#
Биография и личная жизньГосударство → Гай Юлий Цезарь - Диктатор, изменивший мир

Гай Юлий Цезарь - Диктатор, изменивший мир


Гай Юлий Цезарь

О великом консуле Рима Гае Юлии Цезаре обычно вспоминают в связи с его способностью одновременно читать, писать и диктовать письма. Между тем этот человек полностью изменил политическое устройство Европы, утвердив единоличный порядок правления. А его юлианский календарь человечество использовало 16 столетий.

Юный Цезарь с огорчением принимал тот факт, что в его возрасте Александр Македонский уже владел половиной мира. Проезжая с друзьями бедную галльскую деревушку, он услышал от них сказанное в шутку: «Неужели и здесь есть соревнование в почестях, спор из-за первенства, раздоры среди знати?» На что серьезно ответил: «Я предпочел бы быть первым здесь, чем вторым в Риме».

Предки мальчика отличались волосатостью, отчего их и прозвали «цезарями» - «волосатыми». Вот только сам Гай Юлий уже к 30 годам лишился большей части волос и предпочитал зачесывать их с боков на темя. Для маскировки плеши он носил лавровый венок, ставший его главным аксессуаром.

Мать Гая Юлия позаботилась о том, чтобы сын получил достойное воспитание. Он изучал греческий язык, литературу, риторику. Мальчик был субтилен и не обладал развитой мускулатурой, но тренировал свое тело, занимался плаванием и конной ездой. Когда ему было 15, отец скоропостижно скончался, и Гаю пришлось стать главой рода.

Честолюбивые планы юноши спутала гражданская война. Победивший диктатор Сулла потребовал, чтобы Гай Юлий развелся с дочерью опального патриция, однако тот отказался и бежал на остров Родос. Спустя время влиятельная родня с помощью взяток и связей добилась, чтобы Цезарь был прощен.

18-летний аристократ начал свою службу Риму в свите претора Марка Терма - наместника провинции Азия. Оценив неординарный ум молодого человека, Терм послал его к царю Вифинии Никомеду IV. Наместник хотел, чтобы Никомед помог римлянам кораблями в войне с городом Митилена. Цезарь блестяще справился с заданием. Хотя, по слухам, добился этого не столько умом, сколько телом. Молва приписывала Цезарю пассивную роль в его интрижке с Никомедом, что было унизительно даже для развратного Рима. Интересно, что сам Гай Юлий даже от намека на эту историю приходил в ярость, хотя обычно редко терял самообладание.

Впрочем, мужчиной Цезарь слыл любвеобильным. Легионеры, с которыми он завоевал половину Европы, шутили: «Берегитесь, граждане Рима, идет Цезарь, поскорее прячьте жен!». И в этой шутке была немалая доля правды - диктатор мог приказать доставить понравившуюся ему женщину в свои покои.

Несмотря на то что он был женат, в его распоряжении были десятки любовниц. Самая известная из них - знатная римлянка Сервилия Юния, связь с которой продолжалась 20 лет, вплоть до гибели Гая Юлия. В разгар этого романа у Сервилии родился сын, получивший имя Марк Брут. В Риме ходили упорные слухи, что его отцом является Цезарь. По некоторым сведениям, правитель и сам был в этом «почти уверен» и потому всячески оберегал его.

Другой известной возлюбленной консула была египетская царица Клеопатра. Их связь началась спонтанно. Цезарь был наслышан о красоте египетской правительницы, но в то время его больше волновала победа над его врагом Гнеем Помпеем. Последний, желая найти союзников в лице египетского царя Птолемея XIII, отправил к нему сына. Переговоры завершились тем, что египтяне послали 60 кораблей и 500 солдат в помощь Гнею Помпею, однако в битве при Фарсале Цезарь все равно победил. Поверженный Помпей бежал в Египет, но был там обезглавлен: тем самым египтяне хотели заслужить благосклонность Цезаря.

