#
Биография и личная жизньИскусство → Семья Александра и Ирины Пороховщиковых

Семья Александра и Ирины Пороховщиковых


Александр и Ирина Пороховщиковы

Александр и Ирина Пороховщиковы. / / Фото: www.vm.ru

Пока смерть не разлучит нас: Александр и Ирина Пороховщиковы


Слабое всегда тянется к сильному. Лиана оплетает могучую пальму, чтобы тянуться к солнышку в сумрачном тропическом лесу. И хорошо от такого союза всем - слабый становится сильнее, а сильный оттаивает душой. Так было и у Пороховщиковых Александра и Ирины. Но иногда судьба все меняет...

Вечером 9 марта в квартире Ольги Симоновой раздался звонок. Так и есть, Ира! Подруга, которая так просила побыть с ней этой ночью... «Я позвонила врачу, мне сказали завтра срочно быть в больнице. А еще Александр сказал, что не гарантирует, доживет ли он до завтра», - в трубке послышались судорожные всхлипывания.

«Оля, прошу, не оставляй нашу собаку. Дверь с заднего входа будет открыта. Прощай! Я без Саши жить не могу!» - Ира уже не плакала, наоборот, в голосе появилась решимость, уверенность. Тогда Ольге стало по-настоящему страшно. Она позвонила в полицию, назвала адрес. Наряд подъехал к полузаброшенному особняку, постоял у запертой парадной двери и отбыл восвояси. А через два часа сотрудники МЧС вскрыли дверь и врачи «скорой» констатировали Ирину смерть...

Их союз с самого начала вызывал немало пересудов. Как сопливая девчонка могла повести за собой умудренного годами зрелого мужа, поражались одни. Как мог стареющий ловелас совратить с пути истинного столь нежное созданье, негодовали другие. А действительно, как?!

История знакомства Александра и Ирины


«В темноте увидел ручку, подающую мне костюм, - тонкую, изящную, и дорисовал образ. Положил на ладошку свою лапу, а она ручку не отдернула. Искра пробежала! Так по жизни и пошли вместе...» -такова версия Пороховщикова. На самом деле первой влюбилась Ирина, и только через много лет Александр признал ее своей женщиной...

В пятнадцать лет Ирина Жукова устроилась в Театр имени Пушкина помощником костюмера: собиралась поступать в театральный и зарабатывала стаж. Она-то думала, что окажется среди звезд, равная среди равных. Не тут-то было! Подай, подшей, погладь, принеси... Александр поначалу тоже не обращал на нее внимания: крутится девчонка под ногами, смотрит с обожанием, ловит каждое слово. Много вас таких!

К Александру действительно тянулись женщины, причем не наивные девчонки, а дамы зрелые, искушенные в любви. Сами стремились в его объятия. А он даже имен их не запоминал. Зачем? Прогонишь одну, придут две! Поклонницы дежурили у служебного входа, подкарауливали после спектакля и бежали за его такси - выбирай любую! Пороховщиков так и делал: останавливал машину и приглашал в салон дамочку, счастливую уже от того, что ее заметили.

Обратил Александр внимание и на Ирину. Спросил, сколько лет, где живет, и попросил привезти ему назавтра литровую банку квашеной капусты - рядом с ее домом был хороший магазин. «Еще чего!» - подумала бы любая нормальная девушка. Но Жукова не была нормальной, она была влюбленной. Через два месяца Пороховщиков позвал ее погулять по Москве.

Начало романа и первое свидание Пороховщиковых


Давненько у него не было таких странных свиданий: девушка смотрела на Александра с обожанием, слушала рассказы об истории столицы и перебивала, только чтобы восхититься его умом. Такие прогулки стали доброй традицией, и однажды он пригласил Ирину к себе. «Я влюбилась по уши - так, как можно только в пятнадцать лет влюбиться в своего первого мужчину.

Я пришла к нему в гости, где все и случилось - как-то очень деликатно, естественно. Я так его любила, что была к этому готова, только не знала, как это происходит. А для него было откровением, что ребенок может испытывать такие чувства, он считал, что любить способна только женщина опытная, которая знает, что отдает и что получает взамен.

Непонятная детская преданность была для него неожиданной, - так она рассказывала о начале их романа, а потом горько добавляла: - Он был избалован женщинами донельзя и изменять своим привычкам не собирался». Она прекрасно все понимала, но продолжала доказывать свою любовь, благо поводов было предостаточно.

Летом театр уехал на гастроли в Барнаул. Каждую ночь Ирина Жукова пробиралась в номер Александра, а потом тайком возвращалась в свой. Думала, что она крадется, как мышка. Но театральные дамы были опытными «кошками»! Ей никто ничего не говорил, но когда Пороховщиков, отыграв свой репертуар, уехал в Москву, устроили собрание и хорошенько ее пропесочили. Ее унижали, над ней издевались, грозились уволить, а она только плакала и уверяла, что он ни в чем не виноват. Только благодаря Вере Алентовой, заступившейся за нее, Иру оставили в театре.

Пороховщиков мог в любое время позвонить: «Ирка, я в ресторане. Приезжай за мной!» Ирина брала машину, ехала в указанное место, но его там давно уже не было. Она объезжала злачные места, где он бывал регулярно, разыскивала и выслушивала нетрезвые сентенции: «О, Ирка моя приехала! А что ж так долго?» Когда она пыталась его увещевать, он спрашивал, какое, собственно, она имеет право. «Потому что я твоя жена!» - так она всегда отвечала, а он в ответ только усмехался.

