#
Биография и личная жизньИскусство → Рихард Вагнер - "Кольцо нибелунга"

Рихард Вагнер - "Кольцо нибелунга"


Рихард Вагнер

Рихард Вагнер знал, что его грандиозное творение «Кольцо нибелунга» не под силу поставить ни одному театру, но продолжал писать. Годами жил в изгнании, терпел нужду и унижения. И его мечта осуществилась - назло самой судьбе.

Щуплый мальчишка с взъерошенными волосами осторожно отодвинул занавес и прошмыгнул за кулисы. Наконец-то он сможет как следует рассмотреть этот сказочный мир, который так манил его из зрительного зала!

Рихард долго бродил среди декораций. Они казались ему фантастическими обломками зачарованной страны. Вернувшись домой, сразу взялся за карандаш: не терпелось запечатлеть то, что родилось в его воображении. Домашние лишь недоуменно пожимали плечами, глядя на его странные рисунки, населенные невероятными существами.

Вся семья Вагнеров была музыкальной. Мальчика тоже пытались обучать игре на фортепиано, но он не проявлял к этому занятию никакого интереса. Ему больше нравилось рисовать или читать волшебные сказки. Все изменилось в тот день, когда Рихард увидел настоящую оперу. Это был «Вольный стрелок» Вебера - история об охотнике, заключившем союз с дьяволом.

На сцене один за другим появлялись до дрожи пугавшие мальчика персонажи - лешие, привидения... И все это под дивную, завораживающую музыку. Именно в тот момент Рихард понял, что музыка - не просто соединение звуков. Это целая вселенная, о которой он пока ничего не знает. Больше его уже ничто не интересовало. Он хотел только одного: сочинять музыку - чарующую, упоительную, вызывающую смех и слезы.

Теорию композиции юноша изучил самостоятельно по книге. Своим учителем Вагнер считал Бетховена, который был для него идеалом. Рихард дни напролет аккуратно переписывал его партитуры. Ему так хотелось разгадать' тайну необыкновенной гармонии, заключенной в музыке мастера!

Его дар проснулся внезапно, словно где-то в глубине души открылась тайная дверца. В восемнадцать лет Рихард Вагнер начал сочинять симфонии, сонаты, пьесы для фортепиано и оркестра. Вскоре он покинул родной Лейпциг и уехал в Магдебург, где его ждало место дирижера небольшого театрального оркестра.

«Если ты не станешь моей женой, я предамся пьянству и брошу всякую деятельность, чтобы как можно скорее отправиться к черту», - писал он певице Минне Планер несколько месяцев спустя. Его избранница была очаровательна. Рихард в ее присутствии чувствовал себя крайне неуклюжим и неопытным. К тому же он не мог предложить ей роскошной жизни, к которой она стремилась.

Когда Минна согласилась стать его женой, он был несказанно удивлен и очень счастлив. Тогда они не подозревали, что скоро этот поспешный союз станет обузой для обоих. Рихард был одержимым музыкой композитором с тяжелым характером, она - приземленной женщиной, равнодушной к искусству.

Супруги жили в Кенигсберге, Риге, Лондоне, Париже, скитаясь по всей Европе в поисках работы. Ютились по убогим углам и часто не представляли, что будут есть завтра. Новаторские оперы Вагнера не хотел ставить ни один театр. Но он продолжал сочинять. В моменты творчества забывал обо всем на свете и чувствовал себя по-настоящему счастливым.

Через несколько лет Дрезденский театр решил поставить его оперу «Риенци». На премьере Вагнер никак не мог справиться с эмоциями. Его бросало то в жар, то в холод, он смеялся и плакал одновременно. Наконец-то! Ему уже тридцать, а он только сейчас добился прочного положения в обществе. Из безвестного скитальца Рихард Вагнер превратился в модного композитора. Его пригласили на пост дирижера Дрезденского театра, его оперу ставят на разных сценах страны.