Когда в Александрию вошли легионы Цезаря, египтяне поднесли ему голову Помпея. Царь Птолемей надеялся, что, удовлетворившись смертью врага, римлянин покинет Египет. Но тот не собирался быстро уходить. Он хотел получить с египтян давний долг. А заодно под предлогом примирения Птолемея и его жены Клеопатры, хотел проверить: не могла ли эта женщина стать его доверенным лицом в Египте.

Встречи с римлянином искала и Клеопатра. В покои Цезаря ее принес в мешке для постельных принадлежностей сицилиец Аполлодор. Бросившись к ногам властителя, Клеопатра стала жаловаться ему на мужа. Однако слезы быстро уступили место интимным ласкам, по части которых гостья не имела равных. Ночь любви закончилась восстановлением Клеопатры на троне, а после, когда возмущенный Птолемей и его войско повернули мечи против римлян, - смертью египетского правителя.

Теперь уже ничто не мешало Цезарю и Клеопатре предаваться любовным утехам. Их путешествие по Нилу на 400 кораблях вошло в древние хроники как одно из самых роскошных «мероприятий» Античности.

Пробыв в Египте почти год, Цезарь был вынужден вернуться в Европу. Он даже не дождался рождения Клеопатрой его сына - Цезариона. Сама царица мечтала, что когда-нибудь Цезарион объединит под своим началом две страны -Рим и Египет. Для достижения этой цели в 46 году до н. э. она вместе с годовалым малышом прибыла в Рим.

Цезарь поселил любовницу и сына в своих покоях и окружил любовью. Он даже посвятил Клеопатре золотую статую в новом храме Венеры-Прародительницы. Но египтянка хотела большего - стать его официальной женой, чтобы их сын получил статус законного наследника. Юлий поначалу был не против (его брак со знатной римлянкой Кальпурнией оказался бездетным).

Вот только римская знать придерживалась иного мнения: любовниц у Цезаря может быть тысяча, но супруга - только одна.

В Риме все - и знать, и плебеи - недолюбливали чужеземку. Называя ее «царица», патриции лукаво отводили глаза, не добавляя имени. Кто-то из них нашептал Цезарю, что Клеопатра, будучи уже возлюбленной правителя Рима, не избавилась от прошлого любовника - сына Гнея Помпея. И именно от него мог быть рожден Цезарион. В итоге Гай Юлий охладел к египетской чаровнице. Последняя понимала, что ее положение при дворе могло в любой момент пошатнуться, и предприняла ряд шагов.

Ее невольным союзником стал другой аристократ - уже упомянутый Марк Брут. Он организовал заговор, чтобы помешать Цезарю объявить себя царем и перенести столицу в Александрию. Убийство правителя было запланировано на последнем заседании сената перед убытием Цезаря в Парфянский поход.

Когда Цезарь вошел в сенат, заговорщики разделились: одни встали позади кресла Цезаря, другие направились к нему с какой-то просьбой. Цезарь не захотел ее удовлетворять, но просители были настойчивы. Один из них схватил Цезаря за тогу -это был сигнал остальным.

Сенатор Каска обнажил меч и ударил Цезаря по затылку. Рана оказалась неглубока, и раненый закричал: «Негодяй Каска, что ты делаешь?!» Но вокруг уже была стена заговорщиков с обнаженными мечами, и, куда бы Цезарь ни взглянул в надежде на помощь, всюду видел ожесточенные лица, жаждавшие его смерти. Наконец, он заметил обласканного им «сына» - Марка Брута. Тот также сжимал кинжал. Цезарь лишь обреченно воскликнул: «И ты, дитя мое!»

Тело Цезаря был сожжено на форуме, но толпа требовала публичного оглашения завещания погибшего диктатора. Согласно ему правителем Рима стал внучатый племянник усопшего Гай Октавий, вошедший в историю как первый император Октавиан.
Напишите свой отзыв