Полное имя:
Ян Маерович Арлазоров (Yan Arlazorov)
Дата рождения:
26 августа 1947 г.
Национальность:
Еврейская
Возраст:
61 год
Место рождения:
Москва
Дата смерти:
7 марта 2009 г.
Образование:
Театральный институт имени Бориса Щукина
Карьера:
Артист эстрады, актер, юморист
Знак зодиака:
Дева
Рост:
Рост: 182 см
Личная жизнь:
Был в разводе
Биография Яна Арлазорова
Ян Арлазоров смешил людей, и зрители относились к нему по-свойски: веселый мужик! А за маской веселья скрывалась драма, достойная пера Шекспира.
Детство, семья
Москвич Ян Арлазоров родился 26 августа 1947 г. в семье интеллигентов, которых и боготворил, и стеснялся одновременно - ведь деньги-то он зарабатывал на юмористических монологах от лица человека из народа. Однако к народу он был близок лишь по духу, но не по образу мыслей и достатку.
Родители Яна, родом с Украины, обосновались в Москве, но по-прежнему любили добротную украинскую кухню. Потому Янчик рос очень пухлым малышом, да к тому же стеснительным. Отец, начальник медицинского снабжения в годы войны, а затем адвокат, однажды посмотрел на внушительный животик сына и решил, что тому нужно «работать над физическим совершенствованием». Янчик был записан в секцию борьбы.
От идеи дважды в неделю получать тумаки мальчик поначалу расплакался, а затем призвал на помощь свою смекалку. Он честно доходил до клуба, переодевался, шел в душ, мочил плавки, убирал их в сумку и шел гулять положенные два часа по столице, накупив с собой пирожков с повидлом. Не видя результатов, отец взял сына за руку и привел к тренеру: «Если вы хорошо работаете, почему мой сын такой толстый?!» Тренер развел руками: «Этого мальчика в первый раз вижу, он у нас не занимается!» Конечно, Янчику досталось на орехи, зато с боевыми искусствами было покончено.
Мать Янчика Раиса Яковлевна была потрясающе красивой и волевой женщиной и при этом имела сложную профессию -хирург. Ее боготворили все: и сослуживцы, и знакомые, и особенно трое самых родных мужчин - Ян, его брат Леонид и отец Маер Самойлович. Но для Янчика Раиса Яковлевна стала не просто любимым человеком идеалом женщины. Он даже взял ее фамилию - Арлазорова, которую и прославил (по отцу он Шульруфер).
Наверное, пошел бы по ее стопам и сделал отличную медицинскую карьеру, но этому помешал двоюродный дед, который служил актером в Театре Вахтангова. Ему удалось настолько увлечь Янчика сценой, что тот поступил в Щукинское театральное училище. Там он встретил свою любовь - однокурсницу актрису Ёлу Санько, впоследствии известную как пани Ванда из «Кабачка 13 стульев».
Личная жизнь, жена и дети Яна Арлазорова
Янчик потерял голову -не ел, не спал, все думал о неприступной красавице Ёле. Наконец, он откинул прочь все комплексы и принялся за ней ухаживать. «Зачем тебе девушка, которую назвали в честь новогодней елки?» - отговаривала его мать. Но в первый и в последний раз в жизни Янчик пошел против родительской воли и позже пожалел об этом. На его предложение руки и сердца красавица Ёла ответила согласием.
После учебы сыграли свадьбу. Ёла была весьма романтичной девушкой и любила «напустить туману». Уговорила знакомых всюду рассказывать, будто бы она сбежала прямо из-под венца с известным режиссером, который обещал ее снять в своем фильме, но оказался подлецом. Тогда она якобы вернулась к страдающему Яну, он все простил, и они поженились. Увы, в их семейной личной жизни все оказалось не менее драматично.
