Анастасия Вертинская - биография личной жизни

Анастасия ВертинскаяАнастасия Вертинская выбрала актерскую профессию и добилась славы. А свою не сложившуюся личную жизнь считает не такой уж высокой платой за успех.

Она появилась на свет в номере столичной гостиницы «Метрополь» 19 декабря 1944 года, когда родители вернулись после долгих лет эмиграции из Шанхая. У Насти уже была старшая сестра Марианна, к которой она ужасно ревновала своего знаменитого отца - певца Александра Вертинского.

«Конечно, только любимую дочку можно назвать Марианной! А нелюбимую - Анастасией, - надувала красивые губки девочка. -Всех уборщиц всегда зовут Настеньками». Отец даже прозвал Настю «маленькой стервой» - за то что она все время дралась со старшей сестрой.

Мама, Лидия Циргвава (грузинка по национальности), подарившая Насте яркую внешность, была на 34 года младше мужа. «Мы звали ее Лиля, - вспоминает актриса. - Она была не матерью, а третьей дочкой в нашей семье, причем самой младшей и избалованной. В отличие от нас, ей прощалось все: капризы, прихоти, дурное настроение...» Молодая жена была Вертинскому вместо дочери, поэтому он не хотел иметь детей. Особенно был против рождения Анастасии - вероятно, понимал, что в силу возраста не успеет ее вырастить.

Воспитанием Насти и ее сестры занималась грузинская бабушка - полная противоположность наивной и легкомысленной матери. Строгая и требовательная Лидия Павловна приучила внучек вести домашнее хозяйство, печь пироги, а когда что-то шло не так, немедленно хваталась за розги.

Отца Настя видела редко, зато часто слышала его голос: шлягер Вертинского «Доченьки» звучал из каждого окна. Сильнее, чем эта песня, ее раздражала лишь фраза: «А ты что, дочка Вертинского?»

По словам самой актрисы, в детстве у нее был характер чертенка - взрывной и неуправляемый. Она росла умной девочкой, любила музыку, разбиралась в литературе и искусстве, однако с дисциплиной были проблемы. И хотя отец никогда не отчитывал ее за плохие отметки в школе, она, чтобы порадовать его, постоянно приносила домой пятерки по пению.

Дистанция - вот что всегда определяло жизнь Насти. Она была девочкой из интеллигентной, хорошо обеспеченной семьи, ее отец - кумир миллионов. Жили они в доме по соседству с Елисеевским магазином. Красная и черная икра, копченый сиг, ветчина со слезой были будничными блюдами. В выходные папа водил дочерей в ресторан, где угощал суфле и мороженым на серебряном подносе. Из командировок присылал «что-нибудь этакое» - орешки в сахаре, заморские фрукты, фарфоровых кукол, шубки, лакированные ботиночки...

У Насти всегда имелись карманные деньги - на них она после школы покупала конфеты и съедала их по дороге. От обеда дома обычно отказывалась. «Посмотри на себя - ты же бледная и тощая! У ребенка наверняка глисты!» - сокрушалась бабушка.

Чтобы хоть как-то приблизить дочерей к советским реалиям, Вертинский решил отправить их в пионерский лагерь, причем сразу на все лето. С антресолей родители достали два добротных немецких чемодана из толстой коровьей кожи, набили их до отказа теплыми свитерами, деликатесами и благословили...

Когда в августе водитель забрал девочек из пионерлагеря, в квартиру ввалились два горластых существа в неопрятной одежде и с нечесаными волосами. Не обращая никакого внимания на отца с матерью, они помчались на кухню, где грязными руками хватали со сковороды котлеты и уплетали их, сопровождая свои действия отборными словечками.

Вместе с ними «приехал» дешевый тканевый чемодан - совершенно пустой, если не считать застиранной майки с вышитым: «Костя К., 4 отряд» и черных сатиновых шаровар с надписью «2 отряд». Чувствуя себя на грани обморока, Вертинский молча отправился в свой кабинет, а мать принялась отмывать девочек. Вывести вшей не удалось, поэтому «пионерок» обрили налысо. Больше экспериментов над детьми в семье не проводили и далеко от дома не отпускали.

