«То, какой длины будет жизнь, зависит от Бога, а вот какой ширины и насыщенности, - от самого человека», - эти слова Александр Абдулов произнес незадолго до смерти.
Александра Абдулова считали баловнем судьбы - он взмыл на вершину славы с первой же крупной роли в кино и смог удержаться там до конца своих дней. Но мало кто знает, что до «Обыкновенного чуда» он целых 10 лет снимался в эпизодах массовке - ни один режиссер не замечал его таланта.
Когда с легкой руки Марка Захарова талант Александра оценили и зрители, и режиссеры, он окунулся в работу с головой. Жил на полную катушку, не жалел денег, времени, душевных и физических сил... А отдыхал так, что потом нужно было восстанавливать здоровье, потом снова погружался в работу, не обращая внимания на предостережения врачей.
Проблемы со здоровьем у него начались рано, едва перевалило за 30: болели и отекали ноги, ныло сердце, периодически обострялся гастрит. Когда ноги стали синими, почти черными, Александр все же прошел обследование. Диагноз: сильнейший тромбофлебит. Требовалась операция, но времени на лечение у актера не нашлось. Он продолжал работать, каждое утро нанося мази и бинтуя ноги, чтобы хоть немного снять боль.
Близкие друзья видели, что он не жалеет себя, уговаривали обратиться к врачам. Убедить Абдулова удалось только Марку Захарову, к которому актер относился с большим уважением. По его настоянию лег на операцию. Она была сложной, опасной, и - что-то пошло не так. Артерия лопнула, да с такой силой, что кровь брызнула на потолок операционной! Кровотечение долго не могли остановить, существовала реальная угроза жизни. Александр был под местным наркозом и прекрасно понимал, что происходит. Когда врач спросил его, кому из родственников позвонить, Абдулов махнул рукой и произнес:
- Никому не звоните. Если помру - тогда и скажете им. Дайте-ка мне лучше стакан виски...
Врач выполнил просьбу актера. Тот выпил, повеселел и сказал:
- Выживу - больше к врачам не пойду.
Он и до этого не жаловал медиков, а после той операции начал их сторониться. При этом образ жизни не изменил: работал до изнеможения, любил шумные застолья и очень много курил. Расстаться с этой пагубной привычкой не смог до самого конца - дымил даже в палате реанимации, уже зная о безнадежном диагнозе.
Актер всегда был максималистом, он говорил:
- Любить - так королеву, проиграть - так миллион.
Когда-то его королевой была Ирина Алферова. Их считали самой красивой парой страны, дочь Ирины от первого брака стала Александру родной... Но они расстались - после 17 лет совместной жизни.
У Абдулова потом было много женщин, но по-настоящему счастливым его сделала Юлия, в которую он влюбился, как мальчишка.
2007 год был для Александра очень счастливым: в 53 года у него родился первый ребенок, дочка Женя. Актер словно скинул пару десятков лет, его силы удесятерились. Брался за разные проекты, задумал снять фильм «Гиперболоид инженера Гарина», где собирался выступить и актером, и режиссером, и сценаристом.
Работа кипела, а самочувствие стремительно ухудшалось. В мае у Абдулова случился сильнейший приступ аритмии, пришлось вызывать скорую. После недели в кардиологическом отделении Александр сразу поехал в Крым, где проходили съемки. Он был ослаблен, с трудом переносил обычные нагрузки, но о перерыве не хотел и слышать: надо снимать, пока стоит теплая летняя погода!
Постоянно ныл желудок, боли становились все сильнее и сильнее, актер жил на обезболивающих. Однако в больницу не обращался, думал: обострился хронический гастрит, поболит и пройдет. Но боль не уходила. Кончилось тем, что Абдулов потерял сознание. Актера доставили в севастопольскую клинику; оказалось, у него прободная язва.
Врачи успешно провели экстренную операцию, но начались осложнения. Сердце актера едва не остановилось: шесть дней врачи проводили реанимационные мероприятия. Едва состояние стабилизировалось, Александра Абдулова отправили самолетом в Москву: севастопольские медики не могли определить, в чем причина столь серьезных нарушений.
В Москве впервые прозвучало: «рак». Диагностика, проведенная в Израиле, подтвердила самые страшные подозрения - рак легкого в четвертой, неизлечимой стадии. Коварная болезнь проникла так глубоко, что операция была невозможна. А химиотерапию ослабленный организм не перенесет. И все же надежда оставалась.
Александр верил, что поправится. Его веру поддерживала молодая жена, с которой он успел прожить лишь год, дочка, которую он мечтал увидеть повзрослевшей, родные, друзья, зрители, искренне переживавшие за любимого актера. После того как футболисты «Спартака» вышли на поле в майках с фотографией Абдулова, актер, до этого хранивший молчание о своем самочувствии, обратился к зрителям: «Спасибо вам. Я чувствую вашу любовь. Я очень постараюсь выздороветь».
Сдержать обещание было практически невозможно. Традиционное лечение не помогало, и после очередного неудачного курса Абдулов решил обратиться к знакомому шаману с Алтая. Удивительно, но горькие отвары и настойки дали эффект - актер воспрянул духом, к нему даже вернулся румянец. К сожалению, улучшение было недолгим, через пару недель Александр снова слег.
Друзья навещали его едва ли не каждый день, и он изо всех сил старался, чтобы их визиты не были похожи на печальные посиделки у постели умирающего. Просил жену накрывать на стол, угощал всех вином, пытался по своему обыкновению шутить... Но ему было тяжело даже просто сидеть, просто разговаривать. И с каждым днем это все заметнее.
В декабре Александру стало настолько плохо, что врачи настояли на госпитализации. Он очень хотел вырваться на праздники домой, к семье, но доктора были категоричны в своем запрете: кризис мог наступить в любую секунду. Свой последний Новый год Александр встретил в одиночестве, во сне, накачанный снотворным и обезболивающими препаратами. А у всех его родных и друзей было только одно новогоднее желание: чтобы случилось чудо и он выжил.
Сердце артиста остановилось 1 января, но врачам удалось снова его запустить. Измученный реанимацией, невероятно слабый, превозмогающий боль Александр Абдулов все еще строил планы: рассказывал жене, как доснимет картину, как увидит первые шаги дочери... Он умер утром 3 января 2008 года. Ушел быстро и тихо, просто уснул - и больше не проснулся. Абдуловы было всего 55...
После смерти актера долгое время не утихали страсти вокруг его наследства, подогреваемые СМИ. Остался дом в Подмосковье, квартира в столице, дача на Валдае. Но никаких накоплений не было: все «съело» дорогостоящее лечение. Родные Александра Абдулова, в первую очередь его сводный брат, привыкли во всем полагаться на него, он их фактически содержал. А после его смерти наследниками стали жена, дочь и мать. Брат говорил журналистам, что Юлия их обманула; вдова утверждала, что выплатила родным мужа щедрую компенсацию...
Сейчас ни брата, ни матери актера уже нет в живых. Страсти утихли, осталась лишь светлая память о человеке широкой души, дарившем нам праздник...
Автор: Лина Филимонова