#
Биография и личная жизньНаука → Жак-Ив Кусто - история жизни легендарного морепроходца

Жак-Ив Кусто - история жизни легендарного морепроходца


Жак-Ив Кусто

Красная вязаная шапочка стала главной деталью медийного образа Жак-Ива Кусто. Поклонники Кусто гадали, красная шапка - намек на английских redcaps, мифических монстров, охотящихся на путешественников, или на бретонских бунтовщиков Аг Bonedou Ruz.

На российские экраны выходит фильм «Одиссея», рассказывающий о жизни легендарного французского исследователя мирового океана Жак-Ива Кусто. Фильм готовили долгие пять лет, и сложные подводные сцены не были главной причиной затянувшейся работы. Труднее было разобраться в жизни ученого, которая всегда делилась на две части: открытую читателям и зрителям всего мира и спрятанную даже от близких друзей. Биография Жак-Ива Кусто похожа на его любимое море - освещенная солнцем поверхность и мрачные тайны в глубине.

Городок Сент-Андре-де-Кюбзак, где в июне 1910 года родился будущий капитан, находился довольно далеко от моря, среди знаменитых бордоских виноградников. Все предки Кусто по материнской линии занимались виноделием, а его отец, став самым молодым во Франции доктором права, сначала получил престижную работу секретаря и переводчика у американского миллионера Хайда, а после войны работал на его соотечественника Юджина Хиггинса. Даниэль Кусто с женой Элизабет то и дело путешествовал через Атлантику, захватив с собой сыновей Пьер-Антуана и Жак-Ива.

Рано привыкнув к смене стран и впечатлений, оба росли отчаянными непоседами. Однажды в штате Вермонт отец искал их с полицией - мальчики сбежали из отеля на городской пляж. Жак-Ив с детства плавал как рыба и был готов не вылезать из воды часами. Хоть и болел хроническим энтеритом, из-за которого всю жизнь был худ, как щепка, и соблюдал строгую диету.

Другой страстью Жак-Ива были изобретения: в 11 лет он сконструировал из консервных банок работающую на аккумуляторе модель машины для погрузки корабельного груза и продал ее владельцу магазина игрушек. А на вырученные деньги купил настоящую кинокамеру, которой снимал все вокруг. И не только снимал, но и монтировал настоящие фильмы, приглашая в актеры друзей (сам он всегда играл злодеев).

Картины так называемой студии «Фильмы Зикс» показывались семье и знакомым. Эта бурная деятельность не оставляла времени на учебу - Жак-Ив все время оказывался последним по успеваемости. Из выпускного класса его вообще выгнали после того, как он надерзил учителю, да еще и побил стекла в кабинете. Но деньги и связи отца сделали свое дело: в 16 лет Кусто приняли в парижский коллеж Станислас, где он всерьез взялся за учебу.

В 1935 году, с новым назначением в кармане, Кусто отправился в Альпы на свадьбу друга. На горном серпантине автомобиль улетел под откос, и спасатели с трудом вытащили водителя из исковерканной груды железа. Пробитое легкое, сломанные ребра, частичный паралич- врачи предлагали ампутировать руку, чтобы остановить гангрену, но Кусто отказался. Конец прежней жизни он сумел принять как начало новой и позже писал в одной из книг: «Я понял, что пора отбросить все старое и устремиться к новым горизонтам».

Восемь месяцев он разрабатывал руку тренировками и плаванием. В Тулоне, где проходило лечение, он влюбился в Симону Мелькиор - ее дед-адмирал был увлечен подводными исследованиями, и общение с ним внушило Жак-Иву интерес к загадочному миру глубин. Этот интерес разделяли его новые друзья. Их называли «мушкетерами моря», тем более что фамилия одного была Дюма - Фредерик Дюма, которого все звали Диди, вместе с Кусто и Филиппом Тайе все свободное время проводил на дне моря.