Единственным местом, где Анастасия чувствовала себя свободно и комфортно, был театр. Особенно если на сцене шел балет. Она тоже мечтала танцевать, но двери балетной школы перед ней закрылись, прежде чем она успела постучаться. Суровая дама из приемной комиссии, едва глянув в сторону Насти, объявила: в балерины девочка не годится... из-за грузной фигуры! Впрочем, та долго горевать не стала - решила посвятить себя второму увлечению: иностранным языкам.

Настя училась в старших классах, когда на нее вышли ассистенты киносказочника Александра Птушко и пригласили на пробы к фильму «Алые паруса». Девушка носила тогда короткую стрижку и предстала перед режиссером в модном спортивном костюме. Александр Лукич, видевший свою героиню совсем иной, даже разговаривать с Вертинской не стал. И только когда на нее надели парик с длинными волосами, переодели в красивое платье, а затем подсунули снимки на стол режиссеру, Птушко понял: перед ним - та самая Ассоль, которую он так долго искал.

Девушка не знала, как вести себя перед камерой: что говорить, куда встать. А озвучку роли и вовсе провалила - в результате ее героиня в фильме говорит голосом другой актрисы. Тем не менее, успех «Алых парусов» был грандиозным. Вертинская не могла спокойно зайти в булочную или проехать в трамвае - всюду ее узнавали, задавали вопросы, хватали за рукав, просили автограф. Неожиданная популярность оказалась для хрупких плеч Анастасии слишком тяжелой ношей. Юная актриса ощутила на себе все бремя славы - от любви до попытки плеснуть ей в лицо кислотой. И все же, получив приглашение на новую роль в фильме «Человек-амфибия», Вертинская не раздумывая согласилась.

На съемках не умевшая плавать Анастасия не только научилась подолгу находиться в холодной воде, но и нырять на глубину - без дублеров и даже без акваланга. Такая самоотверженность принесла плоды: фильм стал лидером проката 1962 года, а Вертинская получила статус советской кинозвезды. После окончания школы

- невиданный прецедент!

- ее, не имевшую актерского образования, приняли в Московский театр им. Пушкина. Отъездив год по стране с гастролями, Анастасия подала документы в Щукинское театральное училище и... провалилась. Советская кинозвезда не смогла сдать вступительные экзамены в театральный! Это был позор, пятно на звездной фамилии отца, которого к тому моменту вот уже пять лет не было в живых. А к памяти Александра Николаевича Анастасия относилась благоговейно - много лет спустя она даже не разрешит единственному сыну взять фамилию Вертинский, заявив: «Мой отец был настолько великим, что для российской культуры достаточно одного его имени».

Утаив от всех свое первое поражение, Анастасия тщательно подготовилась и со второй попытки все-таки поступила. Учиться ей было тяжело. Она не могла существовать в предложенных рамках, то и дело выполняла задания по-своему, за что многие преподаватели ее не любили. К тому же на курсе у нее не было друзей, одни лишь завистники.

Вертинская держалась очень скромно, но однокурсницы все равно перешептывались у нее за спиной, называя выскочкой. А молодые люди влюблялись и ухаживали, но, видимо, уж слишком неделикатно. Говорят, однажды Анастасия по всему училищу убегала от парня, в руках которого был нож, - он кричал, что зарежет ее и покончит с собой.

Третьим бриллиантом в ожерелье славы молодой Анастасии Вертинской стала роль Офелии в «Гамлете» Григория Козинцева. Сыграть в кино невесту Гамлета мечтает каждая актриса, а Вертинская до нее снизошла. От нее не скрывали: ее утвердили не за актерский талант (который открыто называли весьма посредственным), а исключительно за внешние данные - «хрупкость, чистоту, образ, похожий на портреты Возрождения».

Аркадий Райкин вспоминал: «Когда я впервые увидел Вертинскую, я не мог оторвать от нее глаз. Взгляд к ней просто прилипал!» Сомнительный комплимент для девушки, мечтающей самоутвердиться в профессии. Успех у фильма был оглушительный, он принес международную известность актерам. Однако положительных отзывов Анастасия не запомнила, только унизительную критику: «Внешние движения актрисы не таят под собой движений внутренних». В то же время совместная работа с гениальным Иннокентием Смоктуновским подарила ей то знание, которого она тогда не могла открыть самостоятельно: профессия актера - не ремесло, а таинство, откровение.

