#
Биография и личная жизньИнтервью → Ирина Пегова - "В деревне я читала стихи овцам"

Ирина Пегова - "В деревне я читала стихи овцам"


Актриса Ирина Пегова

Ирина Пегова родилась в городе Выкса Нижегородской области, в семье, где особое место отводилось спорту. И даже Ирочке на рождение был подарен альбом с надписью: "Будущей олимпийской чемпионке". Вот какие надежды возлагали родители на наследницу.

- Если бы я стала спортсменкой, то думаю, что добилась бы высоких результатов. Хоть и нескромно сказано, но, несмотря на мою комплекцию, я очень подвижная и у меня спортивный характер. Я никогда не могу прийти второй и очень болезненно переживаю любой проигрыш. Мне надо во всем быть первой. И так было с самого детства: я должна была раньше всех сделать домашнее задание, быстрее всех решить задачу в классе. Я, даже не дорешав ее, уже тянула руку, потому что за время, пока учитель произносил: «Да, Пегова, отвечай», - я успевала все поделить-умножить. Такой вот у меня характер выскочки.

-Вы говорили, что ваши родители хотели мальчика, а родилась девочка. Но с таким «буйным» нравом, что вполне заменила им сына.

- Да я и внешне была похожа на мальчишку. Очень-очень худая, лопатки торчат, могла втянуть живот чуть ли не до позвоночника. Волосы у меня были совсем плохие, и меня стригли по принципу - чем короче, тем лучше. К тому же, поскольку все принимали меня за мальчика, я и вела себя соответственно. По синякам и царапинам на ногах было видно сразу, что мое любимое занятие - лазить по заборам, деревьям и крышам. Но это пока я была совсем маленькая. А когда стала постарше, на прогулки времени не осталось - родители загрузили меня по полной программе.

Я занималась художественной гимнастикой, легкой атлетикой и кроме того ходила в музыкальную школу, училась играть на скрипке. На лето меня обычно отправляли в деревню. Две моих бабушки жили в деревне под названием Тупик -там был конец железнодорожной узкоколейки, от того и название. Это действительно был самый настоящий тупик -ближайший город находился аж в 23 километрах.

Но и в деревне, вспоминает актриса, были свои обязанности: полоть грядки, поливать огурцы окучивать картошку... Даже на пруд искупаться с деревенскими мальчишками порой сбегать было некогда Чтобы обеспечить себе свободу днем. Ира среди ночи, тайком от бабушки, пробиралась в огород - обрабатывать отведенные ей грядки. Да и ко всей остальной деревенской работе Ира подходила творчески.

- Например, когда я шла пасти овец, брала с собой томик Есенина - читала овцам стихи. Иногда сценки перед ними разыгрьвала, песни им пела. Там я чувствовала себя совершенно свободно - вокруг только поле, лес и ни одного человека поблизости. Или вот еще помню: бесконечные борозды картошки уходят вдаль, я иду вдоль них, выпалываю траву, а сама с кем-то беседую, будто интервью даю.

-Воображали себя знаменитой актрисой?

- Нет, ни о театре, ни о кино я не мечтала. В юности у меня был очень сильный голос, и я думала о том, чтобы стать певицей. Мне в школе даже дали прозвище - Громыхалова - за то, что я не могла тихо ни говорить. ни смеяться, ни петь. Однажды, когда мне было лет 12-13, я даже решилась участвовать в песенном конкурсе, который проходил у нас в городе. Он назывался «Утренняя звезда», как тот, который в Москве, на Центральном телевидении, вел Юрий Николаев. Только это был наш, как говорится, местного значения конкурс.

-Выиграли?

- Проиграла с позором. Даже первый тур не прошла. Я исполняла песню Наташи Королевой «Синие лебеди». Вышла на сцену на высоченных шпильках. волосы завиты, губы накрашены. .. И мало того, что чуть не упала, споткнувшись о провод от микрофона, так еще и спела два раза один и тот же куплет. В общем, это было позорище настоящее.

Но потом стали происходить удивительные вещи: руководитель этого конкурса Сергей Иванович Дятлов организовал музыкальный коллектив «Студия 27», и собрал туда всех победителей конкурса и почему-то и меня пригласил. Так я стала одной из солисток «Студии». А когда окончила школу, пошла в Нижегородское театральное училище -с мыслью, что это самый верный путь стать певицей.

-А как вы из Нижнего Новгорода попали в Москву?

- Честно говоря, я была уверена, что останусь в Нижнем. Никогда никаких мыслей о Москве, даже мечтаний - ничего подобного у меня не было. Но однажды, я тогда училась на втором курсе, к нам в город приехала на гастроли «Мастерская Фоменко» со своими студентами. Даже не знаю, каким ветром их занесло к нам в училище. Хотя Петр Наумович это любит - ходить по театрам «в гости». Так вот, они пришли к нам, и мы им показывали свое «мастерство»: какие-то этюды, отрывки из спектаклей, Чехова, помню, мы им играли.