Жили молодые сначала в квартире родителей Арлазорова, а потом переехали в «однушку». Ёла хотела домашнего уюта, расширения жилплощади, чтобы муж обеспечивал семью, особенно после рождения дочери Алены. А Яну было не до бытовых мелочей: он разочаровался в актерской профессии и пытался найти себя в чем-то другом. Ёла стремилась к лидерству в семье, сама много работала. Она не раз упрекала Яна за нежелание искать славы и денег. Ссоры стали для Арлазоровых привычным делом.
Говорят, Яну не хотелось вечером идти домой. Однажды он и не пошел, завернул «налево». От супруги измену скрывать не стал. Ёла, конечно, не простила - собрала чемодан и вместе с дочкой ушла куда глаза глядят. Но близкие друзья называют истинной виновницей разрыва мать Янчика, Раису Яковлевну. Мол, у них с Ёлой отношения с первого дня не заладились. Делить сына с другой женщиной Раиса Яковлевна не хотела. Во время очередной ссоры терпение Ёлы лопнуло, и она заявила Яну: выбирай. Ян Арлазоров встал на сторону матери.
Ёла ни на минуту после этого не задержалась в ненавистной квартире, вместе с маленькой дочкой ночевала на вокзалах. Наверное, втайне надеялась: вот Ян ее найдет, извинится, вернет. Но нет... Ёла уехала из Москвы, бросив успешную актерскую карьеру. Поступок бывшего супруга стал для нее настоящим ударом, что не замедлило сказаться на здоровье.
Отвергнутая мужем, без средств к существованию, Ёла находилась на грани самоубийства. Только ради дочери она нашла в себе силы жить, встала на ноги, добилась хороших ролей в кино. Даже вышла второй раз замуж, но снова неудачно. Помня обиду на Яна, женщина поклялась, что дочь он не увидит. И слово свое сдержала.
И все-таки Ян искал жену и дочь, обзванивал знакомых, объезжал вокзалы, да видно - не те. Он не мог простить себе такой слабости. Видя, как страдает сын, смягчилась даже Раиса Яковлевна. Но Ёлу было уже не вернуть. Стоило Яну нащупать ниточку, ведущую к дочери, как Ёла переезжала в другой город. Время, как известно, затягивает раны, даже самые глубокие. Сходиться с новыми людьми, особенно женщинами, для стеснительного Янчика всегда было сложно. Арлазоров смирился с судьбой вечного холостяка.
В интервью журналистам пояснял свою позицию так: «Для меня пример настоящей женщины и жены - это моя мама. Сейчас таких нет. Встречаешь женщину - и ей сразу надо купить какой-нибудь "Лексус", квартиру, потом яхту и остров. Любовь - это Божье чувство, оно переворачивает человека. Никто не знает, когда оно придет...» До последних дней своей жизни Арлазоров ждал сначала прихода любви, потом прощения от Ёлы и дочери. Суждено ли ему было дождаться?..
Театральная карьера актера
Крах в личной семейной жизни приводит к взлету карьеры - это верная примета для актеров. Ян Арлазоров нашел себя не в кино и театре, а на эстраде. Он стал мастером пародии. Часто свои монологи писал сам. Путь на большую сцену начинающему пародисту проложил сам Утесов.
В 1978 году Леонид Осипович был гостем вечера Ростислава Плятта в Доме актера. Выступление Арлазорова ему так понравилось, что он подошел и сказал: «Вы золотой мальчик, позвоните мне!» Сам Арлазоров вспоминал: «Звонить я не стал, да и телефона его у меня не было. Но через какое-то время он позвонил сам, и я пришел к нему домой. Для меня это был урок интеллигентности на всю жизнь. Он ни разу не показал мне, что он - Утесов, а я какой-то мальчик.
Это такой уровень артиста, когда для самоутверждения не нужны охранники и "Мерседесы". Леонид Осипович отправил меня на конкурс артистов эстрады, где председателем жюри был Аркадий Райкин. Он сказал: "Райкин неподкупный. Ты пройдешь, если чего-то стоишь". На этом конкурсе я стал лауреатом, для эстрадных артистов это было высшее звание».
