он влюбился в сцену.

Отец Сергея был талантливым актером, но к моменту рождения сына ушел из театра. После войны Юрский-старший руководил Цирком на Цветном бульваре, и жизнь семьи проходила в этом цирке. Причем в буквальном смысле: у Юрских долгое время не было жилья, и они втроем ютились в крошечной гри-мерке. Сережа не ходил в цирк, как другие дети, - он жил в нем. Знал «в лицо» каждого медведя и тигра, учился фокусам у иллюзиониста, шуткам - у клоунов. Мог балансировать на канате и ловко перепрыгивать с трапеции на трапецию. Казалось, цирк должен был стать его судьбой. Но Сережа грезил театром.

Когда он впервые поделился своей мечтой с отцом, тот отнесся к ней скептически: сомневался, что у сына есть драматический талант, и не желал ему судьбы невостребованного, никому не нужного актера. А сын тем временем записался во все театральные кружки и с азартом принялся играть разноплановые роли. Отец ходил на все спектакли, вежливо аплодировал, а потом, дома, пародировал игру своего отпрыска - и делал это талантливо. В первые секунды Сергей обычно обижался, а потом начинал хохотать - настолько точна была пародия! Глядя на отца, юный актер видел себя со стороны, мог, как под лупой, разглядеть свои ошибки. Это был бесценный опыт, которого не получишь в театральных вузах. «Отец не делал мне скидок, не гладил меня по головке, - вспоминал артист. - Он относился ко мне как личности и судил по профессиональной шкале».

Окончив школу, Юрский, по совету родителей, подал документы на юридический факультет Ленинградского университета. Они, всю жизнь мотавшиеся по стране за нелегким куском артистического хлеба, хотели для сына спокойного и благополучного будущего. И все-таки в свободное от учебы время Сергей продолжал играть на сцене самодеятельного Театра-студии ЛГУ.

Через три года отец пришел на один из его спектаклей. Это была важная премьера, Сергей играл главную роль и страшно волновался. И вот, в комической сцене, сквозь гул и шум публики, он услышал громкий смех отца. «Это была самая счастливая минута моей жизни», - признавался Юрский годы спустя. После спектакля отец пришел за кулисы, расцеловал его и произнес: «Сынок, да ты актер!»

Сергей, не раздумывая, тут же ушел из университета и подал документы в Ленинградский театральный институт. Теперь он верил в свои силы. Поступил с первой же попытки. На занятия летал как на крыльях - чувствовал, что занимается тем, чем должен.

Отца не стало рано -Сергею только исполнилось 22 года. С огромным трудом юноша пережил эту потерю. А позже, став знаменитым актером, сетовал только об одном: отец так и не увидел его на большой сцене.

В БДТ Сергея пригласили еще на втором курсе, что было неслыханно: студент играет в ведущем театре страны! Георгий Товстоногов сразу разглядел талант Юрского и задействовал его во многих спектаклях. Его Чацкий до сих пор считается лучшим в истории театра. Зрители тогда шли именно на Юрского, билетов было не достать, занимать очередь в кассу приходилось с ночи! Сегодня трудно представить подобный ажиотаж вокруг спектакля, но тогда «Горе от ума» в постановке БДТ был настоящим глотком свежего воздуха.

В кино Юрскому долго не везло: фильмы с его участием попадали на полку. Он был неформатным, «не таким», и чиновники не могли этого не заметить. В 1961 году Эльдар Рязанов снял его в фантастической сатире «Человек ниоткуда». Юрский оказался единственным актером, который подходил на роль странноватого чудака, попавшего в Советский Союз из дикого племени. Это была блестящая, нестандартная работа. Но худсовет назвал фильм «безыдейной белибердой» и запретил к показу.

Потом была «Республика ШКИД» (1966 г.). Герой Юрского, директор интерната для беспризорников идет против системы и добивается своей цели - исцеляет израненные души обездоленных детей. Фильм занесли в черный список, назвав «энциклопедией для хулиганов». Он 11 лет лежал на полке.