Кто-то из них впервые додумался использовать для ныряния авиационные очки-консервы, кто-то еще поместил кинокамеру в непроницаемый ящик, что позволило вести съемки под водой. В 1938 году их компания «Объединенные акулы» сняла первый фильм о морских обитателях. Незадолго до этого Жак-Ив женился на Симоне, и на свет появились сыновья - Жан-Мишель и Филипп.

Вскоре во Францию вторглись гитлеровские войска. Юг страны оказался во власти марионеточного правительства Виши, которому присягнул лейтенант Кусто. Позже он рассказывал, что участвовал в Сопротивлении и даже похитил из вражеского штаба какие-то важные бумаги, переодевшись в немецкую форму, как в фильме «Большая прогулка». При этом сохранял дружбу с братом Пьер-Антуаном, который издавал в Париже пронацистскую газету (за что позже надолго сел в тюрьму). При его поддержке в столичных кинотеатрах с успехом демонстрировался первый фильм Жак-Ива - «18 метров под водой».

В 1942 году Кусто остался без своего крейсера, потопленного вместе со всем французским флотом. Уволившись в запас, он продолжил морские исследования. Компания его тестя занималась производством, продажей и транспортировкой промышленных газов, и неутомимый выдумщик решил приспособить их баллоны для дыхания под водой.

Вообще-то водолазы работали на дне уже давно, но воздух они получали с поверхности через шланг, что ограничивало их мобильность и грозило трагедией при любой аварии, или дышали с помощью замкнутой системы, грозящей кислородным отравлением. Кусто с помощью друга-инженера Эмиля Ганьяна решил снабдить подводных исследователей источником воздуха открытого типа, который, по названию фирмы-производителя, стал называться «акваланг».

Главной проблемой был регулятор подачи сжатого воздуха. В 1945 году задача была решена - появился прибор, впервые позволивший человеку изучать подводный мир. Главную роль в этом сыграл Ганьян, но Кусто, обеспечивший изобретению громкий пиар, получил свою половину славы и доходов, что позволило ему целиком отдаться любимому делу. Для исследования моря был нужен корабль, и Кусто отправился за ним на Мальту - там после войны осталось много британских судов, списанных в резерв.

Одно из них, минный тральщик J-826, использовалось в качестве парома, и Жак-Ив купил его на деньги бизнесмена и филантропа Томаса Лоэля Гиннесса. Назвав его «Калипсо» в честь морской нимфы, новоявленный капитан целый год переоборудовал кораблик для своих нужд - прежде всего для подводной съемки. «Он будет моим домом, всей моей вселенной!» - восторженно говорил он друзьям-«мушкетерам», которые, конечно, не могли остаться в стороне от его начинания. Фредерик Дюма стал соавтором первой книги Кусто «В мире безмолвия», которая была издана в 1953 году.

«Калипсо» вышла в первое дальнее плавание в 1951 году: Красное море, Мальдивы, Сейшелы... Летописцем экспедиции стал будущий знаменитый режиссер Луи Маль; его впечатляющие кадры обеспечили будущему фильму с тем же названием - «В мире безмолвия» - оглушительный успех.

Премьера фильма прошла в Париже при участии президента, депутатов парламента и иностранных послов, завершившись бурей аплодисментов. Вскоре картина получила «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и «Оскар» в Америке. Кусто использовал свой дар пиарщика на полную катушку - используя выученный в детстве английский, он объездил мир с рассказами о блестящем будущем морских исследований.

Послевоенная эпоха подходила для этого как нельзя лучше. Наука и техника бурно развивались, фантастика становилась реальностью, все неизученное - будь то горные вершины, глубины космоса или океанские бездны - вызывало громадный интерес. Теперь в море искали не только рыбу, жемчуг и затонувшие сокровища: там начались поиски нефти и других полезных ископаемых, а плантации водорослей должны были, как ожидалось, накормить миллионы голодающих, Кусто уверял, что человек может не только использовать богатства морского дна, но и жить там; по его проекту «Преконтинент» были построены подводные дома, обитатели которых поднимались на поверхность в «ныряющих блюдцах» на реактивной тяге.

