#
Биография и личная жизньОбщество → Уильям Херст - основатель "желтой прессы"

Уильям Херст - основатель "желтой прессы"


Уильям Херст

Слухи, сплетни, грязь, неприглядные подробности, кровавые иллюстрации в газетах - заслуга Уильяма Херста. Это ему удалось кардинально изменить сухой и скучный язык газетных статей и «раскрасить» прессу в желтый цвет.

Первая проба пера у Уильяма случилась в университете. Юноша учился в Гарварде, студенты которого выпускали местную газету. В ней-то Херст и решил опубликовать свою сатирическую заметку о преподавателях. «Невинная» шалость стоила молодому человеку исключения.

Аморальный тип

Урок не пошел на пользу Херсту. Его отец, богатый и влиятельный человек, уже через 2 года достал для сына диплом Гарварда. А сам Уильям за это время успел набраться опыта. В 1886 году он поступил на работу к одному из самых известных в то время издателей - Джорджу Пулитцеру, владевшему газетой The New York World. А вскоре Уильям понял, что и сам хочет заниматься издательским делом. У его отца имелась небольшая газета San Francisco Examiner, и 23-летний юноша уговорил родителя отдать издание ему.

У Уильяма Херста были свои представления о журналистике. Он считал, что сенсацией может стать любая чепуха, если она грамотно подана и интересна читателю. Не брезговал использовать для наполнения слухи и сплетни, которые приносили работавшие на него журналисты. Он писал о политиках и бизнесменах, раскрывал их коррупционные замыслы и... однажды перешел дорогу собственному отцу.

Уильям пропустил материал, порочащий честь одного из компаньонов Херста-старшего. Когда тот попросил оставить в покое несчастного дельца, сын отказался. Отец не на шутку рассердился и перестал финансировать газету. Но что еще хуже, оставил сына без наследства.

Уильяма поддержала мать. Все наследство главы семейства перешло ей, и она не пожалела для любимого отпрыска пару тысяч долларов. Благодаря им Уильям в 1895 году приобрел свое новое детище - The New York Morning Journal.

Репутация The New York Morning Journal была сомнительной: издание называли газетой домохозяек и горничных, а тираж составлял всего 30 тысяч экземпляров. Но у Херста уже был готов план по ее раскрутке. Для начала он поставил в редакции кровать: решил находиться здесь круглосуточно, пока дела не пойдут в гору. Уильям взял на работу лучших журналистов и публицистов, которые умели из ничего сделать сенсацию. В том числе в его издание писали Марк Твен и Джек Лондон.

Он предложил авторам хорошие гонорары, а на первом собрании постановил: «Газета должна быть настолько доступной и простой, чтобы ее читателями могли стать бедняки, бакалейщики, эмигранты и невежды». А чтобы все эти слои населения имели возможность взять газету в руки, Уильям понизил ее стоимость до одного цента.

Это был серьезный удар по конкурентам. The New York Morning Journal стала не просто доступной: ее продавали на каждом углу. В итоге тираж увеличился, а на пути у Херста встал его учитель - Джордж Пулитцер. Уильям никогда не отличался совестливостью, особенно в работе, а потому развязал с Пулитцером информационную войну. Ее прозвали «Битва Титанов».

Что мог предложить Уильям Херст такого, чего не было в остальных изданиях? На первые полосы издатель приказал выносить самые громкие сенсации -убийства, мародерство, ограбления, политические преступления и т.д. Особое внимание он призвал обратить на людей известных, чье грязное белье будет особенно интересно читателю.

В дополнение к статьям Херст ставил иллюстрации. Лучшие художники в подробностях изображали суть написанного. Если в статье речь шла об убийстве, то на картинке непременно должно было быть много крови, оторванных конечностей и искаженных болью лиц. Это работало! «Публике нужны не столько новости, сколько развлечения», - был убежден Херст. Всего за пару месяцев тираж его издания вырос до 100 тысяч.