Вот он, долгожданный успех, теперь все невзгоды останутся в прошлом, но... В Германии вспыхнула революция. Нет, «буржуя» Вагнера не накрыло беспощадной пролетарской волной. Наоборот, он был на баррикадах, на стороне угнетенных и униженных. А когда революцию подавили, власти объявили композитора политическим преступником. И снова начались скитания и нужда...

В подземном царстве слышен звон молота о наковальню - это великаны куют кольцо из золота Рейна. Тот, кто добудет это кольцо, станет властелином мира... Вагнер, задремавший над партитурой, очнулся и потер глаза. Вот уже несколько лет во сне и наяву преследуют его эти сказочные образы: русалки - дочери величественного Рейна, богатыри и великаны, боги и валькирии. Он уже начинал писать оперу о Зигфриде, но бросил - нужно было добывать кусок хлеба. Теперь пора продолжить, они все равно не оставят его в покое.

Большую часть своего самого знаменитого творения, оперной тетралогии «Кольцо нибелунга» Вагнер написал в Швейцарии. Композитор-изгнанник снова терпел нужду, перебивался случайными заработками, творил в невыносимых условиях. Жена его к тому времени скончалась. Порой ему казалось, что над ним тяготеет проклятие золота нибелунгов. Может, он не должен был тревожить дух старинных преданий?

Когда у Вагнера появлялись деньги, он тут же начинал вести роскошный образ жизни. Не мог удержаться от покупки кружевных рубашек, подарков женщинам и обедов в дорогих ресторанах. Ему так нравилась благополучная жизнь! А потом снова приходилось сидеть на хлебе и воде и скрываться от кредиторов.

Однажды в дверь к изгнаннику постучался незнакомый человек и назвался секретарем нового короля Баварии Людвига II. У Вагнера все внутри похолодело: неужели власти решили преследовать его и на чужбине? Но секретарь был вестником неслыханной удачи. Людвиг II оказался страстным поклонником композитора. Он позвал его к себе в Мюнхен, где выступил в роли доброй феи - выплатил все долги, назначил солидное содержание, подарил роскошный дом... Но самым главным было то, что теперь он мог ставить свои оперы в Мюнхенском театре, приглашая лучших музыкантов и актеров.

Его последняя, самая счастливая любовь поначалу стала испытанием и для него самого, и для всех его друзей. Рихард полюбил жену музыканта Бюлова, с которым его связывала многолетняя дружба. Козима, несчастная в браке, откликнулась на его чувства. Аморальное поведение композитора вызвало бурю общественного негодования, на него ополчился даже покровитель Людовик II.

Но влюбленным было все равно. Они уехали в Швейцарию. Здесь, на уединенной вилле, Вагнер, окруженный заботой, провел самые счастливые годы своей жизни. На склоне лет, к собственному удивлению, он стал отцом. Один за другим родились трое очаровательных ребятишек - две дочери и сын. Наследник появился на свет ровно в тот день, когда композитор закончил оперу «Зигфрид», и мальчика назвали именем эпического героя.

Рихард Вагнер ощущал себя абсолютно счастливым, но на покой не собирался. Ему был нужен театр - свой, особенный, где могли бы поселиться герои его выстраданных творений. Деньги на беспрецедентное сооружение собирали всем миром.

И вот - долгожданная премьера. Зрители, удивленно оглядываясь, заполняли зал. Все было непривычно: вместо лож и ярусов - удобные кресла, расставленные амфитеатром. Музыканты помещены в специальный отсек внизу перед самой сценой - в оркестровую яму, отчего музыка звучит совсем иначе - мягко и проникновенно. А когда перед началом представления в зале погас свет, и сцена осветилась яркими прожекторами, публика ахнула: такого еще никогда не было!

Казалось бы, все мечты осуществлены, можно насладиться блаженным отдыхом. Но не таков был Рихард Вагнер. Он трудился до последнего дня и умер от сердечного приступа, создавая очередное гениальное произведение.

Автор: Любовь Индейцева
Напишите свой отзыв