Довольно скоро выяснилось, что такие дома слишком дороги, а у живущих там людей быстро портится здоровье. Но Кусто успел получить третьего «Оскара» за снятый о них фильм «Мир без солнца» (второго ему дали за фильм «Золотая рыбка» - конечно, тоже о море). На «Калипсо» устремились знаменитые писатели, актеры, режиссеры. Принимала их супруга Кусто, Симона, ставшая «комиссаром» судна. Чаще других на корабле бывал большой поклонник капитана, создатель Бонда Иэн Флеминг.

В 1957 году Жак-Ив Кусто занял должность директора знаменитого Океанографического музея в Монако, что вызвало недовольство маститых ученых. Капитан оправдывался: «Конечно, я не ученый, а просто техник, чьи изобретения использует наука». Но от должности не отказался и занимал ее целых 32 года, хотя его директорский кабинет почти всегда пустовал. Сегодня он поднимал амфоры с затонувшего в Марсельской гавани древнегреческого судна. Завтра искал нефть у Лазурного берега.

Послезавтра отправлялся в Антарктиду, чтобы вблизи наблюдать брачные игры китов. Репортеры с удивлением обнаруживали знаменитого француза в самых разных уголках земного шара, а его красная вязаная шапочка прославилась в массовой культуре не меньше, чем берет Че Гевары. Он и сам был не чужд масскультуре - раньше всех осознал силу телевидения и вместо фильмов стал снимать сериалы. Самый знаменитый - многосерийную «Подводную одиссею команды Кусто» в двух частях - изготовила его собственная кинокомпания, получившая по старой памяти название «Объединенные акулы».

«Акульи» повадки капитан проявил и в бизнесе. Его книги с замечательными фото морских обитателей продавались громадными тиражами, но Кусто бился с издателями за каждый франк. Пером он владел не блестяще, поэтому его «неграми» стали писатели Филипп Диоле и Ив Паккале, чьи гонорары он беззастенчиво урезал «для пользы дела». Так же он поступал с прочими помощниками - а ими волей-нево-лей становились все люди, окружавшие Кусто и поддавшиеся его силе убеждения. Не стали исключением и сыновья: старший, архитектор Жан-Мишель, разрабатывал для отца проект подводных домов, а потом оставил профессию и ушел в море на «Калипсо».

Младший, Филипп, тоже забросил карьеру в военном флоте, чтобы снимать подводные фильмы вместе с отцом. На время главным делом семейства Кусто стала борьба с загрязнением океана. Капитан ложился на рельсы перед поездами, которые везли радиоактивные отходы к морю, чтобы захоронить в его глубинах. Сам президент де Голль попросил его быть «подобрее» с ядерщиками, но он ответил: «Мы не можем позволить отравить море, зная, сколько оно может дать человеку!» Позже инициативу перехватило общество «Гринпис», а неугомонный морепроходец увлекся новыми проектами.

На все это требовались деньги, и немалые. В конце 60-х французское правительство выделило Кусто крупную сумму на проект поисков нефти на шельфе при помощи «ныряющих блюдец». Проект провалился, деньги пропали неизвестно куда. Под градом обвинений капитану пришлось покинуть родину и перебраться в США, где он в 1973 году создал Общество Кусто. Оно выпускало книги, фильмы, комиксы, детские игрушки, объединенные одной темой - подводный мир и его защита.

Занималось громкими акциями вроде исследования затонувшего в Эгейском море в годы Первой мировой суперлайнера «Британник». А еще собирало пожертвования для создания в Норфолке, штат Вирджиния, невиданного океанографического парка, «морского Диснейленда». Этот проект тоже провалился, вкладчики потеряли многие миллионы долларов. Выяснилось, что все финансовые нити сходились к самому капитану, в бухгалтерии которого царил полный беспорядок. Счета Общества были арестованы, но на популярности Кусто это никак не отразилось.