Заслуженный артист
Удивительно, но на сцене этот скромный и грустный человек раскрывался, становился буквально неузнаваемым. Его коронные «Эй, мужик!» и «Госпидя!» знакомы каждому зрителю. Кстати, крылатая фраза: «Мужик, ты сам-то понял, чего сказал?» впервые была произнесена пародистом дома во время просмотра по телевизору выступления Брежнева. Потом перекочевала в его монологи.
Обаятельный, остроумный, иногда чрезвычайно дерзкий, Арлазоров стал первым пародистом, работающим со зрительным залом. Во время своих выступлений он импровизировал, вытаскивая случайных зрителей на сцену. До него никто так не делал, все читали со сцены вызубренный текст. А вдруг что-то пойдет не так? Но у Арлазорова всегда все получалось «так».
У него была мгновенная реакция и изумительное чувство юмора, которые выручали его всегда. «Здесь интересен именно момент непредсказуемости от соприкосновения со зрителем. Импровизировать и держать внимание, например, двухтысячного зала - стоит огромных сил, напряжение колоссальное, рубашка всегда мокрая», - рассказывал в интервью Арлазоров.
Словом, он и в пародии оставался верным своему призванию - был актером. И народ признал его своим, на концертах Арлазорова начались аншлаги. Коллеги по эстраде позаимствовали у Арлазорова его главный прием: теперь каждый стал вытаскивать зрителей на сцену. Ян только смеялся над этим: «Не понимают, что это уже устарело. Это было интересно раньше, когда зритель был официозный, зашоренный. А сегодняшнему раскомплексованному потребителю что крикнуть, что пукнуть... Значит, нужно искать, придумывать что-то другое».
Парадоксально: Яна любили тысячи, миллионы зрителей, а он всегда был один. Коллеги его недолюбливали: слишком горделив, заносчив, может нахамить в лицо. Он тоже не отвечал им взаимностью: «Наш жанр убивается теми, кто приучает зрителя к примитиву. Раньше были какие-то "смотрящие за планкой" люди, которые задавали уровень: Утесов, Гердт, Плятт, Дудник... Теперь же смотреть за этим уже практически некому. А ведь эстрада изначально -искусство...»
Даже друзей у Арлазорова не было. Он часто сетовал: «Сейчас есть понятия "банк", "кредит", "партнер", а понятия "друг", мне кажется, больше нет. Раньше были люди, которые могли спасти друга ценой собственной жизни. Я воспитан своим отцом, поэтому знаю, о чем говорю. И я привык приходить на помощь, не думая о себе, готов отдать последнюю рубашку.
Но сейчас редко встретишь людей, которые готовы поступить так же. Конечно, у меня есть приятные знакомые, с которыми я общаюсь. Но чтобы ко мне приходили, чтобы я принимал гостей - такого тоже нет».
Приходить на помощь Ян Маерович действительно умел - это не просто высокие слова. Доказательство тому - его радиопередача «Народная скорая помощь». Звонит пенсионер -с его «Запорожца» сняли колеса, ехать в больницу не на чем. Арлазоров объявляет в эфире адрес, и у дома пожилого человека вырастает груда колес! Спасибо добрым людям -откликнулись. Так же было с оплатой срочных операций детям, посещением одиноких людей в доме престарелых.
Даже ансамблю начинающей Надежды Бабкиной с инструментами, на которые не было денег, Арлазоров помог! Услышав по радио клич Яна Маеровича, люди несли свои баяны, дудочки, флейты... Арлазоров восхищался: «Это своего рода национальная идея, понимаете? Вот это неравнодушие к чужому горю в России - для меня самое важное и самое дорогое. Такие качества есть только у россиян!»
«Мне больно жить»
Арлазоров ни разу не упрекнул свою мать, что по ее вине потерял семью, остался без личной жизни. «Береги свою маму, потому что роднее человека в твоей жизни нет и не будет!» - часто повторял он знакомым. Когда Раиса Яковлевна заболела, для Яна настали черные дни. Он сходил с ума, придумывая, что еще можно сделать для матери. Возил ее на консультации к самым разным специалистам, устраивал в дорогие клиники, доставал редкие лекарства.
