Полное имя: Роман Андреевич Карцев
Дата рождения: 20 мая 1939 г.
Знак зодиака: Телец
Возраст: 79 лет
Место рождения: Одесса
Национальность: Еврейская
Дата смерти: 2 октября 2018 г.
Деятельность: Актер, юморист
Рост: 160 см
Образование: ГИТИС
Семейное положение: Был женат
Супруг(а): Виктория Павловна Кассинская
Дети: Павел Романович Кассинский, Елена Романовна Кассинская
Дата рождения: 20 мая 1939 г.
Знак зодиака: Телец
Возраст: 79 лет
Место рождения: Одесса
Национальность: Еврейская
Дата смерти: 2 октября 2018 г.
Деятельность: Актер, юморист
Рост: 160 см
Образование: ГИТИС
Семейное положение: Был женат
Супруг(а): Виктория Павловна Кассинская
Дети: Павел Романович Кассинский, Елена Романовна Кассинская
Роман Карцев — биография
Роман Карцев всегда старался держать планку, заданную его учителем Аркадием Райкиным. «Юмор должен быть осмысленным», - любил повторять он.
Роман родился в Одессе - и этим многое сказано. С молоком матери впитал специфический одесский юмор и особый взгляд на жизнь. Став известным артистом, поездив по миру и обосновавшись в Москве, Карцев продолжал повторять: «Одесса - лучший город на свете».
Еще в детстве Роман получил прозвище Артист -он играл в драмкружке ДК моряков, и у него уже тогда были свои поклонники из числа одесской шпаны. Они заваливались на выступления толпой, усаживались на последний ряд и кричали: «Ромка, жги!» Тот старался изо всех сил: звонким голосом произносил реплики, заставляя зрителей хохотать.
Карцеву всегда нравилось смешить окружающих, за это мальчика любили одноклассники и не жаловали учителя. Когда Артист начинал паясничать, учебный процесс останавливался. «Был один мудрый учитель, - вспоминал Роман Андреевич, -он заходил в класс и говорил: "Пусть сначала Рома откривляется, а потом я начну урок"».
Роман Карцев появился на свет 20 мая 1939 года в еврейской семье. Строгий отец Аншель Зельманович Кац считал «все эти драмкружки и театры» занятием несерьезным и настоял, чтобы сын выучился на наладчика швейных машин. Роман даже успел поработать в пошивочном цехе. А потом все же отправился в Москву, чтобы стать артистом. Мать — Сура-Лея Рувиновна Фуксман — работала в парторганизации обувной фабрики. У него Ромы были брат Алик и сестра Лиза.
Столица неприветливо приняла одессита с такой неудобной фамилией Кац. Его не взяли ни в один театральный вуз - удалось поступить лишь в цирковое училище. Но радость была недолгой. Пришел приказ сократить группу, и Романа Карцева отчислили первым.
Возвращаться домой не хотелось. Роману повезло: его заметил Аркадий Райкин и пригласил в свой театр. Он же предложил поменять фамилию на Карцева, с тонкой иронией сообщив, что она слишком короткая для театра. Конечно, оба понимали, что дело вовсе не в количестве букв.
Карьера Романа Карцева
Рассказывая о своем творчестве, Карцев постоянно говорил «мы». Потому что с самого начала творческой карьеры работал не один. Еще в Одессе он познакомился с Виктором Ильченко и Михаилом Жванецким. Оказавшись в Москве, позвал их к себе. Жванецкий писал тексты, Карцев и Ильченко разыгрывали их на сцене. Пересказать их выступления невозможно, читать с листа как рассказ - бессмысленно. Лишь в исполнении двух талантливых артистов миниатюры оживали, раскрывались, заставляя зрителей хохотать до упаду и в то же время задумываться.
Ильченко и Карцев 30 лет работали вместе. И не только работали - дружили семьями, не расставаясь ни в будни, ни в выходные. «Как-то про моего сына сказали: "Это ребенок Карцева и Ильченко"», - со смехом рассказывал Роман Андреевич. Их связывало нечто большее, чем дружба, они проросли друг в друга, понимали с полуслова, с полувзгляда. А сколько раз на концертах выдавали блестящие экспромты! Одному приходила в голову удачная мысль, второй, уловив суть, подхватывал, развивал... Такое взаимопонимание встречается нечасто.