Но как быть, если все самые яркие роли в своей карьере ты уже сыграла, а тебе всего 20? Перед Анастасией Вертинской было два пути: размениваться на эпизоды - или отказаться от профессии актрисы. Умная девушка понимала, что ее несоветские внешность и манеры не обеспечат главных ролей в киноискусстве пролетариата. Продолжая изредка сниматься, она посвятила свой талант театру - сначала «Современнику», затем МХАТу. А потом и вовсе исчезла с театрального горизонта на 12 лет - уехала преподавать за границу.

Поначалу Вертинская пребывала в эйфории: «Классно было все. Вырваться из-под ига главного режиссера и всей рабской системы. Мне нравилось все, начиная с момента упаковки чемодана...» Однако вскоре ее охватила отчаянная тоска по родине - как когда-то и ее отца перед самым рождением Анастасии.

Личная жизнь Анастасии Вертинской оказалась не менее насыщенной, чем профессиональная: многочисленные поклонники, страстные романы... А вот официальный брак -только один. В настоящее время Анастасия Александровна называет себя индивидуалисткой и противницей супружества, называя брак дикостью и пережитком прошлого. Кто же тот единственный, заставивший ее так разочароваться в супружестве?

Им был любимец женщин Никита Михалков. Никита учился с Анастасией на одном курсе и сразу дал понять, что понимает ее чувства: он ведь тоже из знаменитой семьи. Вспыхнул яркий студенческий роман. Они были молоды, красивы, талантливы. Сразу стали жить вместе, а через полгода после рождения сына Степана официально поженились.

Но семьи не сложилось. Никита ждал от жены признания его лидерства, а та уступать не желала. Стоять у плиты, нянчиться с ребенком и ждать возвращения мужа с работы - это не для нее. Анастасия хотела строить свою карьеру. «Обоих мучила жажда самоутверждения. Кому-то надо было отступиться от своей профессии ради сохранения брака. Но и он, и я оказались к этому не готовы», - объясняет Вертинская. После развода взаимных обид было предостаточно, но с годами актриса смогла простить звездного мужа и наладить с ним хорошие отношения.

Отдых в Крыму подарил Анастасии романтическую встречу с певцом Александром Градским. Их отношения продлились два года. Сегодня Вертинская отказывается даже вспоминать об этом романе. Близкие друзья намекают: причиной расставания пары стали нелестные отзывы Градского о песнях Александра Вертинского. Такого Анастасия терпеть не станет. «Мы с ним выросли в разных детских», -пояснила актриса причину расставания с певцом.

Однажды на гастролях в Ташкенте в окно гостиничного номера Анастасии залез мужчина. Им оказался коллега по съемкам Олег Ефремов: он произнес длинный и красивый монолог - признание в любви. Рыцарский поступок и талант Ефремова покорили Вертинскую...

Их называли самой красивой актерской парой, но они были слишком разные. Привыкшая к красивой жизни Анастасия все время пыталась «доработать» Олега, происходившего из простой рабочей семьи. Она сделала за свой счет ремонт в его квартире, покупала ему импортные костюмы, дарила дорогой парфюм. Но Ефремов то бутерброд на пиджак уронит, то на шляпу сядет - бытовые вопросы интересовали его куда меньше, чем режиссерская работа. К тому же он часто уходил в запои.

Олег постоянно обещал развестись и жениться на любимой, отдать ей главные роли в спектаклях. Но время шло, а исполнять клятвы он не торопился. И когда наконец развелся и позвал Вертинскую замуж, она поняла, что разлюбила, - и ушла. Хотя в одном из интервью актриса признавалась: с Ефремовым они часто сходились и расходились, и их роман длился больше 20 лет.

В какой-то момент Анастасия Александровна решила, что вполне самодостаточна и может обходиться без представителей сильного пола: «К черту все эти драмы!» Главным мужчиной своей жизни она называет сына (говорят, Степан удивительно похож на деда, Александра Вертинского). Он выбрал карьеру ресторатора, счастливо женился и подарил маме четырех прекрасных внуков. А в феврале 2018 года Анастасия Александровна стала еще и прабабушкой.

В настоящее время она оставила театр и кино, но не исключает своего возвращения, «если предложат что-то стоящее». Вертинская организовала Благотворительный фонд русских актеров и занимается общественной деятельностью. Наконец-то у нее появилось время для дела, которое она называет главной миссией всей своей жизни, - заняться наследием Александра Вертинского. Она работает над реставрацией его песен, изданием сборников стихов и мемуаров.

Марина Соболева
 281

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Комментарии

Оставить комментарий