#
Биография и личная жизньИскусство → Инна Чурикова - Не принцесса - королевна!

Инна Чурикова - Не принцесса - королевна!


Инна Чурикова

Ее творческая деятельность в целом сложилась благополучно: Инна Чурикова состоялась как актриса. В личной жизни тоже все прекрасно: живет с любимым мужем вот уже больше сорока лет, воспитала замечательного сына. Но было время, когда из-за невостребованности у нее буквально опускались руки...

На заре карьеры Инна очень комплексовала из-за своей нестандартной внешности. Она казалась сама себе гадким утенком среди актрис советского кинематографа, которые все, как на подбор, были писаными красавицами. Масла в огонь подливали «доброжелатели», регулярно напоминавшие Инне, что она далека от идеала, невыразительна и неартистична.

Сегодня никому не придет в голову назвать ее непривлекательной: за многие годы зрители смогли разглядеть и оценить своеобразие ее красоты. И с возрастом очарование Инны Михайловны только увеличивается. «Она не красива, она прекрасна!» - говорят о ней поклонники.

Инна появилась на свет в небольшом башкирском городке Белебей 5 октября 1943 года. Правда, воспоминаний в ее биографии о родине у нее не осталось, так как семья перебралась в Подмосковье вскоре после рождения дочери. Ее родители были агрономами, работали в НИИ сельского хозяйства. Жили в бараке вместе с другими молодыми семьями и об удобствах даже не мечтали.

Были рады уже тому, что удалось найти хорошую работу и жилье в столице. Мама Инны, обожавшая цветы и прекрасно в них разбиравшаяся, разбила возле барака роскошные клумбы, которыми приходили любоваться все соседи.

Любимая кукла Инны была самодельной, из варежки. Несмотря на нужду и невзгоды послевоенного времени, биография детства Инны Чуриковой было вполне счастливой. В их доме всегда царила теплая атмосфера, звучали шутки и смех. Больше всего девочка любила Новый год.

По семейной традиции, время подарков наступало в девять вечера. Звонил будильник, Инна в радостном предвкушении бежала к елке и разворачивала блестящие свертки, в которых обнаруживались чудесные вещи: конфеты, мандарины, краски, цветные карандаши, игрушки.

Инна росла необыкновенно впечатлительной и эмоциональной девочкой. Она безудержно рыдала, пожалев какого-нибудь сказочного героя, захлебывалась от восторга, увидев радугу, и радостно визжала, впервые в жизни взяв в руки майского жука. Одно из самых сильных потрясений ее детства было связано с симпатичным поросенком Борькой, которого Инна так любила кормить и чесать за ушком.

Однажды она обнаружила, что поросенок исчез, а потом узнала, куда он делся... Это было крушение всего мира. Девочку охватил непередаваемый ужас, слезы текли ручьями, у нее даже на какое-то время пропал голос. Родители долго потом корили себя, что не уберегли чувствительного ребенка от суровой правды жизни.

Первая встреча будущей актрисы Чуриковой с искусством произошла в подмосковном клубе, где на натянутой над сценой простыне демонстрировали кинофильмы. Старый киноаппарат трещал, пленка часто обрывалась, но для Инны это не имело значения. Она не могла оторвать глаз от экрана, где как будто открывалось окно в другой мир, необыкновенный и невероятно привлекательный. Тогда она и решила: буду актрисой.

Мама, как ни странно, поддержала дочку: «Конечно, будешь, ведь ты у меня самая красивая, самая умная и вообще самая-самая». Потом, когда Инна станет взрослой, и судьба начнет подбрасывать ей испытание за испытанием, она будет повторять эти слова, как мантру. И они всегда будут ей помогать.

Мама была для Инны лучшим другом, особенно в тот сложный период, когда они с отцом развелись: сумела сохранить дружеские отношения, чтобы дочь общалась с папой. А еще она всегда была для Инны примером. Обычная деревенская девчонка, которой приходилось ходить в школу пешком за десять километров, не только получила высшее образование, но и защитила две диссертации, а впоследствии стала профессором.

С детских лет Инна Чурикова рвалась на сцену, а пока возможности взобраться на подмостки не было, годился и табурет. Девочка бойко читала стихи гостям, пела незамысловатые песенки и даже пыталась танцевать, с трудом удерживая равновесие. А потом, дождавшись аплодисментов, чинно раскланивалась. При первой же возможности Инна записалась в театральный кружок.

Случилось это в пионерском лагере. Она навсегда запомнила тот трепет, который охватил ее, когда поднялся занавес и на нее уставились несколько десятков глаз. И маленькая артистка не испугалась, а звонким голосом произнесла все, что было положено по сценарию.