Он забросил работу, отменил все гастроли. Часами сидел у ее постели, говорил с ней, читал книги и газеты. Пока мать лежала в больнице, Ян решил приготовить для нее сюрприз: сделал ремонт в квартире и купил новую мебель. Переступив порог, Раиса Яковлевна заметила: «Все белое, как в больнице...» И Ян сразу все переделал. Торопил строителей с дачей - хотел, чтобы мама побыла на свежем воздухе...
Раиса Яковлевна умерла у него на руках. Трое взрослых мужиков - Ян, его брат и их отец - заперлись в квартире и целые сутки плакали навзрыд. После трагедии здоровье Маера Самойловича тоже сильно пошатнулось. Теперь Ян поддерживал его, даже за компанию лег с ним в больницу. Но отец пережил сына. В больнице у Яна обнаружили опухоль...
Последние дни, смерть Яна Арлазорова
Арлазорова в срочном порядке прооперировали. К сожалению, болезнь не отступила. Артист никогда никому о ней не говорил. Выписался из больницы, вернулся к работе. Медики умоляли его отказаться от концертов, но он выходил на сцену, несмотря на боль. Как ни в чем не бывало - улыбка на лице и фирменное: «Эй, мужик!» Арлазоров всегда отличался поразительной работоспособностью, однако недуг брал свое. Общение со зрителями отнимало столько энергии, что актер таял на глазах.
Единственным спасением тех нелегких месяцев для Арлазорова стала йога. Он уходил в себя, в какой-то иной мир. Наверное, там он был счастлив. Вопреки здравому смыслу Ян отправился на фестиваль в Юрмалу и даже прошелся по сцене на руках. Потом оправдывался перед врачами: «Мне надо было доказать зрителю, что я в прекрасной форме».
В октябре 2007 года артист решил отметить свое 60-летие на сцене Театра эстрады. Весь вечер Арлазоров читал монологи, шутил, принимал поздравления. А вскоре его состояние резко ухудшилось - сил на борьбу с раком не осталось. Друзья по «Аншлагу» предлагали ему помощь с организацией лечения в дорогой израильской клинике. Ян отказался.
Он отправился к целителям, до последнего надеялся, что у него еще есть время, но ошибся... Незадолго до смерти Ян Арлазоров постоянно повторял: «Мама, возьми меня к себе. Мне очень больно жить». Похоронили артиста 11 марта 2009 года на Востряковском кладбище Москвы рядом с мамой - как он и хотел...
Причиной смерти Яна Арлазорова онкологическая болезнь, справиться с которой лалеко не всем удается.
Война за наследство Алазорова
Сразу после ухода артиста газеты взорвались заголовками: «Дочь Арлазорова хочет отсудить наследство отца!». Ян Маерович был известным и востребованным юмористом, много трудился, зарабатывал приличные деньги. Владел кое-какой недвижимостью, в том числе четырехкомнатной квартирой в доме Администрации президента, имел несколько автомобилей, шикарную дачу в Подмосковье, счета в банке. Вот только завещания не оставил.
Все имущество перешло к брату Арлазорова Леониду Шульруферу. Как рассказывают друзья семьи, сразу после похорон к Леониду обратилась Алена Арлазорова с просьбой отдать ей некоторые вещи - как память об отце. Дядя и дедушка восприняли это заявление как оскорбление. Они ответили, что Алена появилась слишком поздно и ничего из имущества Арлазорова не получит.
Отец Яна рассказал, что до самой смерти сын ждал появления Алены - хотел проститься с дочерью и попросить у нее прощения. Она лишь раз появилась в жизни Яна: сама пришла к нему, когда настала пора поступать в институт. Тогда Арлазоров обрадовался, что нужен дочери, оплатил обучение, однако Алена снова исчезла... Это расстроило и до глубины души обидело Яна Маеровича. За ошибки юности артист расплачивался не только при жизни, но и после смерти.