Сергей Юрский всегда мечтал сыграть Остапа Бендера, а когда в 1968 году его утвердили на роль, очень волновался: а вдруг не справится? Его великий комбинатор получился драматической фигурой, больше философом, чем авантюристом. Сейчас это кажется странным, но сразу после выхода фильм не пользовался особой популярностью ни у критиков, ни у зрителей. Его «разглядели» и записали в классику кинематографа гораздо позже.

После стольких неудач актер хотел совсем оставить кино, но, к счастью, нашлись режиссеры, убедившие его сниматься. «Место встречи изменить нельзя» (1979 г.), «Ищите женщину» (1982 г.), «Король-олень» (1969 г.) и, конечно, народная комедия «Любовь и голуби» (1984 г.) -это лишь небольшая часть его талантливых работ.

Случайных, проходных ролей у Сергея Юрьевича не было. «Он выбирал лучшее, - рассказывает хорошо знакомый с ним Владимир Винокур. - И делал все идеально. Он - гений». В то же время, по воспоминаниям режиссера Аллы Суриковой, с Юрским было трудно работать: он ни в чем не шел на компромисс. Актер всегда, при любых обстоятельствах оставался собой.

Кинематограф подарил Юрскому любовь всей жизни - актрису Наталью Тенякову, с которой они прожили полвека. «С ней легко и радостно. И играть на сцене, и жить», - делился актер. Его жена озвучивала другой секрет семейного счастья: «Он всегда мог меня насмешить!»

Они встретились на съемочной площадке. Юрский - известный артист, Тенякова - студентка, получившая первую роль в кино. Когда Сергей галантно поцеловал ей руку, у Натальи перехватило дыхание... Несмотря на юный возраст, она уже успела выскочить замуж. В тот вечер, вернувшись домой, она сказала мужу: «Кажется, я влюбилась». Тот принял ее слова за шутку. Но у этой шутки было продолжение длиной в полвека.

Сергей тоже был тогда несвободен - жил в гражданском браке с ведущей актрисой БДТ Зинаидой Шарко, на шесть лет старше его. Отношения длились несколько лет, но актеры так и не поженились официально. Рассказывают, что, увидев Наташу рядом с Сергеем, мудрая Зинаида Максимовна произнесла: «Вот к ней-то он от меня и уйдет». Она тяжело переживала расставание, грозилась даже покончить с собой. Но Юрский был тверд и честен: он полюбил другую и хочет быть с ней.

С Натальей они расписались, просто зайдя в загс на очередных гастролях. Причина была проста - актеров отказались поселить в один номер, аргументируя тем, что они не муж и жена.

В конце 1970-х Юрский попал в опалу. «Он действовал на нервы власти», - вспоминает его друг режиссер Андрей Смирнов. Сергей Юрьевич ставил пьесы Булгакова, общался с Солженицыным, дружил с Барышниковым и Бродским. Как-то его вызвали на допрос в КГБ - и там он услышал: «Вы общаетесь с изменниками Родины!». Юрского записали в «неблагонадежные» элементы, «запретили» -перестали давать роли в театре, приглашать в кино и на радио.

Вокруг актера сгущались тучи. В театре стали мелькать некие личности в серых костюмах, они вели беседы с коллегами Юрского, расспрашивали о его взглядах и интересах. Как-то один из таких «серых» зашел в гримерку к Наталье Теняковой и начал разговор, полный намеков. У Юрского серьезные проблемы - подумайте, стоит ли вам оставаться рядом с ним... Наталья выгнала «доброжелателя» взашей, а на следующий день пошла в загс и поменяла фамилию. Стала Юрской, чтобы ни у кого не осталось сомнений: она с мужем до конца, при любых обстоятельствах.


Юрский переживал опалу тяжело, он не мог работать, не мог прокормить семью. Поэтому ухватился за призрачную возможность получить место в Театре им. Моссовета. (Позже он стал режиссером этого театра.) Хоть и жаль было покидать родной Ленинград, театр, к которому он прикипел душой...

Жизнь в Москве долгое время была неустроенной. «Мы были нищими, денег не было совсем», - вспоминает Наталья Тенякова. Тем не менее все окончилось не так плохо. Других неугодных упекали в психбольницы и тюрьмы, отправляли в принудительную эмиграцию, и Сергей Юрьевич понимал: он еще легко отделался.

