#
Биография и личная жизньГосударство → Царь Давид - биография, история жизни царя: С пращой и арфой

Царь Давид - биография, история жизни царя: С пращой и арфой


Царь Давид
Имя: Царь Давид (King David)

Дата рождения: 1035 год до н. э.

Дата смерти: 965 год до н. э.

Возраст: 70 лет

Место рождения: Вифлеем

Место смерти: Иерусалим

Деятельность: второй царь Израиля

Семейное положение: был женат




Царь Давид - биография

За свою долгую жизнь иудейский царь Давид сменил много занятий. Пас овец, охотился, воевал. Сочинял стихи и распевал их под аккомпанемент арфы. Сделал много зла, но всегда хранил верность единому Богу - за что и был прославлен сразу тремя мировыми религиями.

Потомки Давида были царями и героями, к его роду принадлежал сам Христос. А вот предки ничем особенным не отличались: его отец Иессей разводил скот в районе Бейт-Лехема («хлебного дома»), который мы называем Вифлеемом. К тому времени потомки двенадцати «колен», или племен, Израиля уже давно жили в Палестине, с переменным успехом воюя с местными жителями. В этих войнах их вели в бой священники, или «судьи», (шоффетим), которых выбирали для руководства армией, но тут же отправляли в отставку, когда опасность исчезала.

Отсутствие единой власти сыграло роковую роль, когда против евреев ополчились воинственные филистимляне, жившие на побережье Средиземного моря. Благодаря своему передовому железному оружию они разбили израильтян, захватив не только их земли, но и величайшую святыню - Ковчег Завета. Избранный судьей пророк Самуил кое-как отбил нападение, после чего народ захотел выбрать царя -«пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы».

Самуил пытался отговорить их - «будете ему рабами и восстанете тогда от царя вашего», - но его не слушали. Царем выбрали по жребию Саула, сына Киса, человека сильного и храброго, но не слишком умного. Он быстро нажил врагов, деля военную добычу между своими родственниками и дружиной в ущерб всем остальным. Вдобавок он нарушал заповедь Самуила - при победе над врагами истреблять не только их самих, но и жен, детей и все имущество. Из жалости или из жадности Саул брал чужаков в рабы, а их дочерей в наложницы, и пророк резонно опасался, что вместе с ними к евреям придет вера в чужих богов.

После пары конфликтов Самуил решил заменить царя более достойным кандидатом. Такого он нашел в Вифлееме, в доме Иессея, где позвал к себе восьмерых сыновей хозяина. Из них ему особенно приглянулся младший -«он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом». Звали его Давид («возлюбленный Богом»), и все свои семнадцать лет он пас отцовское стадо. Уходя на дальнее пастбище, он брал с собой арфу и наигрывал овцам нехитрые мелодии.

Эта арфа, или «киннор», (в русском переводе - гусли) была совсем не похожа на нынешнюю -представляла собой треугольную деревянную раму со струнами из воловьих жил - и легко умещалась в пастушьей сумке. Там же смелый паренек носил пращу -метательное оружие, которым он владел в совершенстве. По легенде, он убивал камнями из пращи даже львов и медведей (те и другие тогда свободно разгуливали по Израилю). Впечатлившись талантами юноши, Самуил тайно помазал его на царство и начал сложную операцию по возведению безродного пастушка на трон.

Впечатлительный Саул из-за конфликта с Самуилом впал в уныние - говорили даже, что он «возмущаем злым духом», то есть психически болен. Подученные пророком царедворцы посоветовали ему слушать музыку и намекнули, что в Вифлееме живет отличный арфист и певец. Саул тут же вызвал к себе Давида, и тот своими мелодиями сразу улучшил состояние царя - «дух злой отступил от него». Теперь, по плану Самуила, юноше предстояло завоевать любовь не только царя, но и народа.