Переломный момент в отношениях


Переломный момент произошел после одного разговора. Всем женщинам, представлявшим для него какой-то интерес, Пороховщиков задавал один и тот же вопрос: «Вот представь: я из семьи репрессированных, однажды за мной могут прийти люди из органов. Но я живым не дамся, буду отстреливаться. А что станешь делать ты?» Дамочки смотрели на него по разному - одни с ужасом, другие с недоумением, третьи просто смеялись. И только Ирина ответила: «Я буду подавать тебе патроны!»

Ирина единственная прошла этот своеобразный тест. И наступило такое время, когда уже он волновался, если она задерживалась, приходил встречать ее к дверям ГИТИСа, где она училась на театроведческом, обзванивал общих знакомых. И уже она спросила: «По какому праву?» И уже он ответил: «Ты моя жена!» Однако делать предложение Александр не торопился - в его жизни была другая любимая женщина.

Мать Пороховщикова и ее роль в семье с Ириной


Мать он буквально боготворил. Называл самой красивой, уверял, что ей вслед оборачиваются не только мужчины, но и женщины - настолько она хороша. Сильная, властная, Галина Александровна умела им управлять. Нежность, уважение, хотя бы благодарность - все то, чего ждали влюбленные в него женщины, он дарил ей одной. Всех потенциальных жен Александра -своих «соперниц» - она недолюбливала, а эту «пигалицу» вообще возненавидела. Не то что о свадьбе, о банальной росписи в районном загсе нельзя было и заикаться.

Так что права была Ира, горько заметившая однажды: «Наша семья сложилась вопреки всему - все было против нас». И все же в 1995 году Александр и Ирина Пороховщиковы брак зарегистрировали. Дату выбрали тоже «вопреки всему» - 13 мая, а потом хором заверяли друзей, что считают это число счастливым, да и маяться вдвоем им даже интересней. Посмеяться хотели над судьбой...

Галина Александровна к тому времени уже очень болела, и в декабре 1997-го умерла. В таких случаях принято писать корректно - «ушла из жизни», но она... не ушла. Александр на полном серьезе рассказывал знакомым, что каждый день застилает мамину постель, а наутро обнаруживает ее смятой, что разговаривает с ней и частенько видит - то в зеркале отразится, то в коридоре мелькнет. А потом, собрав немалые деньги, Пороховщиков отправился в Корею - тамошние мастера пообещали маму клонировать. Многие знакомые тогда повертели пальцем у виска и от него отвернулись.

Одна Ирина поддерживала во всех начинаниях, выслушивала его рассказы и сама начинала верить, что свекровь никуда не делась. Она просто очень любила его и прощала то, что он продолжал любить другую. Только через несколько лет он признался, насколько она ему дорога: «Когда мама ушла из жизни, для меня свет померк. Ирка уперлась мне в спину своими ручками. И я вдруг стал набираться сил, почувствовал опору. Эта малявка, Дюймовочка спасла меня. Она такая сильная, потому что бесконечно меня любит».

Мистический особняк знаменитого актера и последние годы жизни


Помогала Ирина ему и в нелегком деле, в которое он ввязался: Пороховщиков задумал вернуть фамильный особняк. В итоге заполучил этот дом в аренду на 49 лет и собирался открыть в нем музей. Когда впервые вошел туда на правах хозяина, произошел прямо-таки мистический случай: «Пристроился на каком-то облезлом диване и... провалился. Очнулся на балу...

Раздались звуки вальса, мимо по паркету стали проноситься пары: дамы в длинных платьях, кавалеры во фраках и военной форме... Снова проваливаюсь во тьму. И снова пробуждаюсь. Вижу, как в этот же особняк врываются красные, выволакивают мужчину, издеваются над хозяйкой... Вижу, а пошевелиться не могу. Что это было? Сон? Видение?» Так и не понял Пороховщиков, но жить в таком месте точно было нельзя - слишком много горя видели эти стены. А они остались...

В последнее время Александр и Ирина Пороховщиковы ссорились особенно часто. На пустом месте! Как будто и их подхватывал вихрь революции, сгубившей род Пороховщиковых. Она особенно переживала из-за того, что не могла родить. Много лет пыталась зачать, лечилась, перенесла несколько операций. А биологические часы тикали. И ей уже за сорок, а ребенка все нет.

И тут еще дом этот - огромный, страшный. И Александр все чаще срывается и уезжает. Говорит, что ему надо побыть одному, но не понимает, что она-то «побыть одной» никак не хочет! И ему уже за семьдесят, и у него сначала операция, потом инсульт, и надежды никакой...

...Пороховщиков так и не узнал, что его маленькой Ирки, его «сердечка на ножках» больше нет. Он умер на Пасху, а хоронили его в день сороковин Ирины. Когда-то он завещал похоронить себя рядом с мамой: «Положите меня у нее в ногах, потому что я мизинца ее не стою». Вот он и лежит рядом с матерью, в подмосковном селе Рождествено. Галина Александровна вновь прибрала его к себе, отныне и навеки. А могилка Ирины далеко - на Ваганьковском... Говорят, души умерших на Пасху попадают в рай. Там Александр и найдет свою Ирину, любящую и на сей раз любимую.
Напишите свой отзыв