Они были в диком восторге, им в самом деле понравилось. А потом была вечеринка с чаепитием, мы уже подружились, прекрасное у всех было настроение... И ко мне стали один за другим подходить ребята и говорить: «Ир. что ты здесь делаешь? Давай в Москву!» Петр Наумович в новом учебном году как раз набирал очередной курс.

Идея мне понравилась. Только денег на дорогу у меня не было, и я стала в нашем училище уборщицей подрабатывать, чтобы накопить на билет. Держала все в тайне, чтобы, не дай Бог, никто ничего не узнал. Но, как потом выяснилось, не только я, а чуть ли не весь наш курс тайком друг от друга готовился ехать в Москву. Представляете, даже моя подружка, с которой мы снимали вместе угол в комнате, спали на одном диване, - мы с ней неожиданно встретились в Москве на поступлении.

Смеялись, конечно. .. Но поступило нас всего двое. Я - к Фоменко и еще одна девочка - к Бородину. Петр Наумович мне тогда сказал: «Я тебя беру учиться, но совершенно не понимаю, что ты будешь играть...» И действительно, когда я закончила учебу и стала играть в театре, мне, конечно, доставались роли, но не те, о которых я мечтала.

-Вы говорите о театре «Мастерская Петра Фоменко»?

-Да, конечно. Но существовал другой театр и другой человек, Олег Павлович Табаков, который постоянно, на протяжении всех пяти лет
моей работы у Фоменко, делал мне различные «творческие предложения». Я уже играла у него «Дядю Ваню» в «Табакерке». В общем, в какой-то момент я решила уйти.

-Как воспринял ваше решение Петр Наумович?

- Мне кажется, когда я пришла к нему в кабинет поговорить об этом, он уже знал, что я ухожу. У нас был прекрасный разговор - большой, двухчасовой, с воспоминаниями о том, как мы познакомились, как встретились, как все было прекрасно. Расстались мы с милой улыбкой и со слезами на глазах. И все -после этого мы больше не виделись. И, честно сказать, я не думаю, что он при встрече со мной поздоровается, потому что это человек, который не прощает подобных поступков.

Если отношения с театром сложились у Ирины не с первой попытки, то с кинематографом все вышло иначе: ее дебютная, роль - в фильме Алексея Учителя «Прогулка» - сделала Пегову настоящей знаменитостью.

- С «Прогулкой» вышла интересная история. Режиссер Алексей Ефимович Учитель пригласил меня на кастинг к своему фильму «Космос как предчувствие». Пробы я прошла, меня утвердили. А параллельно Учитель набирал девушек и юношей на фильм «Прогулка». Уже был сценарий, но я его не читала и вообще этим не интересовалась, потому что видела, какие приходили девушки: высокие, красивые и стройные, то есть совершенная противоположность мне.

Я со спокойной душой уехала к себе домой, в Выксу, а буквально за неделю до начала съемок «Прогулки» мне вдруг позвонил Алексей Ефимович и говорит: «Надо почитать сценарий». Мы с трудом нашли в нашем городе Интернет, я прочитала сценарий. Честно говоря, даже не помню, понравился он мне или нет, но мысли об отказе конечно не было: раз надо пробоваться, значит надо. И я помчалась в Москву, на пробы.

- К тому времени на две главные мужские роли уже были утверждены Евгений Цыганов и Павел Баршак. Их мнение как-то учитывалось при выборе партнерши?

-Да, Учителю было важно, чтобы ребята участвовали в кастинге. Он интересовался, нравится им девушка или не нравится, прислушивался к их мнению, потому что нам вместе играть, должно быть все по-настоящему. Так вот, мне кажется, что и Пашка, и Женька были против меня. Мы учились на одном курсе, давно знали друг друга, и они, наверное, меня в этой роли не очень представляли. Но пробы прошли удачно, и мы все поехали в Питер на съемки.

Героиня фильма «Прогулка» Ольга гуляла по Санкт-Петербургу в сопровождении двух влюбленных в нее парней, делая вид, что не знает, кого из них выбрать. Через год после выхода фильма на экраны, призналась Ирина, похожая история произошла с ней в жизни. Только вместо Питера была Варшава, а из двоих парней выбирать не пришлось - в одного она влюбилась сразу, с первого взгляда. На международном кинофестивале в Польше Ирина Пегова представляла фильм «Прогулка», а актер Дмитрий Орлов - фильм «Небо. Самолет Девушка».

- Я приехала в Варшаву буквально на несколько дней. И Дмитрий Орлов туда тоже приехал. Только я его тогда совершенно не знала. А он, напротив, все про меня знал - ходил на спектакли «Мастерской Фоменко», «Прогулку» смотрел. Мало того, как он сам мне потом рассказывал, они с другом меня обсуждали после кино, то есть у Димы уже был, как говорится, «глаз положен». Вечером я попросила нашего переводчика показать Варшаву. А он неожиданно пригласил на прогулку Диму.