В начале 1990-х Ильченко заболел. У него обнаружили рак, операция принесла только временное облегчение. Роман Андреевич не хотел верить, что друга может не стать. Отказался отменять запланированные гастроли, повторял: «Витя обязательно поправится». Не поправился. После похорон Карцев все же поехал на гастроли - один, с кровоточащей раной в сердце. Выходил на сцену и говорил: «Мы должны быть здесь вдвоем, но Вити больше нет...» Зрители вставали, а он начинал концерт. И отыгрывал его в память о Викторе Ильченко.
В 2001 году вышла книга Романа Карцева «Малой, Сухой и Писатель» - о дружбе между тремя одесситами, о покорении ими Москвы, о жизни, любви, ушедшей молодости.
Личная жизнь
Карцев был невысоким, худым и до 30 лет покупал себе одежду в «Детском мире». Но никогда не мучился комплексами по поводу своей внешности. «Природа обделила меня ростом и весом, - говорил он, - зато щедро отмерила чувство юмора, чтобы я мог над собой смеяться».
Женился Роман на стройной красавице, на 10 сантиметров выше него и на 10 лет моложе. Тогда он поссорился с Райкиным, хлопнул дверью и вернулся в Одессу. Как это нередко бывало в его жизни, вспыльчивый Карцев вскоре пожалел о своей несдержанности. Но позже понял: все было не случайно. Если бы не эта ссора, он остался бы в Москве и никогда не познакомился бы с Викторией.
Виктория стала для Романа Карцева единственной на всю жизнь. Растила детей, пока муж по восемь месяцев в году пропадал на гастролях, накрывала щедрый стол, когда к нему приходили друзья. Держала за руку в последние дни жизни, когда он уже не мог сказать ей: «Я тебя люблю». Виктория и так знала, что любит: он доказывал это всю жизнь.
Последние годы
В последние годы Роман Андреевич часто жаловался на сердце. Врачи прописывали ему лекарства и процедуры, но толку от них было немного. Концертов становилось все меньше, но не потому, что он не мог собрать зал. Мог - хоть Кремлевский, хоть Олимпийский. Но сил на масштабные выступления у Карцева уже не осталось.
Ему, десятки лет колесившему по стране и любившему кочевую жизнь, пришлось стать домоседом. Но не отшельником - не тот характер. В доме Карцева, который он в шутку называл подмосковным филиалом Одессы», часто собирались друзья. Гостеприимный хозяин угощал их своими фирменными солеными арбузами, развлекал анекдотами, а когда все уходили - буквально падал без сил.
В конце июля у Романа Андреевича случился инсульт. Уже не первый, но до этого врачи диагностировали микроинсульты, и ему удавалось выкарабкаться. На этот раз все было очень серьезно. И все же родные надеялись на восстановление - пока не началось воспаление легких. Это заболевание смертельно опасно для тяжелобольного человека. Роман Карцев продержался три месяца...
Роман Карцев был прикован к постели, почти не мог двигаться и говорить. Ему не нравилась больничная обстановка, он мечтал вернуться домой и, когда придет его час, умереть в родных стенах. Но состояние было настолько тяжелым, что отпустить больного врачи не могли.
Последние три месяца стали для Романа Андреевича сплошным мучением. Поначалу он пытался бодриться, но в его состоянии это было практически невозможно. Актер понимал, что ему осталось недолго, мужественно терпел боль и с грустью смотрел на слезы родных и друзей. Семья была рядом до последней минуты: жена, сын, дочь, внуки дежурили у его постели Карцева, сменяя друг друга.
Болезнь и смерть
Михаил Жванецкий постоянно навещал друга, и его сердце разрывалось от вида его страданий. Смерть Романа Андреевича стала для него настоящей трагедией. «Я потерял не просто друга, брата, - делится Жванецкий. - Когда-то мы втроем покоряли Москву, а теперь я остался один...»
Сердце Романа Карцева остановилось 2 октября. У него случился инфаркт, что на фоне недавно пережитого инсульта не давало никаких шансов.
«Я бы хотел, чтобы меня похоронили рядом с Витей», - сказал Роман Карцев в одном из последних интервью. Он часто приходил на могилу Ильченко, приносил цветы и возлагал их у подножия - как зрители на сцену после выступления. Теперь цветы несут на его могилу. Желание исполнилось: он покоится рядом с другом, на Аллее актеров Троекуровского кладбища.