Сергей Юрский прожил долгую, счастливую и плодотворную жизнь. Его старость тоже была вполне благополучной. Хотя без серьезных проблем, расшатавших здоровье, не обошлось. И пришли они, откуда не ждали, - от любимой дочери!

Даша росла серьезным и самостоятельным ребенком. «Кто-то же должен быть взрослым в этой семье!», - любила повторять она. Родители то на съемках, то на гастролях, быт их не особо волновал. И Сергей, и Наталья всегда говорили: «У нас золотой ребенок, никаких проблем, никакого переходного возраста». Переходный возраст с сопутствующим ему бунтом все же наступил -он настиг Дарью на четвертом десятке лет.

Она рано вышла замуж за своего одноклассника, и это была вполне счастливая семья. Появление на свет сына Георгия - отдельная история. Новоиспеченный дед тогда страшно разволновался. А Дарья услышала, как он ответил по телефону: «Да, внучка. Почему девочка?! Мальчик!» Эта фраза вошла в семейную историю.

Через несколько лет у Дарьи случился тот самый бунт - она внезапно развелась с мужем и вышла замуж за актера Магомеда Костоева. Отец был в ужасе. «Ты сошла с ума!» - говорил он дочери. И не хотел даже знакомиться с новым зятем. Очень скоро Дарья поняла, что Сергей Юрьевич был прав: у нее, действительно, случилось какое-то помутнение рассудка, если она сотворила такое. У них с Магомедом уже родился сын Апишер, когда Дарья, наконец, осознала: муж - совершенно чужой ей человек.

И тут началось самое страшное. Магомед - ингуш по национальности, по традициям его народа дети в случае развода остаются с отцом. Когда Сергей Юрский узнал, что его внука собираются увезти в Ингушетию и воспитывать по мусульманским законам, его чуть не хватил удар. Это была настоящая война - ребенка прятали, Дарья скрывалась. Сергей Юрьевич боролся за внука, как лев: он поднял на ноги все властные структуры, даже связался с Рамзаном Кадыровым, чтобы вразумить агрессивно настроенного бывшего зятя. Благодаря его стараниям Алишер остался в Москве. А у актера прибавилось седых волос и стало чаще прихватывать сердце.

Он никогда не жаловался на здоровье, хотя много лет страдал диабетом, имел серьезные проблемы с почками и суставами, болели ноги. А сердце, главный рабочий орган актера, было сильно изношено. Но он держался, даже после 80 выходил на сцену, ставил спектакли, продолжал писать книги и пьесы под псевдонимом Игорь Вацетис.

К концу 2018 года Сергей Юрьевич перестал появляться на публике, даже в любимом театре. Пошли слухи о его болезни, и, хотя семья актера их не подтверждала, было очевидно: что-то не так.

В декабре артист попал в больницу в тяжелом состоянии, у него диагностировали стрептококковую инфекцию - рожистое воспаление. Эта коварная болезнь крайне опасна для пожилых и ослабленных людей. Врачи смогли избавить Сергея Юрьевича от острых симптомов, однако начались осложнения.

Давление то и дело поднималось до критических отметок, уровень сахара в крови был нестабильным, что грозило инсулиновой комой. Два месяца жена и дочь не отходили от постели актера. Они скрупулезно выполняли все предписания врачей и надеялись, что Сергей Юрьевич поправится.

К сожалению, этого не произошло. Утром 8 февраля Юрский потерял сознание. Родные немедленно вызвали скорую, которая приехала на удивление быстро. Но помочь врачи уже не могли: они лишь зафиксировали смерть артиста от остановки сердца.

Прощание с Сергеем Юрьевичем прошло в Театре им. Моссовета, которому он отдал почти 40 лет. Актера проводили в последний путь бурными аплодисментами и криками «Браво!».

А эксперты тем временем пытаются оценить наследство, оставленное актером. Это подмосковная дача стоимостью около 30 миллионов рублей и московская квартира, оцененная в более скромную сумму - 18 миллионов. Все это достанется его прямым наследникам - вдове и дочери.

Автор: Кира Малинина
Напишите свой отзыв