Мы встретились в фойе гостиницы, и следующие четыре дня... гуляли по Варшаве. Напропалую. В Москве тоже встретились пару раз, но потом я уехала на фестиваль в Америку, а сразу после этого - на целый месяц с театром на гастроли. Но когда я наконец вернулась, мы сразу решили жить вместе. И все. Поженились, правда, мы гораздо позже, но все это время мы жили под одной крышей.

-А кто из вас первый предложил пожениться?

- Димина сестра. Все началось с того, что я забеременела. И сестра говорит: «Дима, что ты делаешь?! Для женщины это же так важно. Она же тебе сама первой не сделает предложение!» А Дима мне сразу: «Ой, Пегова, ты что, хочешь замуж? Ну давай поженимся!» Для нас, честно говоря, это было совершенно не обязательно. Но тем не менее мы поженились. И свадьба у нас была очень смешная.

Мы решили расписаться в моем родном городе, и Дима ко мне приехал черт знает откуда. Устал ужасно, и мы завалились спать. Нас разбудила мама: «Вы что спите?! У вас через полчаса роспись! А вы спите!» Мы собрались, умылись, расписались и опять спать завалились. И все мои «свадебные» фотографии, сделанные мобильным телефоном, - как мы спим на диване. Такая вот смешная свадьба была.

- Во время беременности выработали, снимались?

- Это у меня была уже вторая беременность. Предыдущая окончилась неудачно, да и эта была на грани срыва. Поэтому меня быстро увезли в больницу и положили на сохранение, но я через неделю оттуда сбежала, клятвенно пообещав, что буду просто лежать. И я действительно лежала несколько недель подряд на диване. А потом было принято решение, что я могу точно так же лежать у мамы дома.

Там природа, свежий воздух... Меня перевезли в Выксу. и я там, если можно так сказать, сохраняла жизнь ребенка. Моя родная сестра тоже в это время была беременна, и мы с ней вместе растили своих малышей в животах. Так что я всю беременность не работала, я занималась только вынашиванием ребенка.

- Ваша дочка появилась на свет там же, в Выксе?

- Нет, рожать мы приехали в Москву. У меня было кесарево сечение. Но, поскольку мне не делали общий наркоз, я все видела, все слышала, все понимала. И требовала убрать шторку, которой меня отгородили от моего живота: «Почему вы повесили шторку? Я хочу видеть. что вы там делаете! Пусть даже это будет страшное зрелище!» Ну, понятно, что никто эту шторку мне не открыл. О чем я страшно жалела. Я только слышала, как врачи говорили, что осталось две минуты, одна, что сейчас появится... А потом я увидела дочь, и у меня слезы потекли от умиления.

- Сейчас вы снимаетесь в кино, играете в театре. А для Тани времени хватает?

- Мы с дочерью всегда вместе, даже на съемках. Она всегда со мной. Ну конечно, бывают сложные периоды, когда выпуск спектакля, неделя сумасшедшая, и на ребенка остается мало времени. Но вообще я стараюсь: парки, дельфинарии, книги... Книги Таня любит больше всего, причем не «уси-пуси», а хорошую серьезную литературу - энциклопедии, книги про животных. А недавно был совсем смешной случай - она мне «Письма» Гоголя принесла, чтобы я ей читала.

Еще мы с Танюшкой часто поем. Я учу ее детским песенкам. Она с удовольствием все запоминает, повторяет. Правда, у меня после родов начались проблемы с голосом. Думаю, это связано с тем, что я кормила ребенка два с лишним года, и теперь кальция в моем организме, мне кажется, нет вообще. Я даже стараюсь поменьше говорить и пореже петь, хотя в спектакле «Конек-Горбунок», где я занята, приходится делать и то, и другое.

Музыкальная сказка «Конек-Горбунок» на сцене МХТ имени Чехова стала одной из самых шумных премьер прошлого театрального сезона. Ирина Пегова исполняет в ней главную женскую роль -Царь-девицу.

- Я понимаю, что я очень везучий человек. Чувствую, мне помогает что-то сверх меня: фортуна, судьба. Не знаю, как это назвать, но что-то помогает. Я вижу, что вокруг много людей, которые по-настоящему бьются, работают, трудятся, но у них не всегда и не все получается... И я даже иногда чувствую перед людьми какую-то неловкость за свое везение. Потому что получается, что кому-то - все, а кому-то - ничего. И от чего это зависит, совершенно непонятно.

Я уверена, что рано или поздно эта помощь закончится, и я не буду больше актрисой. Стану заниматься чем-то другим или вообще буду, сидеть дома. Муж будет счастлив, он всегда был «за», чтобы я занималась только домом, им и детьми. Но он понимает, что сейчас я этого не могу сделать, что я буду мучиться, страдать, и вообще буду довольно несчастным человеком. Потому что пока я - актриса.

Беседовала: Мария Смирнова
Напишите свой отзыв