Как по заказу на страну снова напали филистимляне; впереди их войска шел громадный Голиаф, потомок древних великанов-рефаимов, рост которого был шесть локтей с пядью, или почти три метра. Бахвалясь, он вызывал на поединок любого израильтянина, и вызов принял Давид. Филистимский богатырь был одет в медные доспехи и шлем, вооружен тяжелым копьем и мечом. Давида тоже хотели облачить в доспехи, но он отказался ради легкости движений. Не взял и непривычного меча - вооруженный только пращой, он издали залепил гиганту камнем в лоб, а когда тот упал без чувств, подбежал и отрубил голову его же мечом. На этом сражение закончилось: устрашенные враги бежали.

Победу Давида над Голиафом, изобретательности над тупой силой, века спустя воспели сотни живописцев и скульпторов. Микеланджело в мраморе изобразил героя готовящимся к битве, Донателло в бронзе - торжествующим над головой поверженного великана. Есть версия, что этот подвиг ему приписали стараниями Самуила: в той же библейской Книге Царств сказано, что Голиафа убил некий Эльханан. Правда, есть и другое объяснение: это подлинное имя юноши, а Давидом («возлюбленным Богом») он стал называться позже, став царем. Проверить это невозможно: о Давиде, как и о многих еврейских героях, говорится только в Библии. Летописи других народов почти не уделяли внимания такому захолустью, как Палестина. Правда, Давид упоминается в двух полустертых надписях царей Арама и Моава, но и там непонятно, что имеется в виду - человек или почетный титул.

Как бы то ни было, отныне Давид стал любимцем израильтян. Саул пообещал выдать за него свою дочь Мелхолу, запросив, правда, жутковатый выкуп - крайнюю плоть ста филистимлян. Юный герой, ничуть не смутившись, отправился в поход и привез царю целых двести вражеских половых органов. Он не только стал мужем дочери Саула, но и сдружился с его сыном Ионафаном, что вызвало у царя мучительные подозрения: его арфист метит на трон! Правитель поумнее организовал бы тайное устранение выскочки, но Саул - видимо, и правда психически нездоровый - повел себя как опереточный злодей.

Сперва во время пира он ни с того ни с сего запустил в Давида копьем, но был так пьян, что промахнулся. Потом прилюдно пообещал бросить юношу в тюрьму. Предупрежденный, Давид успел бежать, собрал шайку разбойников и стал партизанить в окрестностях столицы Гивы. Однажды он застиг самого царя в пещере, куда тот зашел справить нужду. Саул был так увлечен процессом, что Давид сумел незаметно отрезать у него край плаща.

А потом явился к нему и показал кусок ткани со словами: «Я не согрешил против тебя; а ты ищешь души моей, чтоб отнять ее». Разрыдавшись, Саул простил зятя, но ненадолго - вскоре тому снова пришлось бежать. Царь превратился в жестокого тирана: он перебил священников, заподозренных в помощи Давиду, едва не убил Ионафана за дружбу с ним, а Мелхолу выдал замуж за другого. В это время умер Самуил, и обуздать гнев царя было некому.

Покончить с ним помогли филистимляне -в битве у горы Гелвуи они убили сыновей Саула, включая благородного Ионафана, а когда окружили царя, тот попросил собственного слугу заколоть его.

Давид, получив известие о смерти Саула, вместо радости залился слезами. А потом захватил город Хеврон, где одно из племен - колено Иуды - объявило его царем. Правда, остальные колена принесли клятву верности единственному выжившему сыну Саула Иевосфею. Страна разделилась на две части - Иудею и Израиль, которые начали друг с другом войну. Войсками Давида руководил опытный полководец Иоав, его противниками - не менее опытный Авенир. Дело снова решило предательство: сперва Авенир, а потом Иевосфей были вероломно убиты, и Давид объединил еврейское царство.

Семь лет он правил в Хевроне, а потом захватил расположенный в самом центре своих владений городок Иерусалим, основанный в незапамятные времена легендарным Мафусаилом. Благодаря Давиду этот город стал священным центром иудеев, а потом также христиан и мусульман. Сюда, в специальную скинию (шатер) был перенесен Ковчег Завета, у которого круглосуточно дежурили священники. Иерусалим до сих пор нередко называют «градом Давида». Другое устойчивое выражение -«щит Давида» (маген Давид), шестиконечная звезда, форму которой якобы имели щиты царской стражи. Правда, другие называют этот древний мистический символ «печатью Соломона», приписывая его изобретение сыну и наследнику Давида.