За войной между Пулитцером и Херстом наблюдали все. Началось с того, что Уильям «перекупил» лучших журналистов своего конкурента, предложив более высокую зарплату. Причем сделал это тайком - все работники ушли разом, в один день. Конечно, это стало ударом для Пулитцера.

А в 1896 году Уильям переманил к себе на работу известного карикатуриста Ричарда Аутколта. Ранее на страницах газеты Пулитцера тот издавал свой комикс Hoggan's Alley. В отместку Пулитцер запретил использовать название серии в изданиях Херста. Комиксу было придумано новое имя - The Yellow Kid. Картинки повествовали о приключениях желтого малыша, да и сам комикс был нарисован желтой краской. Возможно, поэтому к газете Уильяма Херста через некоторое время прикрепилось название «желтая пресса».

Херст одержал победу над Пулитцером, что стало очередным доказательством его могущества в печатной прессе. В какой-то момент он даже перестал просто рассказывать о событиях, он стал их вершить. Например, Херсту приписывают развязывание испано-американской войны.

В 1898 году Куба была испанской колонией и всячески старалась избавиться от этого гнета. Конфликт был вялотекущим, но тут вмешался Уильям Херст. В его газете стали выходить статьи, в которых испанцы превращались в опасных врагов. Журналисты писали о притеснениях с их стороны и зверствах, которых на деле не было.

Однажды Херст, по слухам, приказал украсть, а потом опубликовал испанское дипломатическое письмо с критикой американского президента. Дело набирало обороты. Чтобы конфликт был наглядным, издатель засылал на Кубу своих лучших художников, чтобы те рисовали все, что видели. «Но тут все спокойно, войны нет», - сообщали они, на что Уильям отвечал: «Вы, главное, нарисуйте, а войну я обеспечу».

И обеспечил!15 февраля 1898 года в порту Гаваны взорвался американский броненосец. Ходили слухи, что к этому событию Херст также приложил руку, но доказательств нет. В итоге война была развязана. За те несколько месяцев, что она длилась, Херст чуть ли не в каждом номере публиковал новые сенсации. За это время тираж его газеты достиг 5 миллионов.

К 1935 году Уильям Херст был владельцем уже не одной газеты, а целой медиа-империи. Его состояние оценивалось в 200 миллионов долларов: десятки изданий, радиостанций и даже киностудия.

Несмотря на многолетний брак и наличие пятерых сыновей, Херст не мог себя назвать примерным семьянином: он был влюблен в актрису Мэрион Дэвис. Законная супруга знала об этом союзе: Уильям честно попросил у нее развод, но получил отказ. Так и продолжал вести двойную жизнь. Для молодой красотки Херст основал собственную киностудию. Уильям жил с Мэрион в знаменитом замке «Херст Касл», в котором сейчас находится музей. Это было их любовное гнездышко. Здесь магнат отдыхал и чувствовал себя защищенным.

А защищаться было от чего. В 1929 году, когда началась Великая депрессия, дела издателя пошли хуже. Но он не желал этого признавать. Наоборот, вмешивался в сомнительные авантюры. Например, сделал ставку на Адольфа Гитлера. Печатал в своих газетах его статьи, в 1934 году лично брал у фюрера интервью. И слишком поздно понял, что пошел не по тому пути. Большинство читателей перестало покупать газеты, в которых враг представлялся героем. К 1937 году долг Уильяма Херста составлял баснословную сумму -140 миллионов долларов. Чтобы выбраться из долговой ямы, пришлось продать если не все, то многое.

Но Херста поджидал новый удар. В 1941 году на экраны вышла лента молодого режиссера Орсона Уэллса «Гражданин Кейн». Прототипом главного героя - медиамагната-эгоиста, который, обладая огромным состоянием, тратит его на собственные прихоти - стал Уильям Херст. И что бы ни делал издатель, запретить фильм к показу не смог. На всеобщее обозрение оказался выставлен он сам, его бизнес, но самое главное - его любовная связь с Мэрион Дэвис, которую он так оберегал. В 1951 году, после всех потрясений, сердце 88-летнего Херста не выдержало...

Автор: Алла Астахова
Напишите свой отзыв