Под этот гимн любви каждый день вступают в брак тысячи влюбленных пар. Ни одно бракосочетание не обходится без этой музыки: которая называется "Свадебный марш Мендельсона". При этом мало даже кто задумывается об удивительной истории появления на свет этого символа семейного счастья.
Однажды в зале одного из ватиканских музеев юный Феликс Мендельсон потрясенно застыл перед картиной Никола Пуссена «Святая Сесилия». Прекрасная покровительница музыки в окружении детей сидит за клавикордами, а над нею танцуют купидоны... Феликс влюбился. Покидая Италию, он шутливо поклялся самому себе, что когда-нибудь обязательно встретит такую Сесилию.
Через пять лет молодой человек приехал во Франкфурт-на-Майне, чтобы подменить заболевшего друга - дирижера «Музыкального общества Святой Сесилии». Стояла дивная летняя ночь. Мендельсон с друзьями отправились музицировать в лес, а потом устроили ужин под сенью деревьев. Неподалеку сидела девушка с удивительно знакомым лицом, лицом с картины. Ее звали... Сесилия Жанрено. Феликс вздрогнул - это была судьба!
В марте 1837 года состоялась свадьба. Погода была ненастная, ветреная. А когда молодые переступили порог церкви, оркестр грянул что-то невообразимое. Невеста пошутила: «Боже! Ну и музыка! Только нечистую силу отпугивать!» Жених отругал себя: какой же я осел, для собственной свадьбы не додумался музыку сочинить. «Но я ее обязательно напишу», - поклялся он своей Сесилии. Знаменитый в будущем «Свадебный марш» Мендельсона мир впервые услышал в 1843 году в Потсдаме.
Кумиром Феликса Мендельсона в детстве был Шекспир, и именно музыка к его комедии «Сон в летнюю ночь» прославила композитора. В ней впервые прозвучал и знаменитый свадебный марш. Правда, задумывался он как шутка, пародия: в спектакле под его звуки заколдованная королева Титания и Осел заключали брак, за что и назвали тогда эту мелодию «Ослиная свадьба».
Но это было в Европе. В Англии судьба музыки сложилась иначе. В Лондоне Мендельсон исполнил свой марш на органе в церкви Святой Анны. Люди были в восторге! Однако настоящую популярность «Свадебный марш» обрел в 1858 году - после того как прозвучал на церемонии бракосочетания принцессы Виктории Аделаиды, старшей дочери английской королевы Виктории, и кронпринца прусского Фридриха.
Юная принцесса самолично отбирала музыку для торжества. К алтарю невесту вели под звуки «Свадебного хора» из оперы Вагнера «Лоэнгрин», а выход молодых из церкви сопровождался жизнеутверждающим «Свадебным маршем» Мендельсона.
...Шуман называл Мендельсона «Моцартом XIX века», а у каждого Моцарта бывает свой Сальери. Для Мендельсона им оказался Рихард Вагнер. В своей статье «Еврейство в музыке» он ополчился на более удачливого конкурента, назвав его музыку «слабеньким дребезжанием без всякой глубины», в чем виновата, естественно, его национальность.
За честь собрата по цеху вступился Петр Ильич Чайковский. А потом и само время расставило точки над "i": свадебный марш Мендельсона знают во всем мире, а вот "Свадебный хор" слушают лишь поклонники творчества Вагнера.
[media=www.youtube.com/watch?v=3sc_CKtMZhQ]
Автор: Марина Зубкова