Новый царь начал активно созидать свое государство. Если раньше евреи только отбивались от набегов или сами нападали на соседей, то Давид начал завоевывать мелкие племена и княжества. Первый удар он нанес давним врагам - аммонитянам - сжег их столицу Раббат Аммон (нынешний Амман в Иордании) и перебил всех ее жителей. Аммонитяне заключили союз с могущественным царем амореев Адра-азаром, но Иоав разгромил и его армию. А потом переключился на филистимлян - их не победили, но отогнали к морю, заставив забыть о набегах на Израиль.

Давид заключил договор с финикийцами, опытными торговцами, которые покупали у него зерно и скот, отдавая взамен строительный лес и передовые технологии, включая письменность, - изобретенный ими алфавит был вскоре заимствован евреями. Пока же летописи при дворе Давида не велись, поэтому мы не знаем, когда он правил. Начало его царствования историки относят то к 1005, то к 1012, то к 876 году до нашей эры. Есть и те, кто считает его вымышленным персонажем, вписанным в ряд мифических библейских патриархов. Но археологи подтверждают: в X веке многие города Палестины были разрушены и заселены вновь новыми жителями - еврейскими племенами.

Найдены остатки дворцов и ворот, построенных Давидом и Соломоном. Конечно, они не так велики и красивы, как описано в Библии, но это неудивительно. Не стоит верить и библейским описаниям громадных армий: дружина Давида насчитывала не больше 500 человек, но по тем временам это была грозная сила. Впрочем, царь добивался своего не только военной силой, но и при помощи династических браков. Среди десятков его жен были представительницы едва ли не всех покоренных народов. Вернулась к нему и Мелхола, но детей у них не было, а любви к гордой дочери Саула он давно не питал.

Однажды в жаркий день Давид увидел с высокой крыши дворца красавицу, которая принимала ванну у себя в саду. Наведя справки, он узнал, что это Вирсавия (Бат-Шева), жена его полководца Урии, который в это время воевал с аммонитянами. Недолго думая, царь велел доставить Вирсавию и занялся с ней любовью, а после отослал домой. Вскоре женщина забеременела, и царь вызвал Урию из похода, надеясь, что он проведет ночь с женой и сочтет будущего ребенка своим. Но тот, видимо что-то разузнав, отказался даже входить в свой дом.

В гневе царь отослал его обратно, приказав Иоаву в первом же бою поставить Урию в самое опасное место и бросить его среди врагов. Тот был убит, и Давид, едва кончился срок траура, женился на Вирсавии, которая родила ему сына. Однако совершенный грех дорого стоил Давиду - Всевышний устами пророка сообщил, что его ждут пять суровых наказаний. Первым стала смерть ребенка Вирсавии. Вторым - болезнь самого царя, тело которого полгода было покрыто кровавыми язвами.

На этом все не кончилось. В царской семье начались раздоры. Наследник престола Амнон, такой же женолюбивый, как сам Давид, влюбился в сводную сестру Фамарь (Тамару) и однажды ночью изнасиловал ее. Узнав об этом, родной брат Фамари, Авессалом, убил насильника и бежал в Хеврон, где поднял мятеж против отца и был помазан на царство. Многие предпочли храброго и красивого Авессалома стареющему царю; казалось, повторяется история Саула и Давида.

В самом Иерусалиме начались волнения, и Давиду пришлось бежать за Иордан. Преследуя его, армия Авессалома столкнулась с дружиной Иоава и была разбита. Сам царевич бежал от погони на муле, но запутался своими длинными кудрями в ветвях дуба, и подоспевший Иоав сразил его тремя стрелами. Узнав об этом, Давид по своей привычке разразился рыданиями. Гибель сына рассорила его с верным военачальником - вскоре Иоав был лишен должности. Его земляки из Израиля возмутились и подняли восстание, избрав своим царем Савея. Но Иоав не присоединился к ним: верный царю, он разбил восставших.