В последних классах школы Инна оказалась в молодежной студии при Театре имени Станиславского. Самозабвенно разучивала роли и не думала ни о какой профессии, кроме актерской. Правда, иногда ей намекали, что у нее не совсем подходящая внешность, и в театральные вузы таких не берут. Конечно, ее это расстраивало, но тут опять вмешивалась мама. Она убеждала дочку, что у нее несомненный талант и очень подходящая внешность.

После школы Инна подала документы сразу в три театральных вуза. В Щукинское училище ее не взяли из-за того самого «внешнего несоответствия». «Вы давно на себя в зеркало смотрели?» - жестоко спросил ее один из преподавателей. Девушка выбежала с экзамена в слезах.

В Школу-студию при МХАТ Чурикова не попала, потому что была слишком смешной. Когда читала «Женитьбу» Гоголя, члены приемной комиссии буквально сползали со стульев от смеха. Чтобы убедиться в наличии у претендентки еще и драматического таланта, попросили продемонстрировать что-нибудь соответствующее. Инна выбрала Пушкина. Читала серьезно, погрузившись в себя, с закрытыми глазами... а комиссия все равно веселилась.

Зато Щепкинское училище приняло будущую звезду с распростертыми объятиями. Понимая, что терять ей нечего, Инна отбросила смущение и выложилась на экзамене по полной. «Она или гений, или дура», - сказал один из членов комиссии. Остальные решили, что первый вариант ближе к истине.

После училища Инну не брали ни в один театр. «Фактура не та», - говорили актрисе. Принял в труппу только ТЮЗ, и она несколько лет играла лисичек, белочек и зайчиков.

Правда, в кино Чурикову иногда все же приглашали, но только на эпизодические роли странных девушек.

Когда поступило предложение сняться в сказке «Морозко», пусть и в роли ленивой и алчной сестрицы главной героини, Чурикова согласилась, не раздумывая. На съемках было много забавных моментов: Инна хохотала, когда свеклой ей рисовали румяные щеки и черным карандашом жирно обводили брови.

Вместо яблок, которые по сценарию Марфушеньке-душеньке надо было с аппетитом уплетать перед камерой, Инне приносили сырой лук и снимали несколько дублей. Но и этот эпизод не расстраивал актрису. Только когда съемки были окончены и Чуриковой показали черновой вариант картины, она горько разрыдалась. «Неужели я, и правда, такая уродина?» - в слезах восклицала она.

Появились мысли навсегда уйти из кино. Но, к удивлению актрисы, зрители полюбили не только саму сказку, но и ее героиню. Ведь Марфушка - отрицательный персонаж и вовсе не обязана иметь привлекательную наружность.

Фильм перевели на иностранные языки и показывали во многих странах мира. Больше всего «Морозко» понравился чехам. В Чехословакии он стал чем-то вроде нашей «Иронии судьбы...», его каждый год повторяли в новогодние праздники. А Инне досталась именная серебряная медаль от чешского посла, она стала первой в череде многочисленных наград актрисы.

К удивлению создателей фильма, американцы поняли сказку с точностью до наоборот: посчитали Настеньку, которая замерзает, но не признается в этом Морозко, очень странной. Зато Марфушка показалась им настоящей положительной героиней, ведь она заботится о достатке своей будущей семьи, хочет найти богатого мужа и устроить свою жизнь - что же в этом плохого?..

Инне было всего 23 года, когда произошло событие, изменившее ее судьбу -и творческую, и личную. Режиссер Глеб Панфилов искал актрису на главную роль в фильме о Гражданской войне «В огне брода нет». Роль была довольно необычной для своего времени.

Тогда на экранах царили пламенные комсомолки и убежденные революционерки с горящими глазами, а здесь речь шла об обычной девушке - некрасивой, немного забавной и очень трогательной. Увидев Инну в тюзовском спектакле в роли Бабы-яги, Панфилов понял: вот она, его героиня Таня Теткина!

Чурикова шла на пробы, полная сомнений. Сценарий ей понравился, но режиссера она не знала и не была уверена, что из их работы выйдет что-то путное. Увидев Панфилова, она испытала некоторое разочарование: он показался ей слишком взрослым и серьезным, даже каким-то угрюмым. А Глебу было всего 32 года, и, несмотря на солидную внешность, он оказался творческим, веселым и фонтанирующим идеями человеком.