Постоянно курсируя между Америкой и Европой, в Хьюстоне он познакомился со стюардессой «Эр Франс» Франсин Трипле. Высокая блондинка с точеными формами, на 36 лет моложе его, поразила сердце капитана, который до этого не слыл ловеласом. Между ними начался роман; Кусто поселил возлюбленную в своем поместье на юге Франции, которое бдительно охранялось от папарацци. Он никогда не выставлял напоказ свою личную жизнь, а кроме того, не хотел расстраивать Симону, которая давно уже была для него другом, помощником, но никак не любимой женщиной.

Спокойную и приветливую со всеми мадам Кусто друзья называли «пастушкой». Франсин была совсем другой - горячей, непоседливой, такой же, как сам капитан. В 1979 году она родила ему дочь Диану (позже на свет появился и сын - Пьер-Ив). И тогда же, будто в наказание, он лишился любимого сына Филиппа: обкатывая гидросамолет в Португалии, тот не справился с управлением и упал в реку. Тело так и не нашли.

Подавленный трагедией, Кусто на время замкнулся в себе. Потом вернулся во Францию к привычным делам - Общество не могло обойтись без руководства, а кроме того, на родине был создан Фонд Кусто, который требовал его постоянного внимания. Сотрудники за глаза называли его «Паша» за авторитарный стиль руководства. А вот в семье «султаншей» оказалась Франсин. Когда Симона в 1990 году умерла от рака, любовница настояла, чтобы Кусто вступил с ней в законный брак, а потом подбила его лишить наследства старшего сына Жан-Мишеля. Тот, много лет бескорыстно помогавший отцу, впал в бешенство и подал на капитана в суд.

Но проиграл - Франсин наняла лучших адвокатов. Скандал, подмочивший репутацию «рыцаря глубин», был усугублен новыми обвинениями в его адрес. Бывшие члены команды «Калипсо», например немец Вольфганг Ауэр, заявили, что при съемках своих фильмов капитан проявлял жестокость к морским обитателям. Однажды специально скормил раненого китенка стае акул.

Глушил рыбу динамитом, чтобы снять ее, умирающую, поближе. Осьминогов, чтобы они впечатляюще извивались перед камерой, поливал кислотой, Для эффектных съемок дельфинов запирал их в маленьком бассейне, где они разбивали головы о барьер, - а после скармливал хищникам. Еще Кусто оказался расистом: в своих фильмах называл жителей тропических берегов «негритосами» и «дикарями».

Сам капитан и его сотрудники никак не комментировали эти обвинения, А общество рассудило так: даже если Кусто и правда творил эти зверства, он делал это, чтобы увлечь миллионы зрителей красотой моря - и тем самым помочь сохранить его, В год своего 78-летия он был избран членом Французской академии. Тогда он был увлечен новым проектом - созданием корабля с ветряным двигателем, получившего имя еще одной нимфы. Алкионы.

Его не пугали ни чрезмерные расходы, ни то, что старушка «Калипсо», как он уверял с полной серьезностью, обиделась на измену своего хозяина. И доказала это единственно возможным для корабля способом: в 1996 году затонула в Сингапурском проливе. Кусто велел любой ценой поднять ее и доставить во Францию, чтобы превратить в плавучий музей. Свое 87-летие он отметил погружением на морское дно - и простудился.

25 июня 1997 года отважного капитана не стало. В очередной рейс к китайской реке Хуанхэ команда «Алкионы» впервые отправилась без него. Взяв посмертную судьбу Кусто в свои руки, Франсин, вопреки желанию мужа, похоронила его не в море, а на родовом кладбище в Сент-Андре-де-Кюбзаке. Она по-прежнему руководит Обществом Кусто, продолжая при этом судиться с Жан-Мишелем, создавшим собственный фонд и кинокомпанию. К столетию мужа Франсин планировала восстановить «Калипсо», но из этого ничего не вышло - легендарное судно по-прежнему ржавеет в доке. Но дело капитана Кусто не пропало - благодаря ему человечество гораздо лучше, чем прежде, узнало морскую стихию и научилось беречь ее.

Автор: Вадим Эрлихман
Напишите свой отзыв