Гибель Амнона с Авессаломом и мятеж израильтян стали еще тремя наказаниями Давида, после которых Бог простил его. Знаком этого стало рождение Вирсавией здорового сына Соломона. Его царь любил больше всех остальных детей, хотя официальным наследником считался сын старшей жены - Адония. Это сулило новую борьбу за власть, но пока царь, победивший всех противников, отдыхал от забот и сочинял псалмы, полные благодарности к Всевышнему. Понятно, что большинство песнопений, вошедших в библейскую Псалтирь, написаны не Давидом - как и чувственные строки Песни Песней сочинил не его наследник Соломон.

Но все они выражают настроение, внесенное им в ветхозаветный канон и выражающее не страх перед Богом, а любовь и доверие к Нему. Недаром до сих пор миллионы верующих в странах, бесконечно далеких от древней Палестины, повторяют их прекрасные строки. Например такие (псалом 138): «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя».

Самый известный образ Давида в искусстве - статуя Микеланджело (1504). Три с половиной года скульптор вырезал пятиметровое изваяние из цельной глыбы мрамора.

Но стихи стихами, а в жизни Давид, которому было уже за шестьдесят, оставался охочим до власти и удовольствий. Даже утратив способность к любовным утехам, он велел приводить к себе юных девиц, чтобы они согревали ему постель. Из них он больше всех полюбил Ависагу (Авишаг) Сунамитянку, но, как с некоторым удивлением подчеркивает Библия, «не познал ее». Да и не до девушек ему было -при дворе опять начались политические интриги. Адония все громче предъявлял претензии на трон, завел себе личную дружину и даже полсотни скороходов, которые полагались по рангу только царю.

Его поддерживали Иоав и первосвященник Авиафар, но и у Соломона были сторонники - командир наемной гвардии Ваней и пророк Нафан, которого царь слушался беспрекословно. Конечно, права сына на трон яростно защищала и Вирсавия. Именно она пошла к Давиду и донесла, что Адония якобы объявил себя царем и принес у священного источника Эйн-Рогель царские жертвы. «А ведь ты обещал, - подступала она к царю, - что Соломон будет царствовать после тебя!» Давид, уже не встававший с постели, тут же распорядился помазать младшего сына на царство.

Через несколько дней царя не стало, и его преемник тут же расправился с Адонией и Иоавом. В правление Соломона еврейское царство достигло нового расцвета, но после его смерти окончательно распалось на Иудею и Израиль. Давид был похоронен на горе Сион в Иерусалиме, в том самом месте, где его потомок Иисус совершил с апостолами Тайную вечерю. Библия сообщает, что он прожил 70 лет и 40 из них был царем. Там также сказано, что Давид заключил с Богом договор, по которому династия Давида будет вечно править Израилем, а после пришествия Мессии, тоже принадлежащего к ней, - и всем миром.

Некоторые иудейские мистики считали даже, что будущим всемирным царем будет сам Давид, который не умер, а продолжает жить вечно. В народе эта идея превратилась в легенду, по которой царь Израиля спит непробудным сном в пещере и проснется, когда волшебный рог возвестит конец света. Каким был реальный, а не сказочный Давид, не скажет ни один историк. Его победы и законы давно поглотила бездна времен, но звуки его арфы до сих пор доносятся до нас, восхваляя не только Бога, но и человека, верного своему народу и своему призванию.

Фильм о Царе Давиде

[media=www.youtube.com/watch?v=Y3e0A9G3tuc]


Автор биографии: Вадим Эрлихман
Напишите свой отзыв
Павел Николаевич
Павел Николаевич
  • {dislikes}
  • {likes}
мне думается, что тот великолепный совет, который был дан 3000 лет назад этим мудрым царем, может быть пoлезен многим ).
Как стать счастливым. Инструкция Давида
Цитата Ответить
  • 16 октября 2017 17:54
  • |
  • Группа: Гости
Павел Николаевич
Павел Николаевич
  • {dislikes}
  • {likes}
мне думается, что тот великолепный совет, который был дан 3000 лет назад этим мудрым царем в 1 Псалме , может быть пoлезен многим ).
Цитата Ответить
  • 20 декабря 2018 06:42
  • |
  • Группа: Гости