С каждым днем режиссер нравился Инне все больше и больше. С ним никогда не было скучно, он знал много интересного, а их мысли очень часто текли в одном направлении. Вскоре девушка стала со страхом думать о том, что будет, когда съемки закончатся, ведь у нее тогда не окажется повода встречаться с ним каждый день. В какой-то момент Инна вдруг осознала, что по уши влюбилась в режиссера. Ее чувства оказались взаимными.

Они поселились в крошечной однокомнатной хрущевке с пятиметровой кухней и сидячей ванной. Из мебели - только матрас и табурет, вещи хранились в коробках и чемоданах. Панфилов писал свои сценарии на полу, используя табурет в качестве письменного стола, а Инна готовила, пристроив над раковиной разделочную доску.

Супруги до сих пор с ностальгией вспоминают начало своей личной жизни, свое первое жилище, где появился на свет их сын Ваня, где он произнес первое слово, сделал первые шаги. «Мапа!» - так говорил малыш, воспринимая родителей единым целым.

Следующий сценарий Глеб Панфилов писал специально для своей молодой жены. Он давно мечтал снять картину о Жанне д'Арк, но Госкино на это не соглашалось, и ему пришлось «встроить» историю о французской героине в фильм о ткачихе Паше Строгановой. Инна должна была играть обе роли.

«Госкино» упорно не хотело утверждать Чурикову. Панфилову настоятельно советовали подобрать другую актрису, однако он стоял на своем. Через много лет Инна узнала, что ее фамилия была в «черном списке» артистов, которых режиссерам не рекомендовали снимать в главных ролях, чтобы она своим видом «не клеветала на государство, партию и красоту советского человека».

Долгие годы актриса оставалась в этом списке, впоследствии уже не из-за «неформатной» внешности, а потому, что всегда была скрытой диссиденткой. Она,- конечно, не устраивала акций протеста против существующего строя, но и мнения своего по многим вопросам не скрывала. На борьбу и всевозможные согласования по фильму ушло четыре года. Все это время у Инны, которая вынуждена была уйти из ТЮЗа ради съемок, практически не было работы.

Глеб тоже перебивался случайными заработками. Экономили на всем, перебивались одной крупой и картошкой. Был даже момент, когда супруги собирали и сдавали бутылки, чтобы купить самое необходимое. Но взаимная любовь, поддержка друг друга и вера в то, что все обязательно получится, не давали отчаиваться.

Фильм имел громкий успех среди кинокритиков. Инна и Глеб побывали в Венеции, получили призы Международного фестиваля. К сожалению, далеко не все зрители разделяли мнение профессионалов. После выхода фильма на Инну обрушился шквал писем с критикой. И снова из-за ее внешности! Самые «добрые» советовали актрисе срочно поменять прическу и научиться делать макияж.

Другие не церемонились и прямым текстом писали, что ей не место в советском кинематографе. Только благодаря поддержке близких, в первую очередь Глеба, актриса пережила обрушившийся на нее кошмар.

Инна продолжила сниматься в фильмах мужа, а вскоре и другие режиссеры разглядели и оценили ее мастерство. Марк Захаров пригласил ее в «Ленком», и она до сих пор остается верна этому театру, играя множество значимых ролей. Теперь зрители, которым раньше она казалась чудаковатой и странной, чуть ли не блаженной, готовы носить ее на руках.

Чурикова никогда не боялась быть не такой как все, выглядеть смешной и даже нелепой. Главное для нее -полностью раскрыть роль, вжиться в образ. Глянцевая красота - это не ее амплуа, ее яркой индивидуальности было бы в нем слишком тесно.

Инна и Глеб называют себя сиамскими близнецами. Они вместе уже больше сорока лет - и как супруги, и как коллеги. На их счету множество фильмов и спектаклей, а самое главное достижение - сын Ваня. Он не захотел пойти по стопам родителей и выбрал другую профессию, хотя Инна Михайловна до сих пор жалеет об этом, ведь она уверена, что ее мальчик не обделен талантом. Несколько лет назад любимые мужчины сделали Чуриковой роскошный подарок: муж написал сценарий, а сын снялся вместе с ней в фильме «Без вины виноватые».

Как и в любой семье, в личной жизни у Инны Михайловны и Глеба Анатольевича случаются размолвки и ссоры, но это никогда не переходит во что-то серьезное, ведь они оба отходчивы. Иногда они сердятся друг на друга, перестают разговаривать, а потом вдруг случайно встречаются взглядами и начинают хохотать.

«Ведь это так смешно, когда два взрослых человека дуются друг на друга. И очень глупо тратить свою жизнь на переживания по поводу чужих недостатков. Гораздо лучше видеть и помнить только хорошее», - убеждена актриса Инна Чурикова.

Автор: Лина Филимонова
Напишите свой отзыв